12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зернова Наталья Владимировна74
Педагог-психолог
Россия, Карелия респ.

Консультация педагога –психолога,

в целях повышения психолого - педагогической компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних МДОУ.

Педагог-психолог: Зернова Н.В.

Чтобы быть родителем, необходимо достичь осознания своей ключевой роли не только для детей, но и в семье в целом.

Формирование ответственного родительства в детской и взрослой среде базируется на родительском просвещении, формировании и пропаганде семейных ценностей среди взрослых и детей.

Родительское просвещение – это форма дополнительного образования взрослых, основной целью которой является формирование формулировки и самокорректировки родительской позиции.

Родительская позиция – это совокупность отношений родителя к себе, к

своему ребенку, к семье, к своему роду, к своей малой и большой Родине, к

педагогу, к образовательной организации, к образованию в целом.


Цель родительского просвещения – формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.


Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.)


Родительская компетентность – это знание основ семейной психологии и грамотность в вопросах развития, воспитания и образования собственных детей.

Одной из приоритетных форм организации психолого-педагогического просвещения родителей может являться размещение на разных специальных ресурсах (сайт МДОУ, социальные сети) информационно-методических, тематических материалов, адресованных родителям или законным представителям.



ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Семья – это основанная в объединении супругов, малая социальная группа, которая предусматривает совместное проживание и ведение быта.

Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности. Ядром семьи не всегда являются брачные отношения. Семья – более сложная система отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких.

Семья имеет определенную сферу жизненных процессов, которая связана с какими-то нуждами каждого индивидуума семейного круга. Это и есть ее главные функции.

Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере – любви, заботы, уважения, понимания, поддержки.

Существует большое количество классификаций определений функций семьи.

По мнению Гребенникова И.В. основными функциями семьи являются:

1. Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода.

2. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности.

3. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи.

4. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.

Взаимоотношения в семье.


Брачно-семейная адаптация.

Первичная социально-ролевая адаптация состоит в сближении, «подгонке» супружеских представлений различного уровня. Базовыми для данного процесса являются представления о целях супружеского союза, в которых выражается мотивация супругов. Следовательно, для того, чтобы социально-ролевая адаптация оказалась успешной, каждому супругу нужно достаточно четко уяснить для самого себя мотивацию супружеского союза, а после обговорить ее с другим супругом, не только поставив точки над «и», но и обязательно привести эти точки в соприкосновение. Помимо достижения большего соответствия в мотивации брака, социально-ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей.

Вторичной (негативной) адаптации подвергается почти каждая семья, но не каждая успешно справляется с этими испытаниями. Вторичная (негативная) адаптация проявляется в ослаблении чувств, их обесцвечивании, превращении в привычку, возникновении равнодушия. Причиной трудностей является снижение уровня новизны раздражителя, в связи с чем, во избежание адаптации необходимо или увеличивать силу раздражителя, или производить перерывы в раздражении, или менять качество раздражителя. Сущность вторичной адаптации - это чрезмерное привыкание супругов друг к другу, угасание супружеской любви и личного характера семейного объединения. Главной причиной разводов является именно адаптация любви, неумение супругов сохранить ее в течение длительного времени.

Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).

Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.

Основные условия преодоления вторичной (негативной) адаптации:

во-первых, постоянное совершенствование, духовный рост, поддержка своего статуса и престижа в глазах другого, усиление контроля за содержанием своих привычек, интенсивностью их проявления, повторения и характером их воздействия на окружающих, бережное отношение к границам взаимной интимности и привлекательности;

во-вторых, забота о развитии здорового семейного микроклимата, выработка у себя таких качеств, как уживчивость, доброжелательность, четкость, сдержанность и тактичность, стремление избежать излишнего «рассекречивания» своих не лучших черт характера, внесение в общение положительных эмоций, юмора и психологической разрядки;

в-третьих повышение взаимной автономности супругов, их относительной свободы друг от друга, сохранение романтического тона добрачных ухаживаний, забота об уюте и совершенствовании жилища, увеличение интенсивности внесемейного общения (желательно совместного), временная разлука супругов, культивирование активной обоюдной изобретательности в поддержании и стимулировании любви и духовной близости, создание перспективных радостных событий в семейной жизни.

Типичная ошибка молодоженов - ожидание активности, внимания, уважения от другого, и это не конструктивный, а чисто потребительный подход. В то же время, никакой семейный лад не достигается усилиями только одной стороны, непременно нужны действия обоих, нужны желания и умение пойти навстречу друг другу. Сегодня в обществе ощущается острая потребность в гармонизации человеческих отношений и реализация их начинается в семье, среди своих близких. Чувства, настроения, воля супругов активно влияют на достижение семейной гармонии. В них проявляется субъективное отношение человека к окружающим, отражаются индивидуальные особенности личности, ее жизненный опыт, мировоззрение. Духовная близость, включающая одинаковое отношение к миру, жизни, к целям семьи, создает такую прочную вне- и внутрисемейную активность, что им удается преодолеть практически все виды трудностей, которые встречаются на их жизненном пути.

Успешность преодоления супружеской парой вторичной адаптации определяется двумя факторами: постоянной новизной информации и межличностной совместимостью.

По данным одного из социологических опросов, наиболее общие кризисные моменты первых лет супружества оказались весьма похожими у большинства молодых пар. Мужчины, в целом, оказались более всего чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации. Женщины же проявили наибольшую обеспокоенность недостаточностью проявления со стороны своих супругов чувств любви и уважения, потерей романтического тона добрачных ухаживаний. Новый, весьма сложный образ жизни, груз семейных обязанностей, неустроенность быта оказываются для многих супружеских пар неожиданной, неприятной и неподъемной ношей. Об этом свидетельствует и мнение А.Харчева и В. Мацковского, которые к числу основных причин семейных конфликтов и разводов в молодых семьях относят установку на брак как на нечто легкое. Проявляется эта установка в четырех факторах:

- неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни;

- сложность отношений между поколениями;

- гедонистическое отношение к браку (когда от него ждут только приятных неожиданностей);

- отсутствие подготовки к выполнению всего комплекса функций, необходимых в семье.


Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции – это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям. Необходима добрая воля двоих, постоянная готовность работать над собой, чтобы научиться быть великодушным, уметь прощать, не придавать мелким недостаткам другого значения, по пустякам не портить кровь дорогому человеку. А самое главное, научиться дружить со своей «второй половинкой».

Философы утверждают, что дружба - одно из самых тонких, высших проявлений человеческой натуры. Это глубокая симпатия к чужому по крови существу, причем совершенно бескорыстно. От друга ждешь только такой же искренней симпатии и понимания. Все остальное вытекает отсюда: взаимная забота и помощь в тяжелую минуту, солидарность и поддержка в позициях и делах, внимание к потребностям и привычкам другого, умение слушать и понимать. Что для этого надо? Очень немногое: каждое утро напоминать себе о том лучшем, что привлекло вас когда-то в вашем избраннике, внутренне взывать к этой стороне его личности, держать ее в постоянном фокусе своего внимания. Не надо человека переделывать, ломать под свои привычки и вкусы. Когда вы полюбили его, вы не задумывались над тем, насколько совпадают ваши взгляды на жизнь. Принимайте другого таким, какой он есть, если вы дорожите вашими отношениями и серьезно намерены сохранить семью - самое надежное пристанище во всех жизненных бурях.

















































Список используемой литературы:

1. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

2. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984

3. Гребенников И.Ф. Основы семейной жизни. М., 1991.

4. Сысенко В. А. О некоторых социально-психологических факторах устойчивости брака в России // Проблемы социальной работы (Материалы первой национальной конференции). - М.: Институт социальной работы, 1995.

5. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, 2004.

6. Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3- х частях. / Под общей редакцией Шабельникова В.К., Лидерса А.Г.. – М., 2003.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.