Статья «Способы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

3
1
Материал опубликован 29 October 2022

Способы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов;

Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.

Функциональная грамотность - способность человека применять приобретенные знания, умения и навыки для достижения поставленных целей и решения различных жизненных задач в различных сферах деятельности.

Функциональная грамотность - в широком смысле – совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-экономическое развитие страны;

в узком смысле – ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.

Можно и не обращаться к исследованиям, достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее.

Последний вид чтения обязателен как для учащихся, так и для тех, кто и дальше будет обучаться в вузах.

Каждый из этих видов чтения позволяет формировать читательскую грамотность.

Читательская грамотность предполагает работу с опорой на внетекстовые знания и на работу с текстом. И, как показывает практика,учащиеся намного хуже работают с внетекстовыми заданиями. Лучше получается работа с опорой на текст. Здесь ученики находят и извлекают информацию, затем ее интегрируют или интепретируют, а потом уже осмысливают и оценивают.

Интерпретация «истолкование» или «объяснение» заключается в способности выполнения следующих умственных действий: составление выводов; краткое формулирование главных мыслей автора; составление умозаключения о каких-либо событиях; определение причинно-следственных связей. Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте.

Таким образом,умения учащихся можно распределить на три блока:

1.поиск и извлечение информации

2. интепретация и преобразование

3.оценка и критическое мышление

Первый блок самый простой, он удается даже ученикам начальной школы

В 5 классе из различных текстов ученики находят и извлекают информацию

6 класс- применяют извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем

7 класс – анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

8 класс – оценивает форму и содержание текстов в рамках предметного содержания

9 класс – оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания

Здесь ключевое слово –метапредметного!!

В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности.

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.


Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает...
Отвечает на вопросы...
Начальная форма имени существительного - ... падеж...числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
... или ....
... или ...
Относятся к ... или ..., или ... роду, к ... , или ... , или ..... склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:....
Существительные изменяются по ... и ... .
3) В предложении имя существительное может быть как ..., ... , ... , ... , ... .
Имя существительное не является членом предложения, если...

Прием «Верите ли вы, что...»(+ -)
Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил.
Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.



Приемы графической переработки учебного материала
Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием
формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные
смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это
могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты,
образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»
центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,
более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи

Приём «Опорный конспект»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию
из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической
информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под
рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык
графика, схемы, диаграммы

Приемы, используемые при групповой работе:

Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в
нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят,
совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер
передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед
всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время

Творческое чтение.

Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в
правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики
могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Приём «Написание творческих работ»

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

"Чтение про себя с вопросами"
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы,
которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором»

Приём – «Чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии
урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

"Синквейн"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном,
главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие
способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного
текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором
синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).

В методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др.

Формированию читательской грамотности наши ученики обучаются и по заданиям тематических тестов, ВПР,ОГЭ,ЕГЭ. Остановимся на отдельных заданиях

ВПР

С 5 класса по 8 класс

Задания к тексту 2 проверяют сформированность

- навыков различных видов чтения и информационной обработки текста;

- адекватного понимания текстов различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;

- навыков анализа текста с точки зрения его темы, микротемы, основной мысли, основной и второстепенной информации;

- навыков анализа текста с точки зрения средств языковой выразительности и лексики

Вопросы формирования читательской грамотности остаются актуальными на протяжении всех лет



Задания

5

6

7

8


Номера заданий

Основная мысль текста

8

9

9

7

Извлечение информации

9

11

11

-

Типы речи

10

-

10

-

Лексич.знач.слова

11

12

12

10

Лексич.анализ

12

-

-

-

Стилистич.окраска

-

13

13

-

Значение фразеологизмов, пословиц

-

14

14

14

План текста

-

10

-

-

Средства выразительности

-

-

-

9



Что конкретно по текстам?

1.Поиск и извлечение информации

Текст для 5 класса

1.Какой факт , по мнению автора, свидетельствует о том, что Дианка не испугалась хозяев раненой собаки? (опора на текст)

Задание 8 дается вопрос к тексту

Как вы думаете, в заглавии автор выразил тему текста или его основную мысль? Обоснуйте свое мнение и запишите ответ.

Здесь обязательно надо сначала вспомнить, что такое тема текста и что такое основная мысль текста.- это уже анализ!

6 класс

1.Чем вызван интерес рассказчика к кедру?(поиск и извлечение информации)

класс – интерпретация текста

Здесь даются тексты другого типа.

К 6-7 классам требуется уже более аналитическая работа

1.Как вы думаете, рассказчик – это ребенок,молодой мужчина или пожилой человек? Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов, подтверждающих ваш ответ.

2.После прочтения текста надо определить:

- в задании 9 основную мысль текста

- в задании 10 –какой тип речи представлен в предложениях

- в задании 11- в чём заключается философский смысл идеи

- в задании 12 –лексическое значение слова и подобрать синоним

- в задании 13 найти стилистически окрашенное слово

- в задании 14 объяснить значение пословицы

Насколько ученик понял смысл пословицы, настолько правильно у него происходит сформированность читательской грамотности

В 8 классе аналогичные задания. Но всё равно не повторяются

Например, задание 14 – вспомните и запишите полный вариант пословицы, которую автор выносит в заголовок текста. Что означает эта пословица? (анализ,интерпретация)

Работа с текстами ОГЭ 9 класс

Задания 6-9 выполняются на основе текста

Задание 6 – анализ содержания текста

(извлечение информации)

Задания 7,8 – найти средства выразительности и лексический анализ

( анализ и интепретация)

Более высокий уровень владения читательской грамотностью – это оценка и осмысление

- Задания 9.1;9.2;9.3;- сочинение

В каждом из этих заданий ученик должен показать своё умение читать текст, поскольку в каждом из этих заданий требуется приводить примеры, опираясь на прочитанный текст.

Например,в задании 9.3 надо не только ответить на вопрос, но и привести примеры из художественных произведений и жизненного опыта.

Осознание всего этого формирует оценку и критическое осмысление читательской грамотности.

Работа с текстами ЕГЭ

Задание 1 Это работа с текстами разных стилей и жанров.

Найти верные характеристики фрагмента текста

Уже само задание звучит по-новому. Тексты тоже обновляются. Уже есть тексты – интервью . Вырос и объём текстов. В чём преимущество таких текстов? До этого наши ученики не всегда понимали разницу,т.к. тексты были только из художественных произведений. Теперь это тексты научные. официально-деловые, публицистические.

Это задание направлено на поиск и извлечение информации: какие проблемы обсуждаются, какие точки зрения высказываются. Насколько правильно ответят ученики показывает. Смогли они понять, что хотел сказать человек в интервью, какова главная информация.

Задание 2 Самостоятельно подобрать определенную часть речи в предложении

(интерпретация и преобразование).Здесь надо понять не только смысловые отношения содержания текста, но и попытаться преобразовать , т.к. ответов может быть несколько,но ученик должен остановиться на одном.

Задание 3 Прочитать фрагмент словарной статьи, определить значение слова

(поиск и извлечение информации). Если ученик не понял содержания текста, то определить, в каком значении стоит слово,для него будет трудно.

Задания 22-27 работа по большому тексту – это формирование умений читательской грамотности.

А когда наступает час ЕГЭ – это уже проверка сформированности умений и знаний учеников.

Задание 22 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? (извлечение информации)

Задание 23 Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? (извлечение и интерпретация)

Задание 24 Выписать слова с определённым значением (извлечение и интерпретация информации)

Задание 25 Найти предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения (извлечение информации)

Задание 26 Средства выразительности (анализ и интерпретация)

Задание 27 – сочинение

В этом задании ученики показывают совокупность и знаний,и умений, полученных на протяжении обучения в школе: умение извлекать информацию, умение интепретировать и преобразовывать информацию, оценивать и критически осмысливать эту информацию – всё это ученик демонстрирует в сочинении.

1.Комментарий должен быть с опорой на прочитанный текст

2.Чётко сказано, что при аргументации своего мнения ученик может использовать сведения, полученные как из текста, так и из художественных произведений и жизненного опыта.

3. При выявлении проблемы исходного текста интепретируется, оценивается и даётся результат.

Таким образом, читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит основанием для формирования финансовой, естественно-научной грамотности, умение критически мыслить и анализировать.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Маргарита Александровна! Все по полочкам разложили, показали. Понятно коллегам.

6 June 2023

Похожие публикации