«Облако слов» как дидактический инструментарий учителя иностранного языка
"Облако слов" как дидактический инструментарий учителя
DOCX / 1.61 Мб
«Облако слов» как дидактический инструментарий учителя иностранного языка
Урок иностранного языка (далее английского) направлен на практический результат и достижение коммуникативной компетентности, определенного уровня грамматических знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять работу с текстом в письменном и устном виде, эффективно общаться.
По исследованиям психологов - 80% обучающихся являются визуалами и лишь 20% аудиалами и кинестетиками. Данное явление не случайно. В современном обществе происходит глобализация информации, которая приводит к изменениям в ментальном плане, в связи с чем, формируется и приобретает массовое распространение - клиповый тип мышления. Таким образом, современному образовательному учреждению важно вовремя скорректировать преподавание дисциплин в соответствии с запросами общества. Клиповое мышление представляет собой приобретенное свойство, которое развивается и формируется в процессе модифицирующихся условий и ритма жизни человека. Клиповое мышление обладает рядом особенностей таких как, быстрота приема и переработки воспринятых данных, преобладание визуального восприятия информации, проблем с восприятием длительной линейной порядка последовательности и однородной информации.
Одним из способов, позволяющим работать с возрастающим потоком учебной и научной информации, а также реализовывать приемы совместной деятельности обучающихся, является прием визуализации информации или знаний. Понимание «визуализации» как процесса наблюдения включает в себя мыслительную и познавательную активность личности, а сами визуальные дидактические средства выступают лишь иллюстративной функцией.
Помочь в работе с лексикой, тренировке памяти, коррекции внимания и анализа основных идей текста, актуализации знаний по работе с текстом помогает технология «Облако слов». «Облако» из слов – это тоже своего рода текстовая информация. Основой составления «облака слов» является подбор ключевых слов и сочетаний по определенной теме. Основная цель обучения: запоминание слов, установка ассоциативных и логических связей. Ассоциации — это образы и слова, которые возникают при произнесении какого-либо слова или понятия. По любой учебной теме можно создать свое «облако». Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием научит ребят систематизации текстового материала.
Задания, предъявляемые школьникам в таком необычном виде, отлично мотивируют их к учебной деятельности. Но, прежде всего, надо начать с объяснения того, что такое «облако слов» в понятных для детей терминах (например, «облако слов» — это множество признаков, характерных для определённого понятия, объединённых общим образом (формой)) и привести несколько простых примеров. Дидактический материал можно предъявить в электронном виде или распечатанный на принтере. Также, можно организовывать работу над облаком фронтально, индивидуально и по группам. Существуют определенные этапы построения «облака слов»: введение понятия, определение ключевых слов по исходным параметрам, ассоциативным методом подбора образа, создание «облака».
Возможности использования «облака слов» в обучении английскому языку:
- в облако записать тему урока, которую учащиеся должны определить;
- попросить составить предложения по определенной теме;
- «облако» выступает в качестве опорного конспекта;
- предложить учащимся прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока;
- предложить составить предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака;
- создать «облако» на основе небольших текстов или из слов, взятых из незнакомого текста и попросить догадаться о его содержании.
Наличие разнообразного материала позволяет адаптировать упражнения к группам учащихся с разным уровнем подготовки.
Приведу примеры заданий - «облаков слов» к урокам английского языка для 5 класса (на примере УМК «Английский в фокусе» авторов Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванса) по теме: «World Animals», Module 5.
Задание: расшифруйте слова, переставляя буквы местами. |
Задание: ответьте на вопросы, ответы найдите в рисунке. - Which animal likes to sit in water? (eats leaves from trees; lives alone; doesn’t drink water; is the king of the jungle; can stay under water for two hours; has spots and can run fast)
|
Задание: по ключевым словам догадайтесь, о каком животном идет речь и запишите рассказ. |
Задание: напишите слова в алфавитном порядке |
Задание: опишите животное по ключевым словам. |
Задание: соотнесите русские и английские слова; напишите названия насекомых во множественном числе. |
Задание: составьте предложение из слов. |
Задание: найдите в списках слов лишнее. |
Задание: постройте вопросительные предложения по ключевым словам. |
Задание: сформулируйте правило правописания окончания глаголов в форме 3-го лица ед. ч, дополните своими примерами. |
Задание - проект: напишите рассказ о своем питомце, опираясь на ключевые слова. |
Задание: дополните конструкцию as … as (такой же … как …), используя прилагательные из рисунка и названия животных (a bee, an owl, a kitten, a snail, a mouse, a lamb, a peacock, an ox, a mule). |
Кратко особенности «облака слов» можно описать следующим образом:
- лаконичность;
- наличие графических объектов;
- полезная информационная нагрузка;
- красочное представление, креативность;
- внятное и осмысленное представление материала;
- простота;
- одна идея в одной работе;
- баланс цветов и изображений;
- способ вызывать эмоции или побуждать к действиям;
- способ задуматься или активизировать мыслительную деятельность;
- способ анализировать информацию самому и делать выводы.
В итоге, можно сделать вывод о том, что педагогам необходимо пересмотреть и переосмыслить содержательную часть учебного материала информационных технологий, учитывать не только возрастные особенности обучающихся, но и особенности их окружающей среды, а именно особенности мышления, которое представляет собой «клиповое» мышление. Необходимо использование визуальных методов и средств при разработке, структурировании и подачи обучающего материала. В форме изложения материала должны присутствовать яркие, четко структурированные визуализированные материалы, способствующие развитию интереса и повышению эффективности запоминания, что в свою очередь повысит уровень знаний необходимых развития личности обучающегося. К тому же, визуализация терминов, грамматических и синтаксических форм, ключевых слов, критическое осмысление определений, опора на образы и ассоциации, определяют преимущества использования «облака слов» при работе с лексикой и грамматикой иностранного языка.
Источники:
- Wordart http://www.wordart.com
- Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности. Выпуск 2: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Ю. А. Демичева; Камч. ИРО. — Петропавловск-Камчатский : Камч. ИРО, 2017. — 100 с.
Кияйкина Наталья Федоровна
Столярова Ольга Ивановна