Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»
Цель для учеников:
Знать:
- тему;
- проблему, которая поднимается в произведении;
- элементы композиции
- нравственные позиции.
Уметь:
- формулировать собственную точку зрения в определении идеи произведения.
Задачи:
образовательная: помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”, закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”, совершенствовать навык анализа драматического произведения;
развивающая: развивать навык выразительного чтения, логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять произведения разных видов искусств, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.
воспитательная: создавать условия для воспитания интереса учащихся к зарубежной культуре, расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Тип урока: обобщающий
Технологическая карта
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация познавательной деятельности. |
|||
Оргмомент. |
Звучит заставка к уроку – музыкальный фрагмент сПрокофьев Тема любви из балета «Ромео и Джульетта» Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть. В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии. Об этом мы уже говорили с вами на прошлом уроке. Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви. Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».Тема нашего урока — “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”. Я предлагаю вам два эпиграфа, прочтите их пожалуйста. Они помогут нам понять замысел драматурга и идею произведения. |
Слушают, записывают тему урока в тетрадь. Читают эпиграфы вслух, пытаются осмыслить |
Р: формирование умения слушать и понимать других; К: оформлять свои мысли в устной форме; |
Постановка проблемного вопроса. |
К какому жанру относится пьеса Шекспира? Что характерно для данного жанра? Обратите внимание на определение трагического (определения выведены на слайде). - Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта» - В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке. |
Ответы на вопрос учителя. Ромео и Джульетта” — это трагедия. Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Определяют тему. Запись проблемного вопроса в тетрадь |
П: формулирование познавательной цели К: оформлять свои мысли в устной форме; |
Организация познавательной деятельности |
|||
Анализ художественного произведения |
Все драматические произведения и комедии , и трагедии , и драмы имеют некоторую общность . В основе любого драматического действия лежит конфликт. Конфликт- основа сюжета . Он проявляется в столкновении людей, интересов, позиций В трагедии конфликт неразрешим , он , как правило, ведет героя к гибели .В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии , он переживается всеми. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении? Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой? Почему герой так отзывается о любви? В чем дело? Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь? Вспомните, сколько лет Джульетте? Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку? Как и где вспыхивает чувство юных героев? |
Выделяют элементы композиции: Сюжет — система событий в произведении. Отвечают на вопросы, рассуждают, аргументируют свои ответы. Находят необходимые фрагменты в тексте произведения. |
К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -умение полно и точно выражать свои мысли. П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации, нахождение элементов композиции в художественном тексте, совершенствование навыка выразительного чтения Р: формирование умения слушать и понимать других; |
Просмотр видеофрагмента |
Эта сцена вдохновила многих живописцев. Внимание — на слайды. Посмотрим сцену знакомства героев (Видеофрамент из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта”). Как вы оцениваете эту постановку? Отвечают ли актеры вашим представлениям о героях Шекспира? |
Просматривают слайдовые репродукции картин, фрагмент из кинофильма. Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. |
П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации Р: формирование умения слушать и понимать других; К: -умение полно и точно выражать свои мысли. М: формирование целостного представления о тесной взаимосвязи литературы и других видов искусств |
Анализ художественного произведения |
Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга. О чем свидетельствуют сравнения в этом монологе Ромео? Какая тема звучит в высказывании героини? |
Поиск и выразительно чтение фрагментов текста. Рассуждение, полный ответ |
К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -умение полно и точно выражать свои мысли. П:(общеучебные) определение основной информации, поиск и извлечение информации, совершенствование навыка выразительного чтения – П: понимание текстов, извлечение необходимой информации; Р: формирование умения слушать и понимать других; |
Просмотр видеофрагмента |
Видеофрамент из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта” Сцена под балконом. Что мешает их любви? Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в их судьбе? |
Просматривают, фрагмент из кинофильма. Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. |
П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации Р: формирование умения слушать и понимать других; К: -умение полно и точно выражать свои мысли. М: формирование целостного представления о тесной взаимосвязи литературы и других видов искусств |
Подведение итогов |
|||
Возвращение к проблемному вопросу |
- А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока |
Обдумывание, ответ на вопрос |
|
Рефлексия. |
Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть». Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Достигли ли мы цели урока, нашли ответ на поставленный вопрос? Какой этап урока запомнился вам больше всего? Постарайтесь оценить свою работу а уроке по пятибалльной шкале |
Дают ответы на вопросы, рассуждают Пытаются оценить свою работу |
– Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; – Р: контроль, коррекция, оценка; – П: рефлексия способов и условий действия. – П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; – Л: самооценка на основе критерия успешности; – К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; – К: планирование учебного сотрудничества; – Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Оценки за урок. |
Выставляет и комментирует оценки. |
– П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; – Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; |
|
Домашнее задание. |
Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. написать сочинение, выбрав одну из тем: 1. Почему трагедия У. Шекспира “Ромео и Джульетта” продолжает жить в веках? |
Записывают домашнее задание в дневник. |
- П: умение делать выбор и обосновывать его. |