Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»

2
0
Материал опубликован 25 September 2017 в группе
Цель урока: создание условий для осознанного определения темы и осноных проблем трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» - жестокость мира, сила любви, взросление, смерть и бессмертие.

Цель для учеников:

Знать:

- тему;

- проблему, которая поднимается в произведении;

- элементы композиции

- нравственные позиции.

Уметь:

- формулировать собственную точку зрения в определении идеи произведения.

Задачи:

образовательная: помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”, закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”, совершенствовать навык анализа драматического произведения;

развивающая: развивать навык выразительного чтения, логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять произведения разных видов искусств, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.

воспитательная: создавать условия для воспитания интереса учащихся к зарубежной культуре, расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, толерантное отношение друг к другу. 


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока: обобщающий

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

Мотивация познавательной деятельности.

Оргмомент.

Звучит заставка к уроку – музыкальный фрагмент сПрокофьев Тема любви из балета «Ромео и Джульетта»

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии. Об этом мы уже говорили с вами на прошлом уроке.

Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».Тема нашего урока  — “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”.

Я предлагаю вам два эпиграфа, прочтите их пожалуйста. Они помогут нам понять замысел драматурга и идею произведения.

Слушают, записывают тему урока в тетрадь.

Читают эпиграфы вслух, пытаются осмыслить

Р: формирование умения слушать и пони­мать других;

К: оформлять свои мысли в устной форме;

Постановка проблемного вопроса.

К какому жанру относится пьеса Шекспира? Что характерно для данного жанра?

Обратите внимание на определение трагического (определения выведены на слайде).

- Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта»

- В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и  Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.

Ответы на вопрос учителя. Ромео и Джульетта” — это трагедия. Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала.

Определяют тему.

Запись проблемного вопроса в тетрадь

П:

формулирование познавательной цели

К: оформлять свои мысли в устной форме;

Организация познавательной деятельности

Анализ художественного произведения

Все драматические произведения и комедии , и трагедии , и драмы имеют некоторую общность . В основе любого драматического действия лежит конфликт. Конфликт- основа сюжета . Он проявляется в столкновении людей, интересов, позиций В трагедии конфликт неразрешим , он , как правило, ведет героя к гибели .В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии , он переживается всеми.

Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

Вспомните, сколько лет Джульетте?

Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку?

Как и где вспыхивает чувство юных героев?

Выделяют элементы композиции:

Сюжет — система событий в произведении. 
Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. 
Завязка — встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. 
Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.
Развязка — рассказ брата Лоренцо и примирение семей.

Отвечают на вопросы, рассуждают, аргументируют свои ответы.

Находят необходимые фрагменты в тексте произведения.

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-умение полно и точно выражать свои мысли.

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации, нахождение элементов композиции в художественном тексте, совершенствование навыка выразительного чтения

Р: формирование умения слушать и понимать других;

Просмотр видеофрагмента

Эта сцена вдохновила многих живописцев. Внимание  — на слайды. Посмотрим сцену знакомства героев (Видеофрамент из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта”). Как вы оцениваете эту постановку? Отвечают ли актеры вашим представлениям о героях Шекспира?

Просматривают слайдовые репродукции картин, фрагмент из кинофильма.

Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

Р: формирование умения слушать и понимать других;

К: -умение полно и точно выражать свои мысли.

М: формирование целостного представления о тесной взаимосвязи литературы и других видов искусств

Анализ художественного произведения

Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

О чем свидетельствуют сравнения в этом монологе Ромео?

Какая тема звучит в высказывании героини?

Поиск и выразительно чтение фрагментов текста.

Рассуждение, полный ответ

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-умение полно и точно выражать свои мысли.

П:(общеучебные) определение основной информации, поиск и извлечение информации, совершенствование навыка выразительного чтения

– П: понимание текстов, извлечение необходимой информации;

Р: формирование умения слушать и понимать других;

Просмотр видеофрагмента

Видеофрамент из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта” Сцена под балконом.

Что мешает их любви?

Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в их судьбе?

Просматривают, фрагмент из кинофильма.

Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

Р: формирование умения слушать и понимать других;

К: -умение полно и точно выражать свои мысли.

М: формирование целостного представления о тесной взаимосвязи литературы и других видов искусств

Подведение итогов

Возвращение к проблемному вопросу

- А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и  Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?

Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока

Обдумывание, ответ на вопрос

 

Рефлексия.

Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть».

Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока.

Достигли ли мы цели урока, нашли ответ на поставленный вопрос?

Какой этап урока запомнился вам больше всего?

Постарайтесь оценить свою работу а уроке по пятибалльной шкале

Дают ответы на вопросы, рассуждают

Пытаются оценить свою работу

– Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

– Р: контроль, коррекция, оценка;

– П: рефлексия способов и условий действия.

– П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– Л: самооценка на основе критерия успешности;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– К: планирование учебного сотрудничества;

– Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Оценки за урок.

Выставляет и комментирует оценки.

 

– П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

– Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

Домашнее задание.

Дает домашнее задание, комментирует его выполнение.

написать сочинение, выбрав одну из тем:

1. Почему трагедия У. Шекспира “Ромео и Джульетта” продолжает жить в веках?
2.“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”
3. Отзыв о трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”.

Записывают домашнее задание в дневник.

- П: умение делать выбор и обосновывать его.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации