Упражнения на основе текста по русскому языку «Глагол» (6 класс)
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Упражнения на основе теста по теме «Глагол» |
Целевая аудитория | Учащиеся шестого класса. |
Цель | Отработать умение выполнять морфемный, словообразовательный и морфологический анализ глаголов, определять вид словообразования глаголов и образовывать новые глаголы по заданным моделям, повторить правописание личных окончаний глаголов. |
Основные лингвистические понятия | Тема текста, стиль, ключевые слова, глагол, грамматические признаки. |
Развитие речи | Умение определять тему и стиль речи. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | 1. К.Г.Паустовский. Желтый свет. http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/rasskaz/zheltyj-svet.htm 2.https://kakoy-smysl.ru/wp-content/uploads/2021/11/de-1200x900-1.jpg |
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите ключевые слова. Продолжите ряд своими примерами, запишите в составе словосочетаний (5-6 словосочетаний).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 2) Но это мне долго не удавалось. 3) Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. 4) Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. 5) Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
6) Я был, конечно, неправ. 7) Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
2. Определите стиль текста. Докажите вашу точку зрения. Отвечайте по образцу.
Я думаю, что данный текст относится к _______________ стилю, потому что _________________________________ .
3. Определите постоянные признаки всех глаголов предложения 1.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определите непостоянные признаки всех глаголов предложения 5. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите способ словообразования выделенных глаголов. Составьте и запишите словообразовательные пары.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. При помощи различных приставок образуйте новые глаголы от всех глаголов предложений 5 и 7. Составьте и запишите словообразовательные пары. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подберите синонимы к каждому глаголу предложения 3. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Распределите глаголы предложений 3-7 в графы таблицы. Придумайте и запишите по 2 своих примера в каждую графу. Глаголы записывайте в тех формах, в которых они представлены в тексте.
1 спряжение | 2 спряжение |
| |
| |
9. Рассмотрите картину Т.Н.Яблонской «Утро». Прочитайте сочинение по этой картине, вставив недостающие глаголы. Сделайте вывод о роли глаголов в речи.
Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней художница _________________ утро девочки. Комната наполнена ярким солнечным светом. Ласковые утренние лучи __________________ юную героиню картины, и все, что _______________ ее в этой комнате.
На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: ______________хлеб в тарелке, _________________масло, ___________________кувшин с молоком. Наверно, это мама _____________ о дочери.
В центре картины мы ________________ девочку, которая _______________ зарядку, а потом она ___________________ в школу, потому что на заднем плане картины ______________ стул, а на нем _____________школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки мы ___________ еще не заправленную после сна постель.
Между окном и балконной дверью ____________ декоративная тарелка. К потолку ____________ кашпо. Веточки и листочки цветов _________________ и ______________________ красивую зеленую арку. Двери на балкон открыты. И с улицы комната ____________ звуками, красками и настроением утреннего города.
Картина светлая, радостная. Мне она _______________, потому что _________________ оптимизмом, ________________ радостное настроение
Куликова Ирина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Фокина Лидия Петровна
Легоцкая Вера Сергеевна