Контрольно-обобщающий урок по теме «Африка» (7 класс)
Тема: Контрольно-обобщающий урок по теме «Африка»
Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания по теме «Африка»
- Проверить и закрепить знания и умения по теме в ходе урока.
- Совершенствовать умения работать с источниками географической информации;
- Способствовать любознательности, расширению кругозора учащихся.
Форма проведения урока: «вертушка»
Тип урока: контрольно- обобщающий
Оборудование: АРМ, интерактивная доска, карта полушарий, электронный учебник, диск «Электронные уроки и тесты», световой глобус, дидактические карточки
План-конспект урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.орг. момент (3 мин) |
-(видеофрагмент об Африке с электронного учебника) /поднять экран/ -Добрый день, друзья! Вот и закончилось наше заочное путешествие по материку Африка. Как говорил известный писатель Максим Горький «Всем хорошим в себе я обязан книгам». Вы, изучая материк, читали не только учебник, но и другую литературу, справочники, энциклопедии по географии. Теперь вы много знаете об Африке. Сегодня мы еще раз встретимся с этим материком и проверим, насколько хорошо запомнили то, что учили про Африку. Урок пройдет в форме «вертушки», т.е. вы получаете путевой лист, там прописаны этапы, которые надо пройти, получить оценку своим знаниям на каждом этапе и затем подведем итоги. Оценивать ваши знания буду не только я, но и консультанты, компьютер и вы сами. Переходить от одного задания к другому вы будете по хлопку, время выполнения заданий на каждом этапе – до 4-х минут. -Вопросы есть? -Итак, в путь! |
- получают путевые листы, знакомятся с ними |
2.Основная часть урока (27 мин) |
-контроль за прохождением этапов учащимися, помощь в оценивании, -оценивание этапа «Политическая карта Африки» -организация перехода детей по этапам с заданиями |
- выполнение заданий согласно путевому листу |
3.Итог урока Рефлексия (10 мин)
Если осталось время |
-такая форма проверки знаний понравилась или нет? (Чем понравилась?) -какие задания были самыми сложными, почему? -какой этап понравился больше всего? -подсчет средней оценки -Окончательную оценку я поставлю на следующем уроке, так как будут учтены творческие работы тех учащихся, кто выполнял, практические работы в тетради и контурных картах, подготовка дополнительных сообщений. - Попрощаемся с Африкой, придумав слова, связанные с этим удивительным континентом из предложенных букв: ОКНАЗМИБСЛ (Сомали, Нил, Намиб, слон и т.д.) -рекомендации по книгам об Африке -творческие работы |
Смотр знаний по теме «Африка»
Путевой лист
Фамилия, имя_____________________________________________________
№п/п |
Тип заданий |
Кол- во баллов |
Оценка |
1 |
ГП Африки (на “3” и “4” - карта полушарий) /консультант/ |
||
2 |
ГП Африки (на “5” - интерактивная доска /консультант/ |
||
3 |
Словарная работа (на доске) /самопроверка/ |
||
4 |
Особенности рельефа, климата, внутренних вод (устный ответ) /консультант/ |
||
5 |
Природные зоны (работа с карточками) /консультант/ |
||
6 |
Политическая карта Африки (глобус) /учитель/ |
||
7 |
Тест (на компьютере) с оценкой |
||
8 |
Тест (на компьютере) |
||
1)умение работать с картой____________________________________________________ 2)умение работать с интерактивной доской__________________________________________________ 3)умение устанавливать причинно- следственные связи_________________________________________________________ 4)умение определять взаимосвязи в природе__________________________________________________________________ Вывод:_____________________________________________________________________ |
Инструктивные карточки и раздаточный материал
ГП Африки
Расположение относительно экватора в двух полушариях примерно пополам./1 балл/
Расположена относительно нулевого меридиана почти полностью в восточном полушарии./1 балл/
Омывается с севера Средиземным морем, с северозапада — Красным морем, с востока — Индийским океаном, с запада — Атлантическим океаном./1 балл/
Называет крайние точки /1 балл/
Определяет координаты крайних точек /1 балл/
крайние точки и их координаты:
северная — м.Бен-Сека 38°с.ш.10°в.д.
южная — м.Игольный 35°ю.ш.20°в.д.
восточная — м.Рас-Хафун 12°с.ш.52°в.д.
западная — м.Альмади 16°с.ш.18°з.д.
Дополнительный балл за информацию о влиянии ГП на климат Африки
количество баллов |
оценка |
5-6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
0-1-2 |
2 |
Политическая карта Африки
Показать государство и назвать его столицу:
Сомали (Могадишо)
ЮАР (Претория)
Египет (Каир)
Алжир (Алжир)
Намибия (Виндхук)
Афганистан (Кабул)
Эфиопия (Аддис-Абеба)
Мадагаскар (Антананариву)
Конго (Киншаса)
Чад (Нджамена)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
количество баллов |
оценка |
9-10 |
5 |
7-8 |
4 |
5-6 |
3 |
0-4 |
2 |
ВЛАЖНЫЙ ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ЛЕС
ТРОПИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ ЮЖНОЙ АФРИКИ
ТРОПИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
САВАННЫ И РЕДКОЛЕСЬЯ
красные ферралитные
красно- бурые
песчаные
арбузы |
акация |
вельвичия |
злаки |
змеи |
ящерицы |
зонтичная акация |
баобаб |
слоновья трава |
|
термиты |
слон |
носорог |
лев |
гепард |
жираф |
крокодил |
крокодил |
джизгун, селин |
пауки |
скорпион |
змеи |
ящерицы |
верблюды |
антилопа аддакс |
пальма |
папоротник |
лиана |
раффлезия |
буйвол |
окапи |
кистеухая свинья |
обезьяны |
карликовый бегемот |
мамба |
муравьи |
бабочки |
птицы |
страус Эму |
эпифиты |
Природные зоны
Природная зона |
Почва |
Растения |
Животные |
ВЛАЖНЫЙ ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ЛЕС |
красные ферралитные |
эпифиты,раф- флезия, папоротник, пальма, лиана |
карликовый бегемот,муравьи, птицы, обезьяны, мамба, бабочки, кистеухая свинья, окапи, крокодил |
ТРОПИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ ЮЖНОЙ АФРИКИ |
песчаные |
арбузы, вельвичия, акация,злаки |
змеи, ящерицы |
ТРОПИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ |
___ |
джизгун, селин |
скорпион, пауки, змеиящерицы, антилопа аддакс |
САВАННЫ И РЕДКОЛЕСЬЯ |
красно- бурые |
зонтичная акация, слоновья трава, баобаб |
термиты, слон, носорог, гепард, крокодил, лев, жираф |
За каждый правильный ответ о почвах – 1 балл,
за два и более совпадения в растениях и животных – 1 балл
количество баллов |
оценка |
11-12 |
5 |
9-10 |
4 |
7-8 |
3 |
0-6 |
2 |
Особенности природы материка
Рельеф |
Климат |
Внутренние воды |
|
назвать и показать на карте (1-20 баллов) |
горы (3), плоскогорье, нагорье (2) |
4 климатических пояса, где расположен материк |
реки (6), озера (3), водопад (1) |
отметить особенности (1-10 баллов) |
1.преобладание равнин 2.горы только на окраинах материка 3.самые большие разломы на суше |
1.самый жаркий материк 2.в пустыне Сахара не бывает осадков по несколько лет 3.на берегу океана образовалась пустыня (Намиб) |
1.самая длинная река мира (Нил) 2.Конго 2 раза пересекает экватор 3.оз.Чад пересыхает 4.больше всего рек в южной части материка |
За каждый правильный ответ – 1 балл.
количество баллов |
оценка |
25-30 |
5 |
19-24 |
4 |
01.10.18 |
3 |
0-9 |
2 |
Что такое? Кто такой?
Ахаггар – нагорье
Виктория – водопад, озеро
Калахари – пустыня
Ливингстон – исследователь Африки
Конго – река, республика (страна, государство)
Альмади – крайняя западная точка
Мадагаскар – остров, страна (государство)
Пигмеи – народ
Гилея – влажный экваториальный лес
Сомали – полуостров, страна (государство)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
количество баллов |
оценка |
9-10 |
5 |
7-8 |
4 |
5-6 |
3 |
0-4 |
2 |