Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»
Основы профессиональной компетентности педагога.
«Век живи, век учись!»
Педагогика – это прежде всего искусство, и здесь поэтому особое чутье, граничащее с интуицией, чувство меры и особенностей материала играют очень важную роль.
В.Н.Сорока-Росинский
Учитель, наставник, воспитатель, руководитель – это не просто человек, окончивший педагогический ВУЗ и получивший необходимый пакет знаний, умений и навыков, а человек обладающий определенными морально-этическими качествами. Именно поэтому, по статистике, только около пяти процентов выпускников педагогический ВУЗов идут работать по профессии.
Постоянно меняющаяся образовательная среда требует от педагога непрерывного повышения квалификации, стрессоустойчивости, эмоциональной позитивности и мудрых решений, порой в очень непростых ситуациях.
Эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная перегруженность педагогов очень часто приводит к их эмоциональному выгоранию. К сожалению, психологи констатируют ускоряющийся с каждым годом процесс выгорания педагогических работников.
Так какими же качествами должен обладать педагог? Что должен культивировать в себе, чтобы прийти в профессию, успешно работать и не «сгореть как спичка на ветру»?
На самом деле эти вопросы уже давно интересуют психологов. Основные положения формирования адаптационных механизмов у людей в стрессовых ситуациях были разработаны еще Р. Лазарусом в книге «Психологический стресс и копинг-процессы» в 1966 году.[1] С выходом в свет этой книги «преодоление стресса», рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.[1] То, что все люди в тех или иных ситуациях испытывают стресс – это неизбежно! Так что, коллеги, учимся с ним бороться, если стрессоустойчивость низкая!
На базе Института психологии Потсдамского университета У. Шааршмидтом и А. Фишером был разработан опросник связанного поведения и переживания с работой.[3] Теоретическими предпосылками создания опросника послужили концепции когерентности Антоновского, механизмов преодоления стресса Лазаруса, а также методологические положения теории профессионального выгорания К. Маслач.
При создании опросника авторы исходили из предположения о том, что взаимодействие индивида с требованиями профессиональной среды, способствующее психическому здоровью и профессиональному росту, определяют три основные сферы личности [6]:
(именно эти качества и являются базовыми в формировании личности педагога)
1. Профессиональная активность, выраженная в категориях субъективного значения деятельности, профессиональных притязаний, готовности к энергетическим затратам, стремления к совершенству при выполнении заданий, а также способности к поддержанию дистанции между личной и профессиональной жизненными сферами. В случае, если субъективные ожидания индивида вступают в конфликт с объективным эффектом деятельности, возникает риск появления первых симптомов психической перегрузки организма и как следствие — синдрома профессионального выгорания.
Поэтому наша с вами задача не ожидать высоких наград и почестей – они сами придут! А обеспечить нашим ученикам максимальную вовлеченность в предмет, даже если ресурсы образовательной организации крайне скудны. Я, например, будучи учителем биологии, стараюсь во время своих уроков водить ребят 5-х, 6-х, 7-х классов в Детский Эколого-Биологический Центр, расположенный по соседству, где мы можем понаблюдать, потрогать, измерить…
Пусть что-то приходится покупать за свой счет, но зато какая радость, когда юный исследователь, наблюдая в микроскоп под твоим чутким руководством, в пробе воды обнаруживает микроскопического рачка.
2. Выработка стратегий преодоления проблемных ситуаций. Мобилизация собственных сил требует поиска самостоятельных решений и одновременно принятия ответственности за их последствия. Перенос центра тяжести на других людей или ожидание, что «проблема сама собой разрешится», не является стратегией конструктивной, поскольку нерешенная проблема приводит к таким негативным последствиям, как неудовлетворенность собой, чувство собственной неполноценности.
3. Эмоциональная установка к профессиональной деятельности, выражением которой становится чувство социальной поддержки, профессионального успеха и жизненного удовлетворения. Эффективность деятельности в педагогических и социальных профессиях в значительной степени определяется сознанием социальной пригодности и полезности, поскольку основная цель педагога и социального работника — оказание помощи другим людям.[ 6]
Ну и напоследок, несколько упражнений для профилактики стресса, рекомендуемые Татьяной Ананьевной Поповой в своей монографии «Профессиональное выгорание.»[ 4]
Упражнение 1«Дыхание»
Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации, сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не следует специально управлять дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5–10 минут.
Упражнение 2 «Психоэнергетический зонтик»
Упражнение проводится с первой минуты после начала урока, а также при необходимости периодически в течение всего урока. Учитель встает перед классом, желательно– в центре классной комнаты, и в процессе объяснения старается представить, что за счет его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех учеников. Цель самого учителя– уверенно, крепко держать ручку этого
«зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.
Упражнение 3 «Мудрец»
Советы психологов помогут вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых трудно найти. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета? Опыт показывает, что лучший советчик для вас– вы сами, точнее, ваше подсознание. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного Я. Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Выполните релаксационное упражнение «Дыхание». Затем представьте поляну, на ней– большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом– ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.
Упражнение 4 «Барабан-скрипка»
Представьте, что все люди могут быть разделены на две большие группы – «барабаны» и «скрипки». «Барабаны»– это те, кто обладает
устойчивой психикой, спокойствием, медленно понимает и отвечает, это так называемые «толстокожие люди». Они– как барабаны: для того чтобы дождаться их реакции, необходимо весьма сильное воздействие. «Скрипки»– это те, для кого характерны высокая чувствительность, эмоциональность, быстрая реакция. Они, соответственно, как скрипки: достаточно только затронуть струны их души, как возникает ответ.
«Барабаны»– это выносливые люди, и хотя звуки, которые они издают, несколько грубоваты, трудолюбия и упорства им не занимать. «Скрипки»– это люди тонкого склада, воздействие большой силы может вызвать у них шоковое состояние, а на нежное, ласковое прикосновение они отвечают красивым, гармоничным звуком. Игра заключается в следующем. Возьмите список своего класса и каждого из своих воспитанников отнесите либо в группу «барабанов», либо «скрипок». Подумайте: как следует общаться с
«барабанами» и «скрипками»? Чего вы можете от них ожидать? К какой группе вы могли бы отнести самого себя?
Упражнение 5 «Иванов, Петров, Сидоров»
Мы хотели бы открыть вам маленький психологический секрет. Учитель, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников только по фамилиям. Такое формальное общение «сверху вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия. И, напротив, учитель, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее организуется психологический контакт между ними. И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он говорит!». Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое унижение он при этом испытывает?
Мудрый учитель никогда не позволит себе такого обращения с учеником. Он скажет: «Витя, ты себя слышишь?». Вы поняли разницу в этих двух фразах?
Литература.
1. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования
//Р.С.Лазарус //Эмоциональный стресс /Под ред.В.Леви. Л.:Медицина, 1970.
С.178-208.
2. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. [Текст] /В.Е.Орел, //Психол. журнал, 2001.- Т.22,
№1.- С.90-101.
3. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях
[Текст]: Т.И.Ронгинская // Психологический журнал, 2002.-Т.23, № 3. -С.85-95.
4. Попова Т.А. Эмоциональное выгорание, стресс и совладающее поведение в педагогической деятельности /под ред. О.Н.Богомягковой – Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 74
5. Орел, В.Е.Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы /В.Е.Орел // Психол.журнал 2001,Т.22. №1.С.90-101.
6. психологическая-лаборатория.рф
7. Иконографика: eduregion.ru презентации Галиевой С.Ю., Литвиновой С.Н.