12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Брянская Полина Васильевна27
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Диктант как многогранный приём в арсенале учителя иностранного языка

В современной методике преподавания иностранных языков существует огромное количество методов и технологий, способов и средств обучения. В данной статье речь пойдёт о всем известном «диктанте». Цель данной статьи – обратить внимание педагогов на диктант в его многогранности и, не побоюсь отметить – многозначности, опровергая бытующее отношение к диктанту как к чуму-то архаичному, малоэффективному, статичному и неинтересному.

Современные методисты выделяют 4 – 5 типов диктантов: фонемный, текстовый-фонемный, орфографический, текстовый-орфографический, иногда выделяют ещё один – лексический (словарный), впрочем, некоторые методисты причисляют его к текстово-орфографическому. Также можно говорить о разнообразии диктантов по способу выполнения: устные, письменные, графические, визуальные, аудиальные и их вариации.

В словаре русского языка Ожегова 2012 мы найдём следующее толкование диктанта: письменная проверочная работа - записывание текста, диктуемого учителем. В этимологическом словаре русского языка представлена следующая информация: диктант - Искон. Суф. производное (суф. -ант) от франц. dictée «диктовка» (от лат. dictare «предписывать»). Эти определения созвучны с представлением о диктанте обычного человека.

В данной статье сделана значительная опора на педагогический словарь, заглянув в который мы увидим более развёрнутую информацию о том что такое диктант: кто его проводит, цели написания типы, виды диктантов и его особенности, формы в том числе специфические, а так же функции диктанта. Прочитав короткую статью в педагогическом словаре уже понимаешь что диктант не так уж и прост. И, несмотря на видимую простоту данного средства обучения, имеет бесчисленные вариации, которые помогут сделать образовательный процесс более интересным и личностно ориентированным.

Прежде всего, думаю, важно заметить что диктант помогает развитию навыков аудирования и письма. Можно говорить что диктант помогает самоанализу и самооцениванию (продуктивному оцениванию), а также производиться работа над чтением на этапе самопроверки, а так же наблюдаются элементы воспроизведения устной речи когда обучающийся повторяет слова вслух (как правило в полголоса) или повторяет достаточно громко направляя учителя и подсказывая «место» где он пишет и что нужно повторение или продолжение диктанта. Устную речь при написании диктанта можно формировать и развивать применяя нестандартный подход к диктанту. Таким образом, формируется вывод что диктант тренирует практические навыки языка всех (или практически всех) видов речевой деятельности.

Роли участников написания диктанта не так разнообразны, традиционно это учитель, но я выделяю следующих участнтиков –диктующий/ диктующие и пишущий/ пишущие диктант. Вариаций тоже несколько: учащийся диктует классу/ группе, соответственно, может быть несколько групп где учащиеся могут попеременно диктовать группе, например: по часовой стрелке по одному слову. Таким образом у обучающихся появляется возможность слушать и учиться слышать друг друга (обучение аудированию), эти вариации уже привносят интерес и азарт диктанту и части урока, задают тон. Такой формат работы подчеркивает важность знания лексики, понятного произношения и помогает дополнительно мотивировать на изучение английского языка даже на начальном этапе обучения и при правильном использовании станет хорошим инструментом для помощи в адаптации «новеньких» в классе, детей с «пробелами» поскольку у детей расширяются возможности на основании того что словом-двумя каждый учащийся сможет поддержать эту «игру» (как правило этот элемент урока дети именно так и воспринимают) и понемногу, чувствуя нарастающую уверенность, «выползают из раковины». Таким образом, мы на уроке ещё и раскрепощаем детей, ломаем барьеры и работаем над адаптацией и социализацией .

Диктант может быть использован с целью обучения детей навыкам языковой догадки с опорой на контекст, части, элементы текста, знаки препинания. Например: на начальном этапе можно взять небольшой, несложный текст на изучаемую тему и удалить из него изучаемые слова оставив пробелы. Текст-опора раздаётся детям, дети готовятся некоторое время – производится ознакомительное чтение, затем текст читается учителем один раз, делается пауза после прочтения для заполнения пробелов. После чего текст читается ещё раз для контрольной самопроверки. Затем для окончательной проверки можно попросить учащихся обменяться работами и текст будет прочитан ещё раз учителем или одним из «сильных» учащихся или кем-то кто вызовется это сделать. Для упрощения введения такого вида диктанта, можно слова «опущенные» в тексте написать до или после текста и прочитать их вместе – это даст дополнительную опору, снимет сложности и придаст уверенности участникам написания диктанта (такая проработка возможна и на начальном этапе введения лексики, а так же в классах со слабой языковой подготовкой, в классах корекции и с детьми имеющими особенности развития).

Наиболее употребимые диктанты: лексический (словарный) и фонемный –полагаю, не требуют пояснений поскольку проводятся просто: пишущим диктант участникам диктуется текст (слова или звуки) учителем или другими учащимися.

Самыми интересными, на мой взгляд, являются смешанные аудио-визуальные диктанты. Например: на начальном этапе обучения можно проводить разминку на уроке, соревнуясь и проверяя знание букв английского алфавита. Суть его проста: кто-то называет букву, а остальные обучающиеся поднимают карточку демонстрируя соответствующую букву на ней. Можно использовать словарные карточкиследующим образом: учительпо казывает карточку с картинкой или слайд на презентации, а учащиеся называют то что на ней изображено или записывают (в зависимости от этапа обучения активной лексике). Другой излюбленный вариант диктанта схож с предыдущим, разница лищь в том, что обучающимся демонстрируются изображения достопримечательностей. Данные виды диктантов проходят живо и интересно, оправдывают себя на любом этапе урока – вначале урока в качестве фонетической, речевой зарядки для актуализации знаний, в основной части урока – в качестве устных упражнений, в конце – в качестве рефлексии и как дополнительное упражнение в случае когда дети активно работали и осталось время, а упаражнений заготовленных по плану не осталось или остались не подходящие упражения, например: упражнение объёмно по времени выполнения, а осталось всего пару минут и т.п. данные диктанты просто находка и палочка-выручалочка учителя. Но неудобство в том что необходимо иметь наборы с карточками активной лексики, их нужно подготавливать или приобретать готовые если они есть в УМК, мне на выручку приходят карточки для десткого сада – они теметические, оптимального размера, на плотном карт оне, не дорогие. Можно распечатать самим, но необходимо подготовить материалы и подобрать правильную бумагу – этот вариант хорошо комбинировать с презентацией Power Point, картинки уже готовы, нужно только их вставить в презентацию.

Следующим речь пойдёт о способе реализации диктанта хорошо известным методом «running dictation» («бегущий диктант»). Осуществление такого диктанта основывается на небольшомтексте, соответствующем уровню языковой подготовки учащихся, содержит актуальный словарный состав грамматику. Написание такого диктанта нравится детям и иногда напоминает игру «сломанный телефон» и может занять довольно продолжительное время. На доске прикреплен листок с несложным текстом (обязателен достаточно крупный шрифт, но такой чтобы дети не смогли прочитать его со своих мест, можно расположить текст/ тексты на задней открывающейся части классной доски. Учащиеся разделены на группы и и задача каждой группы написать информацию лучше чем другая группа. Интерес для детей и сложность ещё и в том что каждый участник группы по очереди подходит к тексту, читает и запоминает кусок текста, словосочетания, предложения сколько сможет (!про себя!). Затем возвращается к своей группе и диктует ту часть, которую он запомнил. Остальные записывают. Затем следующий и процесс повторяется до тех пор, пока весь текст не будет записан. В конце работы можно раздать оригиналы текста для проверки и учесть факт наличия/отсутствия ошибок и неточностей при подведении результатов работы. Такой диктант можно использовать в конце урока, вместо динамической паузы, на игровых уроках и внеклассных мероприятиях.

Одним из полюбившихся обучающимся диктантов является Другим «Запутанная история». Суть его в том чтобы восстановить историю в правильном порядке, и выигрыш учителя в том что обучающиеся осознанно прочитают для себя и для других текс истории несколько раз. Каждый участник группы (а групп может быть несколько, от 3-5 задача учителя усложняетя и возрастает шум, поскольку дети как правило спорят активно и доказывают свою позицию) получает предложение из текста или часть текста в случайном порядке. После чего учащиеся диктуют свои предложения остальной части группы, и группа должна расставить части текста в логической последовательности. Это упражнение тренирует критическое мышление и постепенно можно и нужно научить учащихся обращать внимание на тиакие детали текста как слова-связки и другие элементы как на опору.

Перейдём к такому типу диктанта как «dictogloss» («грамматический диктант»). На подготовительном этапе учащиеся прослушивают текст два-три раза не фиксируя его на бумаге. Затем обучающиеся записывают услышанное. При выполнении данного диктанта важно не то чтобы повторить диктант слово в слово а передать смысл исходного текста, что очень напоминает изложение-пересказ. Можно выполнить эту работу в группах когда обучающиеся совместными усилиями «восстанавливают» исходный материал. Главное чтобы не было лексиких и грамматических сложностей и был приемлемый объём текста. Данному диктанту тоже можно придать соревновательный характер и использовать как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Таким образом, можно заключить что диктанты являются интересным, полезным, гибким иэффективным видом учебной деятельности и что очень важно - разнообразным. Его можно использовать для закрепления и отработки лексики и грамматических структур. Каждый педагог использующий многообразие диктантов в работе назовёт вам несколько причин их популярности:

- помогают адаптации и социализации учащихся их успешной интеграции в образовательный процесс;

обучающиеся активны в данном виде деятельности;

обучающиеся активны после проведения данного вида деятельности и диктанты способствуют установлению рабочей атмосферы (самостоятельно или совместно находят и исправляют ошибки);

способствует бессознательному мышлению;

развивает коммуникативные навыки;

диктант помогает тренировать краткосрочную память. Студенты учатся запоминать смысловые абзацы или предложения прежде, чем записывать их;

диктант может служить отличной тренировкой изученного материала;

диктант стимулирует неосознанную мыслительную деятельность на иностранном языке;

подходит для групп с разным языковым уровнем

- подходит для разных видов работ на уроке/ занятии/ внеклассном событии (групповая и парная работа);

диктант развивает навыки различных видов речевой деятельности;

диктант может быть переходом к другому виду деятельности;

Подводя итог, можно сказать, что диктант является довольно эффективным и гибким видом деятельности в обучении иностранному языку. Его можно использовать на различных стадиях изучения лексического или грамматического материала. В условиях успешной интеграции в общую структуру урока, имеет четкую цель и «сняты» сложности, обучающиеся с удовольствием будут выполнять этот вид задания.

На основании вышесказанного можно сказать что диктант является не только эффективным средством обучения иностранному языку и действенным инструментом контроля знаний у обучающихся.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Правописание в начальных классах.Львов М.Р. М., Флинта, Наука, 1998

2. “Занимательная грамматика. Семенова Е.Е. М., Омега, 1995.

3. Формирование орфографических навыков Алгазина Н.Н.. – М.,1997

4. Виды диктантов и методика их проведения /18.08.2020 /– электронный ресурс https://www.pedacademy.ru/categories/1/articles/398,

5. Словарь русского языка Ожегова. Ожегов. 2012. /17.08.2020/ Диктант: https://slovar.cc/rus/ojegov/589366.html

6. Педагогический словарь /17.08.2020 / http://endic.ru/pedagogics/Diktant-506.html

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.