Статья на тему «Психолого-педагогическая компетентность учителя»

1
0
Материал опубликован 29 May 2018

В настоящее время одной из основных задач образования является развитие  способностей учащегося к  совершенствованию, самоопределению и успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Для решения этой задачи учителю необходимо соответствовать высоким стандартам профессионализма и быть компетентным в психолого-педагогических вопросах. Трактовке понятия «психолого-педагогическая компетентность» определяет её как способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами. При этом главным инструментом работы учителя, с помощью которого тот  оказывает влияние на психическое развитие учащегося, становится само  взаимодействие с учеником. Поэтому основой профессионализма учителя принято считать именно психолого-педагогическую компетентность (ППК) педагога. ППК учителя рассматривают не только при наличие определенного опыта работы, но и при наличие определённых личностных качеств.

Она, (компетентность), служит основным инструментарием для педагога, средством достижения психолого-педагогического результата. [4, с.14] Анализируя ФГОС НОО мы видим, что при отборе требований, обязательных для реализации на первой ступени обучения, разработчики этого государственного документа исходили из двух принципиальных позиций: 1.           «…признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования…в удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности…»; 2.           «… учёта индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения…» [6, с.18]. В требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (раздел 3.2) особое внимание уделяется новой для начальной школы образовательной области — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Целью введения нового учебного предмета в начальное образование было формирование у младших школьников первоначальных представлений о роли различных религий в становлении и развитии культуры человечества, понимания «значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества» [2, с.10].

Основными задачами обучения предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» являются: 1.           Воспитание способности к духовному развитию и нравственному совершенствованию; 2.           Формирование первоначальных представлений о светской этике, отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации по группам выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять анти нравственному влиянию.

Анализ литературных источников показал, что формирование духовно-нравственных основ человека, является одной из важнейших  задач воспитания. Разработкой проблемы духовно-нравственного становления личности занимались: Платон, Сократ, Аристотель, писали  труды: Сенека, Марк, Аврелий. В разные времена проведено множество исследований, где раскрывается основа понятий «духовность», «нравственность» (Е. Н. Шиянов, Н. А. Бердяев, В. Д. Шадриков, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, В. И. Слободчиков, В. С. Соловьёв, И. Ф. Исаев, П. С. Гуревич, В. А. Сластёнин, и др.). Выявлению сущности духовного и нравственного как взаимосвязанных процессов посвящены работы  Ш. А. Амонашвили, Т. И. Власовой, О. С. Богдановой, Б. Т. Лихачёва, Т. И. Петраковой, В. А. Сухомлинского, Н. Н. Никитиной, и др. Вопросы духовности и нравственности получили освящение и в трудах классиков отечественной психологии —Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Итак, рассмотрим такие понятия как «духовность», «нравственность», «воспитание». В современной трактовке духовность отражает ценности и соответствующий им опыт. Она обнаруживается в обращенности человека к системе высших ценностей, к идеалу, в сознательном устремлении к совершенству [5.34]. Нравственность представляет собой внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек (С. И. Ожегов). По мнению академика Б. Т. Лихачёва, нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование. Оно образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных воздействий [3, с.37]. В исследовании Н. П. Шитяковой так же подчёркивается взаимосвязь духовного и нравственного. Духовные ценности автор называет связующим звеном. Здесь же раскрывается сущность духовно-нравственного воспитания: это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение детей к одной из существующих систем духовных ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними [8, с.29]. О роли учителя в воспитании и образовании писали многие педагоги, писатели и религиозные деятели. Основным выделялось следующее, что это должно быть «Сословие лиц чистейших, богом избранных, святых» (Феофан Затворник), «всесторонне образованные христиане» (К. Д. Ушинский), «Личности, обладающие стойкими нравственными качествами… Доброта, искренность, убеждённость и другие нравственные качества имеют обаятельное влияние на всякую, но особенно на детскую душу. Добродетельный, возвышенный учитель всякого привлекает, холодный, лишённый добрых чувств, отталкивает нас. Искренние чувства служат той открытой дверью, через которую происходит нравственное общение наставника и питомца, — общение, при котором каждый звук, исходящий из уст учителя, каждая черта, каждое движение облекаются ореолом всей личности» (И. А. Сикорский) [1, с.72].

Многие исследования подтверждают, что духовно-нравственное оздоровление общества— это проблема педагогическая. Именно система образования выступает механизмом, способным охватить все слои общества в целенаправленном воспитательном процессе. И главная роль здесь отводится учителю. Появиляется потребность в кадрах, которые способны решать соответствующие задачи в условиях существования разнообразных систем ценностей, что требует обновления сферы образования и изменения системы подготовки педагога. Образование должно быть ориентировано не на изучение предметов, а на развитие личности посредством предметов. К примеру, П. Ф. Каптерев указывает на то, что на первом плане должна стоять личность, субъект, его интерес, а предметы — только средства

В возрасте обучения в начальной школе у ребёнка возникает активный интерес к окружающему миру, обществу, личности, взаимоотношениям людей и т. п. Младший школьник открыт для информации. Современный учитель начальных классов должен понимать, что его роль заключается не только в том, чтобы научить ребёнка чтению, счёту и  письму, но и в том, чтобы научить его как стать хорошим человеком. Готовность педагога к духовно-нравственному воспитанию — это и есть характеристика личности, которая включает психолого-педагогическую компетентность в области духовно-нравственного воспитания и направленность личности, способной приобщить школьников к системе духовно-нравственных ценностей. Особое место в решении данного вопроса занимает организация и эффективность научно-методической работы, обновление содержания и повышение качества деятельности школьных методических объединений учителей начальных классов, а так же администрация учебного заведения.   

Внедрение в учебный процесс начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения требует от учителей: полностью перестроить свою педагогическую деятельность с позиции системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию; грамотно проанализировать свою деятельность и определиться с тем, в каком объёме и по каким вопросам или предметами им необходимо повысить свою компетентность.

Кроме того, «…В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающее возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведение комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций…» [6, с.55].  

 

 Литература:

1.   Бабаян А. В., Сикорский И.А. О нравственном воспитании// Педагогика. 2011. № 10.

 2.   Виноградова Н. Ф. О стандарте начального образования второго поколения//Начальное образование.2010. № 6

 3.   Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. М., 2009.         

4.   Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М., 2004

5.   Петракова Т. И. Сердечность воспитания (О духовно-нравственном воспитании)//Педагогика. 2012 № 7.

6.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Вестник образования.2009 № 3

7.   Чернилевский Д. В., Петракова Т. И. Духовные и нравственные ценности детей и молодёжи// Педагогика. 2010. № 3.

8.   Шитякова Н. П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьника. Уфа, 2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.