Статья «Актуализация понятий компетенции и компетентности в современной школе»
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Известно, что политическая и социально-экономическая ситуация во многом определяет условия существования системы образования и требования, предъявляемые обществом к этой системе. Во всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию (1998 года) отмечалось, что новое поколение вступает в мир «общества глобальной компетентности», что изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. При анализе новых задач образования возникла потребность в разработке основных понятий, достаточно полно и ясно раскрывающих суть намечаемых изменений, поэтому философия компетенций стала внедряться и разрабатываться в политике и практике образовательных реформ.
Сравнительные исследования школьного образования в разных странах определили основное направление необходимых прогрессивных изменений – необходимость преодоления основной проблемы: недостаточной направленности традиционных образовательных систем на формирование компетенций.
Образование, ориентированное на компетенции – более широкое понятие, чем обучение. В этом случае внимание акцентируется не только на том, что именно изучает человек, но и на том, что происходит в самом человеке в процессе учебы, на том, что позволяет или не позволяет развивать те или иные компетенции. Именно философия компетенций определяет сегодня модернизацию образования на его различных ступенях. Эксперты в области образования доказывают, что знания, мастерство и работающие навыки, приобретенные молодежью в процессе учебы, должны преобразовываться в компетентности, что поможет в дальнейшем разрешать проблемы и отвечать на различные изменения и спросы экономики и рынка труда.
Можно выделить два основных подхода к определению компетенции – личностный и через характеристики деятельности.
Традиционно американский подход направлен на выявление поведенческих характеристик компетенции. Основная проблема – определить, какие личностные черты, определяют успешные действия (superior performance). В этом случае компетенция понимается как «основополагающий поведенческий аспект или характеристика, которая может проявляться в эффективном и успешном (superior) действии».
В европейской системе образования сосредотачиваются не на личностных характеристиках, а на свойствах деятельности. Главная проблема – каковы те главные элементы деятельности, которые должны быть выполнены, чтобы считать результат достигнутым.
Что же на самом деле есть компетенция?
Пытаясь достигнуть согласия по единственно верному, истинному определению компетенции, исследователи заходят в тупик. Единственное определение компетенции никогда не будет найдено. На компетенцию нельзя указать; многообразие определений компетенции может быть результатом символической природы самого понятия. Гораздо проще достигнуть соглашения в том, что называть «птицей», чем в том, как определить «компетенцию», «интеллект», «любовь» или «красоту». В качестве метода определения понятия «компетенция» предлагается использовать косвенный метод, фокусируясь на сравнении терминов. Понятие «компетенция» сравнивается с одним из близких терминов (например, компетенция – действие, компетенция – квалификация).
Термин «компетенция», согласно словарю Webster, появился еще в 1596 году (необходимые условия и средства, делающие жизнь возможной; знания, которые позволяют человеку говорить и понимать язык). Однако период его употребления в теории и практике образования сравнительно небольшой. Теории ориентированного на компетенции образования (competence – based education – CBE) формировались, начиная с 70-х годов XX века. Основной характеристикой компетенции является эффективная и творческая демонстрация использования знаний и умений в различных ситуациях, включая социальные.
Компетенции – интегрированное понятие, выражающие способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений.
Компетенция включает в себя:
когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;
функциональную компетентность (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;
личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
В рамках работы совета ЕС по образованию, молодежи и культуре был представлен отчет, основанный на содержании национальных докладов (12 стран) «О национальных ситуациях, связанных с определением и выбором ключевых компетенций и индикаторов процесса образования», где было сформулировано, в числе прочих, следующее понятие:
компетентность – подтвержденная в действии комбинация знаний, квалификаций (умений) и отношений, которые соотносятся с контекстом ситуации: knowledge + skills + attitude = competence (знание + квалификация (умение) + отношение = компетентность).
Внедрение в образовательную практику компетентностного подхода связано с большими трудностями. Объективная трудность состоит в соединении двух противоречивых принципов: фундаментальности и практической направленности образования.
Участие России в программе ЮНЕСКО по оценке образовательных достижений учащихся продемонстрировало определенные недостатки российской школы. Анализ участия российских школьников в исследованиях 2006 года показал, что учащиеся испытывают затруднения при работе:
с заданиями большого объема, как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
с заданиями, составленными на материале из различных предметных областей, для правильного выполнения которых, надо интегрировать разнообразные знания, использовать общенаучные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа;
с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию, необходимые для выявления и решения проблемы;
с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние» данные;
с комплексными и структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;
с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа (с выбором ответа, записи словесной или числовой, краткого или развернутого обоснования) в одной работе, которую надо выполнить за ограниченное время.
Компетентностный подход в обучении диктует необходимость разработки модели учебной программы, основываясь на следующих принципах:
методы активного обучения ставят в центр процесса обучения самих учеников;
обучение предполагает рассуждение и обсуждение;
из внешних источников добавляется новая информация;
участники обучения должны отрабатывать то, что они усвоили, практиковать новые навыки и умения, разрабатывать стратегию и действия;
участники обучения должны продемонстрировать, что они способны на практике использовать то, что они усвоили;
размышления и самооценка являются частью программы и проводятся на всех ее этапах, что требует использования специальных инструментальных средств.
Следует отметить, что в случае традиционного образования упор делается на содержание, а не на качество коммуникации в процессе обучения.
При обучении «правильному» знанию и действиям ошибка наказуема. В случае, когда мы обучаем выявлению и устранению проблем, ошибка может выступать основой учебы. Для формирования компетенций учитель должен уметь справляться с разными ролями, активизируя роль наставника, модератора (ведущего), тренера.
На основании вышеизложенного сделаем несколько обобщающих выводов. Существенным для компетентностного подхода являются следующие положения:
Компетентность – это деятельностная категория, то есть она проявляется только в определенной деятельности (правила знают, а диктант пишут плохо).
Компетентность не сводится к знаниям и навыкам, но включает их в себя.
Для определения компетентности большое значение имеет контекст, то есть человек компетентный в одном виде деятельности, может быть некомпетентным в другом.
Значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация: в одной и той же сфере деятельности, но при разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность.
Освоение определенного уровня компетенции есть способность использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.
Сухина Вера Ивановна
(учитель высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №10»)
5