Урок литературы в 5 классе «Истоки басенного жанра»
Пояснительная записка к презентации
Истоки басенного жанра
PPTX / 402.62 Кб
План урока 5 класса «Истоки басенного жанра. Эзоп»
Цели: 1) Расширить представлении о жанре басни, её чертах, познакомиться с понятием аллегории, морали, олицетворения; получить представление о баснях Эзопа как истоках русских басен; приводить из текста басни примеры аллегории, морали, олицетворения; 2)развивать умение определять понятие, развивать навыки смыслового чтения, развивать умение сравнивать художественные тексты; 3) создать условия для формирования развития морального сознания
Определение смыслового поля урока. Комментирование эпиграфа. (слайд 1)
Определение понятия «басня» (самостоятельно)
Чтение статьи учебника о басне, коррекция данного самостоятельно определения, запись и объяснение терминов «мораль», «олицетворение», «аллегория».
Комментирование понятия «аллегория» на примере аллегорических статуй древнегреческих богинь Фемиды и Виктории (слайд 2)
Краткий рассказ учителя об Эзопе, введение понятия «эзопов язык» на примере случая из его жизни: «Эзопу кто-то сказал: "О тебе говорят страшные гадости," и пересказал ему все; Эзоп ответил: "Убийцы — не те, кто делают кинжалы, а те, кто пользуются их изделиями; так и обо мне злословят не клеветники, а ты, если ты пользуешься их клеветой.» (слайд 3)
Чтение учащимися высказываний Эзопа, комментарий наиболее понравившихся:
Если что-то можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.
Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.
Лжецу не верят даже и тогда, когда говорит он правду.
Чтение и анализ басен А.Измайлова «Лестница», С.Михалкова «Скала и утёс» (слайды 4-5) по плану:
Можно ли считать это произведение басней?
Найдите характерные черты басни: мораль, олицетворение, аллегорию.
Чем различаются басни «Лестница» и «Скала и утёс»?
Рефлексия: что было новым, интересным, трудным на уроке?
Домашнее задание: составить список известных басен И.А.Крылова.
Александр Измайлов
«Лестница»
Сергей Михалков |
СКАЛА И УТЕС
Экскурсию (которым нет числа
На наших Минеральных Водах)
Курортная тропа в ущелье привела,
Где над водой нависшая Скала
Сулила путникам привал и отдых.
Несчастная Скала! От головы до пят
Она была исписана словами:
"Здесь были А. и Б.", какой-то "Жорж Пират"!
С ним рядом: "Дураков с женой и сыновьями"!
Плохой пример! Так и на этот раз
Больной тщеславием нашелся среди нас:
Он в пропасть со Скалы чуть было не сорвался,
Но своего добился - расписался!…
В тени передохнув, экскурсия ушла.
Осталась над водой нависшая Скала.
И снился ей в ночи Утес под снегом чистым,
Доступный разве только альпинистам…
1956
Александр Измайлов
«Лестница»
Сергей Михалков |
СКАЛА И УТЕС
Экскурсию (которым нет числа
На наших Минеральных Водах)
Курортная тропа в ущелье привела,
Где над водой нависшая Скала
Сулила путникам привал и отдых.
Несчастная Скала! От головы до пят
Она была исписана словами:
"Здесь были А. и Б.", какой-то "Жорж Пират"!
С ним рядом: "Дураков с женой и сыновьями"!
Плохой пример! Так и на этот раз
Больной тщеславием нашелся среди нас:
Он в пропасть со Скалы чуть было не сорвался,
Но своего добился - расписался!…
В тени передохнув, экскурсия ушла.
Осталась над водой нависшая Скала.
И снился ей в ночи Утес под снегом чистым,
Доступный разве только альпинистам…
1956
Проверочная по теме "Басни" ( после изучения басен Крылова)
DOCX / 12.55 Кб