Статья на тему «Соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность»
Т.А. Лескина
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ»
И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
Основной целью образования является подготовка конкурентоспособного ученика, который в будущем будет готов к эффективной работе по специальности на конкурентном рынке труда. Проблему подготовки конкурентоспособного специалиста, то есть профессионала, способного эффективно достигать поставленной цели в быстро меняющихся ситуациях современной жизни за счет владения методами решения большого спектра профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств, следует рассматривать с позиции компетентностного подхода.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки, как самих понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и результату образования. Как отмечает И.А. Зимняя, «есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются».1
Рассмотрим определения «компетенция» и «компетентность», которые дают сторонники первого варианта.
В.И. Даль под компетентностью понимает полноправность и использует ее в основном в юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о чем или кого-либо… судья полноправный»2. Понятие «компетенция» данным автором не упоминается. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность и компетенция составляют у В.И. Даля единое понятие.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой компетенция определяется как «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен», а компетентность как «обладание знанием, осведомленность, авторитетность в какой либо области»3.
В работах некоторых исследователей (Н.Д. Гальскова4, З.И. Клычнико-ва5, Е.Н. Соловова6) также понятия «компетентность» и «компетенция» используются как взаимозаменяемые, тождественные, различия между ними не акцентируются.
Однако современные исследователи все чаще склоняются к разграничению данных понятий. Компетентность они рассматривают как:
- «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально-грамотные суждения, оценки, мнения»7;
- «особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности»8.
- характеристику человека как субъекта специализированной деятельности, «где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей».9
- «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области»10.
- сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного, «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире».11
Вместе с тем предпринимаются попытки дать более детальное раскрытие сущности компетентности. Так, И.А. Зимняя полагает, что компетентность включает такие характеристики, как а) готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности»12. В такой трактовке приведенные характеристики рассматриваются ей в качестве общих ориентированных критериев оценки содержания компетентности.
Заслуживает внимания подход Ю.Ф. Майсурадзе к определению компетентности, считающего необходимым выделить три его составляющие:
- определение компетентности как знания дела, знания науки управления;
- включения в содержание компетентности уровня образования, опыта работы по специальности, стаж работы;
- рассмотрение компетентности во взаимосвязи знаний и способов реализации их на практике13.
По мнению данного автора, в контексте этих составляющих следует различать компетентности: профессиональную, социально-психологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую, социальную, психологичес-кую. Соответственно, необходимо различать и смысл понятия компетент-ности в рамках различных трактовок.
М. Кяэрст при раскрытии содержания компетентности отмечает необходимость выделения следующих компонентов:
- предпосылки компетентности (способности, талант, знания);
- деятельность человека (работа), как процесс (ее описания, структура, характеристика, признаки);
- результаты деятельности (плоды труда, изменения в объектах деятельности).
Мнение этого исследователя заслуживает внимания в силу того, что содержание компетентности он определяет применительно к работе управленческого аппарата. Данное понятие, с его точки зрения, 1) выражает интеллектуальное соответствие лица, относящегося к руководящему персоналу, тем задачам, решение которых обязательно для работающего на этой должности человека; 2) определяется количеством и качеством задач, сформулированных и решенных лицом, относящимся к руководящему персоналу, в его основной работе; 3) является одним из компонентов личности или совокупности известных свойств личности, обусловливающих успех в решении основных задач; 4) представляет систему известных свойств личности, выражающихся в результативности решенных проблемных задач; 5) является одним из свойств проявления личности и заключается в эффективном решении проблем, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации14.
Опираясь на приведенные точки зрения, под компетентностью мы понимаем стремление и готовность специалиста к развитию способностей на основе владения специально-организованными знаниями при реализации своего потенциала для успешной деятельности в какой-либо области.
Рассматривая компетентность в качестве желаемого результата подготовки специалиста с высшим образованием, многие исследователи (Э.Ф. Зеер15, И.А. Зимняя16, Н.В. Кузьмина17, А.К. Маркова18, А.М. Новиков19, Ю.Г. Татур20]) стремятся описать его наличием некоторого набора компетенций. По их мнению, использование компетенций как главных целевых установок при подготовке специалиста с высшим образованием означает существенный сдвиг в сторону личностно ориентированного обучения, попытку реализовать деятельностно-практическую и культурологическую составляющие образования, перейти от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции.
Содержание понятия «компетенция» до сих пор точно не определено.
Авторы неоднозначно трактуют данное понятие:
- как определенную сферу, круг вопросов, который человек уполномочен решить21;
- обширный набор навыков, знаний и установок22;
- эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места; овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде; способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды23;
- интегративную целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность24;
- мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений в условиях конкретной деятельности;
- некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые проявляются в компетентности человека25;
- личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач26.
Особое методологическое значение для раскрытия сущности понятия компетенция приобретает определение, данное ФГОС ВПО, согласно которому компетенция - это «способность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области»27. В данном определении отмечается важность обладания личностными качествами для того, чтобы овладеть компетенциями.
Такой же позиции придерживается А.В. Хуторской, по мнению которого «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, в необходимых для качественной продуктивности деятельности по отношению к ним»28. Однако, А.В. Хуторской высказывает не бесспорную, на наш взгляд, точку зрения, что компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, а компетентность – уже состоявшееся его личностное образование.
Следует также отметить, что данный ученый выделяет отдельно образовательную компетенцию, определяя ее как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Особенно подчеркивается, что надо отличать просто «компетенцию» от «образовательной компетенции»29.
Несмотря на существенные различия в определениях понятий «компетентность» и «компетенция», можно проследить некоторые сходные черты, а именно: в них акцентируется опыт деятельности личности, ее активная позиция, готовность к действию, а также связи с деятельным результатом обучения, направленным на разные способности соединять базовые элементы (знания, умения, навыки) в единое целое для достижения высокого уровня исполнения действий в зависимости от цели, контекста, ситуации.
Таким образом, на основе анализа различных точек зрения исследователей по вопросу соотношения понятий «компетенция» и «компетентность» можно с полным основанием считать, что компетенция есть некоторая комплексная характеристика человека, которая проявляется в конкретной деятельности. Она включает в себя наряду со знаниями, умениями и навыками, определенную мотивационную базу, когнитивные, аффективные и волевые компоненты. Компетентность, в свою очередь, это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Список использованной литературы:
Зимняя, И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4-13.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; под ред. М.И. Бодуэна де Куртене: в четырех томах. М.: Цитадель, 1998. Т. 2.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999.
Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. М.: АРКТИ - Глосса, 2000.
Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя / З.И. Клычникова. М.: Просвещение, 1983.
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002.
Безрукова, В.С. Словарь нового педагогического мышления / В.С. Безрукова. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989.
Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997.
Огарев В.И. Компетентностное образование: социальный аспект. СПб: Изд-во РАИ ИОВ, 1995.
Татур, Ю.Г. Образовательная система России. М: Высш. шк., 1999.
Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. - С. 32-38.
Майсурадзе Ю.Ф. Роль образования и повышения компетентности руководящих кадров//Научное управление обществом. М., 1976. Вып.10. С. 277-298.
Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией //Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980. С.45-67.
Зимняя, И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4-13.
Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. № 4.
С. 23-30.
Зимняя, И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4-13.
Кузьмина, В.Н. Методы исследования педагогической деятельнос / В.Н. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинг. унив-та, 1970.
Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 21-26.
Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадокс наследия. Векторы развития / А.М. Новиков. М.: Эгвес, 2000.
Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко 2-му заседанию методол. семинара: авторская версия / Ю.Г. Татур. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Мясников, В. Компетенции и педагогические измерения / В. Мясников, Н. Найденова // Народное образование. 2006. № 9. С. 147-151.
Гришахова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых / Н.А. Гришахова // Материалы к 3-му заседанию методологического семинара. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.
Борчаева А.А. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: научные труды СГА. М.: Изд-во СГУ, 2009.
Ильченко О.А. Компетентностный подход к формированию стандартов профессионального образования. //Открытое образование. 2004. № 4. С. 4 – 8.
Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования. Макет / Российское образование: Федеральный портал URL: http:// www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.// Интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
1 Зимняя, И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования // Проблемы качества образования. М.; 2003. С.6.
2 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; под ред. М.И. Бодуэна де Куртене: в четырех томах. М.: Цитадель, 1998. Т.2. С.375.
3 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С.294
4 См.: Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. М.: АРКТИ - Глосса, 2000.
5 См.: Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
6 См.: 6. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.
7 Безрукова, В.С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. С.46.
8 Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. С. 360.
9 Огарев В.И. Компетентностное образование: социальный аспект. СПб: Изд-во РАИ ИОВ, 1995. С. 10.
10 Татур, Ю.Г. Образовательная система России. М. : Высш. шк., 1999. С.7.
11 Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 33.
12 Зимняя И.А. Указ. сн. 1.
13 См.: Майсурадзе Ю.Ф. Роль образования и повышения компетентности руководящих кадров//Научное управление обществом. М., 1976.Вып.10. С.277-298.
14 См.: Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией //Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980.С.45-67.
15См.: Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
16 См.: Зимняя, И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования // Проблемы качества образования. М.; Уфа: 2003. С. 4-13.
17См.: Кузьмина, В.Н. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Ленинг. унив-та, 1970.
18 См.:Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 21-26.
19 См.:Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадокс наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000.
20 См.: Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материа¬лы ко 2-му заседанию методол. семинара: авторская версия. М.: 2004.
21См.: Маркова, А.К. Указ. сн. С.4.
22 См.:Мясников, В. Компетенции и педагогические измерения // Народное образование. 2006. № 9. С. 147-151.
23 См.:Гришахова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых // Материалы к 3-му заседанию методологического семинара. М.:2004. С. 16
24 Зеер,Э., Сыманюк, Э. Указ. сн. 15.
25 См.:Борчаева А.А. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: научные труды СГА. М.: Изд-во СГУ, 2009.
26 См.:Ильченко О.А. Компетентностный подход к формированию стандартов профессионального образования. //Открытое образование. 2004. № 4. С. 4 – 8.
27 Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования. Макет / Российское образование: Федеральный портал URL: http:// www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm
28 Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.// Интернет-журнал «Эйдос»
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
29 Хуторской, А.В. Указ. сн. 28.
9