Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»
Основы профессиональной компетентности педагога.
Родители всегда довольны, когда малыш попадает в руки компетентного педагога. Будь то воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. Давайте вместе разберемся, в чем заключается компетентность и профессионализм педагога. Существует множество определений данного термина. Мне близки короткие и точные!
Компетентность
- это способность делать что-то хорошо или эффективно, это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии. (1)
- это психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением. (2)
- это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. (3)
А если заглянуть в словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, то мы найдем антонимы. Компетентность - авторитет, достоинство.
Педагог воспитывает ребенка, который в свою очередь постоянно растет, меняется и развивается. Мы должны понять малыша и построить отношения с ним так, чтобы ребенок полюбил себя. Сейчас очень много уделяется вопросу о любви к себе. Она напрямую влияет на нашу жизнь. И в зависимости от отношения к себе, отрицательного или положительного, мы получаем разный результат. Между самооценкой, степенью признания и творческой реализацией также есть прямая зависимость. Тот, кто ценит себя низко, проявляет нерешительность, когда нужно продемонстрировать результаты своей деятельности, тот не добьется успеха. При высокой самооценке педагог видит себя компетентным, талантливым, умным, воспринимает собственные идеи, творческие проекты как ценность! Он интересуется новинками, изучает, практикует. Такой педагог уверен в себе, уверенность приобретают и дети. Дошкольники следуют примеру наставника. Они берутся за любое дело, не боясь отрицательной оценки. Ребенок интуитивно понимает - это мой опыт взаимодействия с миром. Самооценка влияет на успех, тех кто рядом. Если педагог не удовлетворен собой, то и в детях, родителях, коллегах он будет замечать только недостатки, оставляя без внимания способности человека. Любовь к другим становится богаче и полноценнее, когда есть опыт любви к себе. Компетентность повышает спрос на специалиста, делает его конкурентоспособным на рынке труда. (4) Педагог при этом раскладе получает удовлетворение от своей деятельности.
Счастливого ребенка может воспитать только счастливый взрослый: счастливый родитель, счастливый педагог. А для того, чтобы педагог был счастливым, он должен иметь чувство собственного профессионального достоинства. Ему необходимо владеть высоким уровнем интеллигентности о котором говорил Н.С. Михалков: «Интеллигентным человеком можно назвать того, который никогда не будет плебействовать (показывать свое пренебрежение) перед вышестоящим. И никогда не сможет унизить нижестоящего». Высокая самооценка улучшает качество жизни и переводит ее на новый социальный уровень, дает возможность достичь высокого уровня профессиональной компетентности.
Литература:
- Словарь по профориентации и психологической поддержке
- Глоссарий к "Теории личности" Л. Хьел.
- Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002.
- Анастасия Залога. Любовь к себе. 50 способов повысить самооценку. https://www.rulit.me/books/lyubov-k-sebe-50-sposobov-povysit-samoocenku-read-617979-3.html