12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Столярова Ольга Ивановна1511
Победитель конкурса лучших учителей Приоритетного национального проекта «Образование» - 2007 год. Стаж работы - 36 лет.
Россия, Амурская обл., Саскаль


"Облако слов" как дидактический инструментарий учителя
DOCX / 1.61 Мб

 

     «Облако слов» как дидактический инструментарий учителя иностранного языка

Урок иностранного языка (далее английского) направлен на практический результат и достижение коммуникативной компетентности, определенного уровня грамматических знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять работу с текстом в письменном и устном виде, эффективно общаться.

По исследованиям психологов - 80% обучающихся являются визуалами и лишь 20% аудиалами и кинестетиками. Данное явление не случайно. В современном обществе происходит глобализация информации, которая приводит к изменениям в ментальном плане, в связи с чем, формируется и приобретает массовое распространение - клиповый тип мышления.  Таким образом, современному образовательному учреждению важно вовремя скорректировать преподавание дисциплин в соответствии с запросами общества. Клиповое мышление представляет собой приобретенное свойство, которое развивается и формируется в процессе модифицирующихся условий и ритма жизни человека. Клиповое мышление обладает рядом особенностей таких как, быстрота приема и переработки воспринятых данных, преобладание визуального восприятия информации, проблем с восприятием длительной линейной порядка последовательности и однородной информации.    

Одним из способов, позволяющим работать с возрастающим потоком учебной и научной информации, а также реализовывать приемы совместной деятельности обучающихся, является прием визуализации информации или знаний. Понимание «визуализации» как процесса наблюдения включает в себя мыслительную и познавательную активность личности, а сами визуальные дидактические средства выступают лишь иллюстративной функцией.

Помочь в работе с лексикой, тренировке памяти, коррекции внимания и анализа основных идей текста, актуализации знаний по работе с текстом помогает технология «Облако слов». «Облако» из слов – это тоже своего рода текстовая информация. Основой составления «облака слов» является подбор ключевых слов и сочетаний по определенной теме. Основная цель обучения: запоминание слов, установка ассоциативных и логических связей. Ассоциации — это образы и слова, которые возникают при произнесении какого-либо слова или понятия. По любой учебной теме можно создать свое «облако». Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием научит ребят систематизации текстового материала.

Задания, предъявляемые школьникам в таком необычном виде, отлично мотивируют их к учебной деятельности. Но, прежде всего, надо начать с объяснения того, что такое «облако слов» в понятных для детей терминах (например, «облако слов» — это множество признаков, характерных для определённого понятия, объединённых общим образом (формой)) и привести несколько простых примеров. Дидактический материал можно предъявить в электронном виде или распечатанный на принтере. Также, можно организовывать работу над облаком фронтально, индивидуально и по группам. Существуют определенные этапы построения «облака слов»: введение понятия, определение ключевых слов по исходным параметрам, ассоциативным методом подбора образа, создание «облака».

Возможности использования «облака слов» в обучении английскому языку:

- в облако записать тему урока, которую учащиеся должны определить; 

- попросить составить предложения по определенной теме;

- «облако» выступает в качестве опорного конспекта;

- предложить учащимся прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; 

- предложить составить предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака; 

- создать «облако» на основе небольших текстов или из слов, взятых из незнакомого текста и попросить догадаться о его содержании.

Наличие разнообразного материала позволяет адаптировать упражнения к группам учащихся с разным уровнем подготовки. 

      Приведу примеры заданий - «облаков слов» к урокам английского языка для 5 класса (на примере УМК «Английский в фокусе» авторов Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванса) по теме: «World Animals», Module 5.

 

Задание: расшифруйте слова,

переставляя буквы местами.

 

Задание: ответьте на вопросы,

ответы найдите в рисунке.

- Which animal likes to sit in water? (eats leaves from trees; lives alone; doesn’t drink water; is the king of the jungle; can stay under water for two hours; has spots and can run fast)

 

Задание: по ключевым словам догадайтесь, о каком животном идет речь и запишите рассказ.

 

Задание: напишите слова в алфавитном порядке

Задание: опишите животное по ключевым словам.

Задание: соотнесите русские и

английские слова; напишите названия насекомых во множественном числе.

 

 

Задание: составьте предложение из слов.

 

Задание: найдите в списках слов лишнее.

 

Задание: постройте вопросительные предложения по ключевым словам.

 

Задание: сформулируйте правило правописания окончания глаголов в форме 3-го лица ед. ч, дополните своими примерами.

 

Задание - проект: напишите рассказ о своем питомце, опираясь на ключевые слова.

Задание: дополните конструкцию as … as (такой же … как …), используя прилагательные из рисунка и названия животных (a bee, an owl, a kitten, a snail, a mouse, a lamb, a peacock, an ox, a mule).

Кратко особенности «облака слов» можно описать следующим образом:

- лаконичность;

- наличие графических объектов;

- полезная информационная нагрузка;

- красочное представление, креативность;

- внятное и осмысленное представление материала;

- простота;

- одна идея в одной работе;

- баланс цветов и изображений;

- способ вызывать эмоции или побуждать к действиям;

- способ задуматься или активизировать мыслительную деятельность;

- способ анализировать информацию самому и делать выводы.

В итоге, можно сделать вывод о том, что педагогам  необходимо пересмотреть и переосмыслить содержательную часть учебного материала информационных технологий,  учитывать не только возрастные особенности обучающихся, но и особенности их окружающей среды, а именно особенности мышления, которое представляет собой «клиповое» мышление. Необходимо использование визуальных методов и средств при разработке, структурировании и подачи обучающего материала. В форме изложения материала должны присутствовать яркие, четко структурированные визуализированные материалы, способствующие развитию интереса и повышению эффективности запоминания, что в свою очередь повысит уровень знаний необходимых развития личности обучающегося. К тому же, визуализация терминов, грамматических и синтаксических форм, ключевых слов, критическое осмысление определений, опора на образы и ассоциации, определяют преимущества использования «облака слов» при работе с лексикой и грамматикой иностранного языка.    

Источники:

- Wordart http://www.wordart.com

- Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности. Выпуск 2: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Ю. А. Демичева; Камч. ИРО. — Петропавловск-Камчатский : Камч. ИРО, 2017. — 100 с.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 29.09.20 в 00:04 0 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!! Дальнейших успехов!!!
Столярова Ольга Ивановна, 29.09.20 в 11:23 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна! Для меня это признание педагогического коллектива.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.