Урок литературы «Об особенностях жанра "Повести о житии Александра Невского"» (9 класс)

9
0
Материал опубликован 13 February 2021

Класс: 9

Тема: «Об особенностях жанра «Повести о житии Александра Невского» («Жанр жития в древнерусской литературе. Житие Александра Невского»)

Цель:

углубить представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья.

Задачи:

- образовательные:

1) повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;

2) повторение сведений по теме «Жанр жития в древнерусской литературе»;

- воспитательные:

1) воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа;

- развивающие:

1) развитие читательских умений учащихся.

Тип: урок формирования новых знаний

Форма: урок-исследование с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, культурологии, географии и литературе

Этапы:

- Организационный

- Постановка проблемных вопросов:

Это произведение агиографического жанра?

Это произведение – воинская повесть?

Что характерно для жития?

Что характерно для воинской повести?

- Актуализация знаний

Слово учителя: Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или более кратко – Повесть о житии Александра Невского (слайд №1).

Изучение текста стоит начать с определения его жанра. Мы знаем, что данный текст – это памятник древнерусской литературы, написанный неизвестным автором примерно в XIII в. Примечателен тот факт, что автор был не только современником Александра Невского, но, как он сам уверяет, лично знал князя и был свидетелем его деяний.

Очевидно, что текст был написан на старославянском – этот язык использовался исключительно для того, чтобы писать на нем религиозные тексты (в то время только их и записывали). Однако позже они записывались и на том языке, которым восточные славяне пользовались в устной речи – на древнерусском.

- Введение знаний

Введение первого проблемного вопроса: это произведение агиографического жанра? (слайд №2)

Слово учителя: Давайте определимся с тем, что такое агиография.

Сообщение обучающегося: Данный термин возник благодаря соединению двух древнегреческих слов ἅγιος «святой» и γράφω «пишу», то есть буквально он означает «описание святых» (слайд №3). Аналогом термина в русском языке является «житийная литература», ставящее себе задачей изучение жизнеописаний святых.

Такие жизнеописания, представляющие собой отдельный литературный жанр, называются житиями. Они составляют самую обширную часть христианской литературы. Не стоит удивляться этому, учитывая, что письменность и создание рукописных книг на Руси связывается исключительно с приходом христианства.

Слово учителя: Однако рассматриваемый нами памятник древнерусской литературы также имеет в своем названии слово «повесть».

Введение следующего проблемного вопроса: это произведение – воинская повесть? (слайд №4)

Сообщение обучающегося: Воинская повесть – это тоже жанр древнерусской литературы, но его основу составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов (слайд №5) (Воинские повести древней Руси, М. — Л., 1949; Орлов А. С., Героические темы древней русской литературы, М. — Л., 1944; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1960;Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967). Конечно же, этот жанр должен был существовать тогда, когда требовалось поднятие национального духа – все-таки это были времена под захватом русской земли Золотой ордой.

Слово учителя: Таким образом, данный текст является сочетанием двух жанров, однако, имеющих нечто смежное. Этим он особенно интересен для изучения.

Что же является основной связующей данных жанров?

Сообщение обучающегося: Напомним, что главным лицом текста является Александр Невский – историческая фигура, с помощью которой легче всего было создать такое жанровое соединение. Будучи князем, известным своими воинскими подвигами и возведенным церковью в лик святых, он объединяет в себе светское и религиозное, государство и церковь, корону и веру, а также способствует формированию особого смысла в борьбе народа против внешних врагов.

- Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний

Что характерно для жития? (слайд №6)

Слово учителя: Жития пишутся по определённым литературным канонам. Канон – это та рамка, в которую заключается сюжет произведения (слайд №7). Это такие общие места, которые обязательно должны быть указаны, чтобы жанр текста и, соответственно, его основная задача были обнаружены читателем. Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы: например, рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, скитальчество, чудеса при жизни и после смерти, покровительство Бога и пр. События жизни святого излагаются кратко, абстрагировано, сам святой сравнивается с другими известными святыми или пророками. Также в тексте используются религиозные отсылки.

Житие может показаться похожим на биографию, но это не так – это не столько описание жизни, сколько обобщенно-типичное описание жизни, заключающее в себе путь к спасению данного святого. По факту – это жизнь некого идеального человека, образец для подражания. Конечно, по мнению человека Древней Руси, имеющего отличную от современной картину мира.

Обнаружим в тексте канон жития (работа с текстом)

1. В тексте присутствуют стандартные мотивы (слайд №8):

1) Рождение от благочестивых родителей («Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии»);

2) Упоминание небесного покровительства («не без Божьего повеления было княжение его», «на таковые Бог призирает» и пр.).

3) Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то «Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита».

2. Краткое изложение основных эпизодов жизни князя;

3. Абстрагированность. В житии нет ни одной годовой даты, автор почти не называет исторических имен, особенно это касается противников («король страны Римской из Полуночной земли» — шведский король; «сильный царь Восточной страны» — хан Батый; «римляне» — шведы; «жены моавитские» — жены татарские и др.); он не всегда точен в изложении событий.

4. Повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями («Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь: Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»» и мн. др.).

5. Князь сравнивается с библейскими святыми и пророками («лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую»), что придает его деяниям особую величественность.

Также в тексте можно обнаружить следующие типичные изречения, используемые в текстах религиозного содержания:

1. Вступительная, близкая к текстам молитв: «Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия», а также оканчивающая «И так прославил Бог угодника своего».

2. Самоуничижительные фразы автора: «Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать…», «хотя и прост я умом».

Указание на то, что автор лично знал князя («сам был свидетелем зрелого возраста его», «все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве») не столько типично, сколько характерно для этого текста. Интересно то, что автор прибегает к достаточно красочному, преувеличенному описанию, и потому нетипичному: «и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». К слову, нельзя сказать, что описание боя само по себе типично для жития.

Что характерно для воинской повести? (слайд №9)

Слово учителя: Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений, описываются реальные исторические факты.

Работа с текстом (слайд №10)

Изображение князя как воина («была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество»), доблестного полководца («Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря:«Не в силе Бог, но в правде…») и политика через центральные эпизоды текста;

Описание знаменитых побед Александра Невского в битве на Неве и на льду Чудского озера («И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов»), его дипломатических отношений с Ордой и папой римским.

Слово учителя: Следующий отрывок очень характерен для религиозных текстов, так как князь в нем отстаивает правомерность собственной православной веры, отказываясь слушать речи «о законе божьем» от посланников папы Римского (работа с текстом):

«Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: "Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших - Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем"».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси».

Вывод: Таким образом, реальные исторические факты сражений и побед под предводительством князя Невского сакрализируются, сами по себе становятся святыми, священными. Эти подвиги считаются не столько личным достижением князя, сколько его божественным благословением, покровительством Бога не только над ним, но и над всем русским народом, а значит и русской землёй. Очень характерна в подтверждение этому следующая цитата из текста: «…и видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей…».

Именно так в сознании человека Древней Руси формировалась особая идея о священности княжеской власти, о непреложности действия правителя, благословлённого Богом. Вот почему вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

- Заключительный этап – рефлексия деятельности

Применение графического организатора «рыбья кость» в конце урока дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде:



выявление уровня осознания содержания пройденного

t1613228242aa.gift1613228242aa.gif

А



t1613228242aa.gift1613228242aa.gift1613228242aa.gif







Например: А – Я не знал, что житие пишется по определенным литературным канонам.

Теперь я знаю.

(слайд №11)

​​​​​​​


презентация к уроку
PPTX / 2.97 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.