12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45981
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Обобщающие упражнения по морфологии на основе текста

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.

Название

Повторение изученного в 6 классе по теме «Морфология».

Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса, на этапе повторения изученного –семиклассники.

Цель

Повторить и обобщить изученное в 6 классе по морфологии, формировать умение распознавать части речи в предложении.

Основные лингвистические понятия

Морфология, система частей речи, самостоятельные и служебные части речи, грамматические признаки.

Развитие речи

Тема и идея текста, построение письменного ответа на проблемный вопрос.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

1.Ю. Лотман «Беседы о русской культуре».

https://imwerden.de/pdf/lotman_besedy_o_russkoj_kulture_1994__ocr.pdf




1. Прочитайте текст. Какие мысли он у вас вызвал?

Прочитав текст Ю.Лотмана, я подумал(а) о том, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1) Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. (2) Хлеб веществен и зрим. (3) Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. (4) Съеденный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. (5) В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? (6) Он имеет употребление, а не значение. (7) Но когда мы произносим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», - слово «хлеб» означает не просто хлеб как обычную вещь, а имеет более широкое значение: «пища, потребная для жизни». (8) А когда в Евангелии от Иоанна читаем слова Христа: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать», то перед нами — сложное символическое значение и самого предмета, и обозначающего его слова.



2. Определите тип текста__________ _____________________________

3. Определите стиль речи ______________________________________

4. Укажите верные высказывания:

1) понятие хлеб привычно для каждого из нас

2) хлеб, который мы едим, не вступает в физиологический контакт с нами

3) слово хлеб многозначное

4) одно из значений слова хлеб – духовная пища

5) слово хлеб не имеет символического значения.

_____________________________________________________________

5. Найдите ошибки в определении грамматических признаков:

1) местоимение ЕГО (предложение 3) притяжательное

2) прилагательное ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ (предложение 4) относительное

3) союз НО (предложение 7) подчинительный

4) глагол ЧИТАЕМ (предложение 8) несовершенного вида, переходный, невозвратный

5) существительное СЛОВА (предложение 8) нарицательное, неодушевленное, 1 склонения.

___________________________________________________________

6. Выпишите все местоимения из предложения 5, укажите их разряд по значению._______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Употребите все глаголы предложений 3 и 4 в разных наклонениях и заполните таблицу

Глагол в начальной форме

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение



















8. Образуйте все возможные степени сравнения от качественных прилагательных предложения 7.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выпишите все предлоги из предложения 8

__________________________________________________________________

10. В тексте автор использует цитату из Библии: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»? Какими частями речи они являются?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. В тексте автор использует цитату из Библии: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать». Как вы понимаете эти слова? Каково лексическое значение слова алкать? Подберите к нему синонимы, запишите к нему однокоренные слова.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.