12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Асадулина Лилия Галиевна20
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны

Асадулина Лилия Галиевна,

МБОУ «ОШ №32 с уиоп»

Г. Набережные Челны РТ

Соотношение понятий «уровень» и «качество» жизни населения.

На уроках географии в 9, 10 и 11 классах начинается изучение социально-экономической географии России и мира. Учащиеся сталкиваются с понятиями уровень и качество жизни населения. В чем же различия и сходства данных понятий?

Одной из важнейших характеристик социально-экономического состояния любой страны, любого региона является уровень жизни населения. Под качеством жизни в современных научных концепциях понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования и развития личности, положения человека в обществе. Оно связано не только с удовлетворением базовых потребностей человека, но и с возможностями реализовать себя в труде, духовной жизни и других видах жизнедеятельности.

Нередко понятия «качество жизни» и «уровень жизни» переплетаются и подменяют друг друга.

Уровень жизни – это более узкое понятие, включающее в себя совокупность условий жизни населения страны, региона, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Он характеризуется такими показателями, как среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике; денежные доходы в среднем на душу населения в месяц; средний размер назначенных пенсий; прожиточный минимум; численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума; соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платой; соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

Качество жизни – более широкое понятие, включающее в себя показатели как экономические, определяющие уровень жизни населения, так и социально-психологические, выражающиеся в степени удовлетворенности условиями жизнедеятельности самих людей. Оно также включает такие компоненты, как состояние рынка труда, качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг, экологический аспект и другие. Кроме того, качество жизни предполагает участие всех членов общества в принятии жизненно важных решений и использовании возможностей, предоставляемых социальными, экономическими, политическими, правовыми условиями функционирования общества и государства. (1)

Довольно часто качество жизни населения представляют в виде обобщенного показателя, характеризующего весь комплекс социальных проблем. Иногда за этим термином скрываются лишь некоторые конкретные показатели, затрагивающие те или иные стороны явления. По мнению многих ученых, и тот и другой подход методологически неверен, здесь требуются комплексные оценки и целая система показателей с точки зрения удовлетворения потребностей и системного подхода.

Оценить количественно качество жизни населения достаточно сложно по ряду причин. Во-первых, удовлетворение потребностей определяется потреблением различных благ или уровнем полезности потребительского набора. Теоретические изменения жизненного уровня и его качества означает перемещение потребителя на более низкую кривую безразличия. Однако, не представляется возможным численно определить удовлетворение потребностей, которые соответствуют какой-либо кривой безразличия. Во-вторых, оценки уровня и качества жизни существенно изменяются во времени и пространстве. В-третьих, сложно определить количественно такие характеристики, как здоровье, условия и безопасность труда, культурный уровень, удовлетворение духовных потребностей, безопасность и др.

Поэтому ввиду вышеперечисленных причин для оценки уровня и качества жизни населения требуются не только количественные, но и качественные характеристики, а также интегральные социологические оценки. Жизненный уровень неуловим, невозможно подобрать показатели, адекватно отражающие его, поэтому любые изменения качества жизни носят условный характер. В этой ситуации правомерно говорить лишь о наборе ориентирующих экономических показателей или социально-экономических индикаторов, используемых в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень и качество жизни населения. (2)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия уровень и качество жизни населения тесно переплетаются, понятие качество жизни включает в себя понятие уровня жизни.

 

Список литературы:

1. Гильманов А.З. Качество жизни: реальность и ожидания/Лидер Татарстана. – 2005. - №3-4.- с.37-40.

2. Иванова И.И., Галимова Ш.Ш., Гайсин И.Т и.др. Экономическая и социальная география РТ – Казань: Изд-во КГПУ, 2005 – 250 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.