12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45308
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

О техническом оснащении кабинета физики в лицее и учебных возможностях нового оборудования.

Если исходить из понимания, что одной из целей введения и реализации ФГОС является в том числе систематизация и стандартизация учебного процесса, позволяющая обеспечить его высокое качество в общеобразовательной школе, тогда становится очевидной необходимость и значимость соответствующего технического оснащения современного школьного урока.[1]

Основным официальным документом, на положения которого опирается школьная администрация при комплектовании и техническом оснащении классов – Приказ Минобрнауки РФ от 30.03.2006 № 336.

ФГОСом рекомендуется комплект аппаратуры и устройств, наличие которого обеспечит соответствие технического оснащения школьного кабинета современным требованиям. Среди них:

- мультимедиа или лингафонное оборудование учебного кабинета;

-t1615112919aa.jpg

- экран для проектора, так как нормами СанПиН недопустимо проецирование изображения на стену;

- компьютеры или планшеты для коворкинга;

- комплект специализированного лабораторно-демонстрационного, интерактивного оборудования по предмету.[1]

В рамках реализации национального проекта «Образование» год назад кабинет физики пополнился новым оборудованием (более сотни наименований), что повысило уровень его технического оснащения. Логотип и QR-код с указанием источника поступления оборудования расположен на дверях кабинета.

Существующий сегодня комплекс лабораторно-экспериментального оборудования и интерактивно-информационные возможности кабинета обеспечивают в полной мере реализацию практической составляющей общеобразовательного и профильного курса физики в основной и средней школе. Кроме того, на базе кабинета-лаборатории физики школьники имеют возможность заниматься индивидуальной исследовательской и проектной деятельностью, принимать участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.

На фото: онлайн защита проектов старшеклассников в рамках X регионального конкурса исследовательских работ школьников имени В.И. Вернадского ( 3 марта) 

z1615132545.jpg

Среди прочего оборудования инженерный класс оснащен 15 ноутбуками, которые активно используются на уроках физики в старших классах. Ниже – фотоколлаж применения нового оборудования на уроке исследовательской деятельности по теме «Звуковые волны. Свойства звука» в 9 классе.

t1615112919ab.gif

Групповая работа с новым для ребят оборудованием позволяет им, используя теоретические знания по изученной теме, сразу на уроке подтвердить или опровергнуть возникшие гипотезы, реализовать в ходе практической деятельности полученные навыки и умения безопасной работы с оборудованием, формировать универсальные действия.

Еще один пример: изучение в 11 классе темы «Поглощение и излучение света атомами» завершается выполнением лабораторной работы [2, c.325]. С появлением новой установки для изучения газовых спектров ST-CAR (Spectrum Tube Carousel Power Supply) эта лабораторная работа приобрела элементы исследования.

Но сначала об установке. Карусельная комплектация её позволяет одновременно загружать в ячейки корпуса до восьми спектральных трубок, заполненных различными газами. Вращением добиваются переключения положения исследуемой трубки без извлечения её из корпуса. Включают установку в сеть, и после преобразования переменного напряжения питающей сети в высокочастотное высокое напряжение, газ в трубке начинает светиться. Школьники одновременно, используя плоскопараллельные призмы, наблюдают спектры излучения газа в «рабочей» трубке, а затем воспроизводят порядок и количество спектральных линий в тетрадях. Исследуемыми газами являются аргон и гелий, водород и азот, углекислый газ и воздух, неон и криптон [3].

t1615112919ac.gif

При такой постановке практического занятия ученики знакомятся и приобретают навыки работы с современным учебным оборудованием. Одновременное наблюдение спектров позволяет плотность и эффективность урока-практикума повысить, при этом остается время для проведения дополнительных исследований, ответов на вопросы по теме.

На фото: подготовка установки к работе, деятельность учащихся по наблюдению и идентификации газовых спектров излучения

Тема «Фотоэффект» - важная тема в курсе физики, так как физический процесс лежит в основе действия систем сигнализации: аварийной и защитной, фотоэлементов у турникетов метрополитена, в системах считывания светового сигнала, проходящего через звуковую дорожку киноплёнки, военной технике и системах связи. Задания по теме «Фотоэффект» содержатся в КИМах ЕГЭ по физике.

Появление лабораторной установки «Фотоэффект» позволило изучение темы проводить на основе анализа данных прибора. При проведении учебного эксперимента учитель задает напряжение между анодом и катодом, использует различные светофильтры из комплекта, а ученики фиксируют значения силы фототока на цифровом дисплее установки. Полученные данные используются для решения поставленных учебных задач и отработки решения задач с применением уравнения Эйнштейна для фотоэффекта. Установка на ПК программного обеспечения и наличие мультимедийного комплекса в кабинете физики делает процесс изучения нового материала наглядным и зрелищным, а понимание сущности и особенностей процесса – глубинными и осмысленными. [2, с. 347]

t1615112919ad.jpg

Развитие техники и технологий, реалии жизни таковы, что современная общеобразовательная школа не может не иметь соответствующего требованиям времени учебного оборудования. Только оно, соответствующее требованиям ФГОС, оборудование в совокупности с не работающими на износ высококвалифицированными учителями и техническими специалистами в общеобразовательной школе, обеспечат требуемый уровень умений и навыков выпускников.

Привела всего три примера использования технического оснащения современного лицея, но таких примеров по мере освоения и применения на уроках и в индивидуальной внеурочной деятельности оборудования с каждым днем все больше и больше.

Проблемы использования нового оборудования в лицее есть, и связаны они, прежде всего, с перегруженностью лицея (сегодня в нем обучаются  в два с половиной раз больше учеников, чем предусмотрено нормами посадки) и отсутствием в некоторые дни доступа в кабинет-лабораторию. Решаем эти вопросы, работая малыми группами в лаборантской. Да, в ущерб своему свободному времени, но во благо, на что очень надеюсь, школьников. Результаты такой работы пока не подводили.

«Школа, это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения» - А. Барбюс. От себя добавлю к этим словам, что современная школа формирует не только мысли, но и практические навыки, умения выпускников, что не в последнюю очередь определяется материально-технической базой каждой школы: от столичного образовательного центра до малокомплектной сельской школы.

Источники информации:

1. Статья «Оснащение школьных классов по ФГОС» https://fgoskomplekt.ru/blog/osnashchenie_shkolnykh_klassov_po_fgos/

2. Касьянов В. А. Физика, 11 класс. Углубленный уровень. Учебник /М., Дрофа, 2017, с. 463.

3. Технический паспорт установки для изучения газовых спектров ST-CAR (Spectrum Tube Carousel Power Supply).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (15)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.03.21 в 13:36 5Ответить Пожаловаться
Здорово,когда есть школы,которые так оснащены!
Гроздева Ирина, 07.04.21 в 10:18 1Ответить Пожаловаться
Согласна, только новое оснащение требует и новационных подходов, дополнительных затрат времени на организацию работы.
Спицына Любовь Ивановна, 07.03.21 в 13:41 1Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, не успела разместить публикацию, а Ваш комментарий уже тут как тут. Хотя получать позитивные отзывы приятно!
С праздником!!!

Горбачёва Марина Юрьевна, 07.03.21 в 13:58 1Ответить Пожаловаться
Взаимно,Любовь Ивановна! Для меня тема оснащения кабинета очень интересна ! С наступающим праздником!

Отредактировано 07-03-2021 14:02

Ивлиева Наталия Алексеевна, 07.03.21 в 13:42 2Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, спасибо, что поделились с нами о таком замечательном оснащении кабинета физики в вашем лицее!
Спицына Любовь Ивановна, 07.03.21 в 13:48 3Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, рада представить возможности лицея и кабинета физики, ставшего мне родным за 10 лет пахоты в нем. Знаю, что в школах возможности разные, хочется надеяться, что будет лучше с техническим оснащением школ.
С праздником Вас, желаю здоровья, удачи, любви!

С днем 8 Марта!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 07.03.21 в 14:04 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за поздравление! И Вам желаю всего самого наилучшего в наш весенний праздник!

Отредактировано 07-03-2021 14:04

Гроздева Ирина, 07.04.21 в 10:20 2Ответить Пожаловаться
Да, оба учителя физики в нашем лицее пашут по-настоящему.
Елена Владимировна, 07.03.21 в 14:01 2Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, у Вас замечательный кабинет. И Вы правы, многие учителя мечтали бы иметь хорошо оснащенный кабинет. Мы каждый год с учителем физики подаем заявки, надеемся, что может в этом году нам повезет.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.