Статья на тему «Формирование читательской грамотности на уроках литературы»
Формирование читательской грамотности
на уроках литературы
Камаева Жанна Абрековна
учитель русского языка и литературы
МОУ Аргаяшской СОШ №2
«Чтение – вот лучшее учение»,- писал А.С. Пушкин. С этим суждением согласится каждый из нас. Только тот человек, который много и осознанно читает, накапливает багаж знаний, становится грамотным, успешным в жизни.
Что такое читательская грамотность? По определению, предложенному в исследовании PISA, читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В мире современных цифровых технологий, огромного потока и объема информации проблема формирования читательской грамотности в образовательной сфере стоит особенно остро.
Как научить учащихся не только находить достоверную, значимую, актуальную информацию, но и извлекать из нее нужное, полезное, использовать её в практической деятельности?
Как находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема; соотносить информацию из разных текстов, критически оценивать её и делать собственный вывод.
Эти проблемы были важны во все времена, но в наши дни они особенно актуальны.
Чтение – многогранная способность, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на содержании, проверяемых видах деятельности, ситуациях, в которых читаются тексты за пределами школы.
По содержанию тексты можно разделить на сплошные, несплошные, смешанные.
К сплошным текстам относятся художественные тексты, журналы, газетные статьи и др.
К несплошным – графики, диаграммы, таблицы, схемы,карты, расписания, каталоги и др.
Смешанные тексты – это веб-страницы, инфографика, объявления…
По проверяемым видам деятельности работа с текстом заключается в:
поиске информации (процесс определения места, где эта информация содержится)
извлечении информации (процесс отбора и предъявление конкретной информации, запрашиваемой в вопросе)
толковании или интерпретации текста (извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую)
интеграции или связывании отдельных сообщений текста в единое целое
осмыслении и оценки текста (читатель должен создать собственное толкование текста, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других источников)
использовании информации из текста (умение читателя применять информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-практических и учебно-познавательных задач).
Различают следующие ситуации общения человека с текстом:
Чтение для личных целей (письма, блоги, чаты, смс, художественная литература)
Чтение для общественных целей (официальные документы, газетные новости, форумы в Интернете)
Чтение для практических целей (инструкции, реклама, афиши)
Чтение для получения образования (учебная, справочная литература, научно-популярные тексты)
Существуют различные технологии, направленные на формирование читательской грамотности. В практике работы мною используются стратегии смыслового чтения Н.Н.Сметанниковой.
Данная технология включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения.
Для развития интереса обучающихся познанию нового, мотивации к чтению, необходимо особое внимание уделять стратегиям работы с текстом до чтения. В.А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ними даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».
«Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Ориентиры предвосхищения», «Глоссарий», «Лови ошибку», «Рассечение вопроса», «Соревнуемся с писателем» - стратегии, используемые мною на уроках литературы, направленные на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, на создание мотивации к чтению.
Рассмотрим анализ стихотворения А.Н. Вертинского «Доченьки» с использованием стратегий успешного чтения.
Целью стратегии «Мозговой штурм» является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Перед анализом стихотворения семиклассникам предлагается записать свои ассоциативные слова к слову доченьки. Учащиеся записывают такие слова, как: ангелы, детство, любовь, колыбель, игрушки, родители…
На следующем этапе «Мозгового штурма» можно задать следующие вопросы:1) Вам известен автор стихотворения «Доченьки»? 2) Что вы знаете об этом авторе? 3) О чём, как вы думаете, это стихотворение? Затем демонстрируется небольшая презентация по биографии А.Н. Вертинского, озвучивается весь текст стихотворения и проверяется, адекватна ли информация, данная при «Мозговом штурме», тому, что узнали из презентации и текста.
Актуализировать и повторить словарь - цель стратегии «Глоссарий».
Перед чтением стихотворения «Доченьки» учащиеся обращаются к списку слов и отмечают те, которые могут быть связаны с текстом: восхищает, против, девчонки, мальчики, гнездо, соловьи, Родина, детство, ноченьки, мечта, мама, дедушка. Прочитав текст, учащиеся возвращаются к данным словам и снова обращаются значению и употреблению слов, использованных в тексте.
Стратегия «Лови ошибку» формирует умения читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Перед изучением темы «Пословицы и поговорки» учащимся седьмого класса предлагается текст, в котором они должны найти фактические ошибки.
Пословицы и поговорки имеют только переносный смысл. Пословица отличается от поговорки тем, что она – часть суждения. Г.Р. Державин восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за прелесть!»???????
Следующий эффективный приём – «Ориентиры предвосхищения», целью которого является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Прежде чем приступить к чтению текста, учащиеся заполняют таблицу, в которой выражают свое отношение к суждениям автора или героев текста ( «+» - согласен, «- » - не согласен ).
Перед изучением повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» обучающимся предлагается следующая таблица.
до чтения текста | суждение | после чтения текста |
| -Терпи, козак, -атаманом будешь. | |
| -А что мне отец, товарищи и Отчизна? | |
| -Я тебя породил, я тебя и убью. | |
После изучения повести учащиеся вновь возвращаются к данной таблице, заполняют правую колонку и объясняют свои решения.
На мой взгляд, работа с заглавием текста должна присутствовать обязательно на уроке. В этом направлении помогает стратегия «Рассечение вопроса» - смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Интересные и неожиданные суждения можно услышать от семиклассников при анализе заглавий таких текстов, как: «Хамелеон» А.П. Чехова, «Юшка» А.П. Платонова, «Кусака» Л.Н. Андреева, «О чём плачут лошади» Ф.А. Абрамова.
При наличии в тексте иллюстраций предлагаем использовать приём «Соревнуемся с писателем». Цель данной стратегии – мотивировать учащихся на прочтение книги. Изучив иллюстрации, ученики предлагают свой вариант сюжета текста.
Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание “Прочитайте текст”, а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащимся читать незнакомый текст, выше мотивация к познанию нового и достигаемые результаты обучения.