12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пронина Надежда Анатольевна20
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург


Конспект урока русского языка в 7 классе

учителя русского языка и литературы ГБОУ школа №471

Выборгского района Санкт-Петербурга

Прониной Надежды Анатольевны


Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог»

Цель урока:

систематизировать теоретические сведения о морфологических признаках предлога.

продолжить развивать навыки правильного написания предлогов.

выявить возможные пробелы и вопросы, оставшиеся после изучения темы

Методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный метод, приёмы: беседа, слово учителя, опрос.

Эвристический метод, приёмы: наблюдение над языковым материалом.

Репродуктивный метод, приёмы: тренировочные упражнения.

Место урока в системе уроков: урок закрепление и корректировки материала в процессе изучения раздела «Морфология. Предог»

Тип урока: комбинированный (повторительно-обобщающий урок)

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Продолжительность урока: 45 минут

Возрастная категория: 7 класс

УУД:

личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);

регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи)

УМК: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н.Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др., под ред. С.Н. Пименовой. – 21-е изд. –М.: Дрофа, 2019.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора

Ход урока

Организационный момент

Слово учителя об уроке, о важности изучения материала, о способах его применения в дальнейшей школьной практике.

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока

Учитель: Сегодня мы проводим один из завершающих уроков по теме «Предлог»; в ходе которого выполним ряд практических заданий. Они будут так или иначе связаны со спортивной тематикой, ведь мы с вами три года назад в это же время в течение двух недель наблюдали за зимней олимпиадой Сочи- 2014. (СЛАЙД 2) Мне хотелось бы вам напомнить об этом празднике спорта, молодости, хорошо бы снова испытать чувство гордости за наших чемпионов и всех тех, кто сделал для страны это незабываемое грандиозное событие. Вы видите, какие названия спортивных состязаний я хочу вам предложить. Будут у нас и разминка. Как без нее обойтись спортсмену? Посоревнуемся мы и как биатлонисты, проявим спортивную смекалку, проведем эстафету, индивидуальную гонку и, конечно, выступим показательно. Все это мы будем делать, преследуя основную цель урока: (СЛАЙД 3) систематизировать знания о предлоге как части речи, продолжить развитие навыков правописание и выявление индивидуальных проблем, которые, возможно, возникли у вас, ведь тема «Предлог» достаточно сложная в русском языке.

II. Подготовительный этап

Цель этапа: проверка теоретических знаний о предлогах; формирование умения находить предлоги в контексте; объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль предлогов в тексте.

Учитель: А нам пора переходить к разминке, потому что каждому спортсмену понятно, чтобы достичь хорошего результата - пробежать быстрее, прыгнуть выше – нужно хорошенько размяться! Работать мы с вами сегодня будем на индивидуальном «Рабочем листе урока». Приложение 2 (СЛАЙД 4) Вы видите, что у каждого на столе приготовлен такой лист. Вы обратили внимание, что они по-разному промаркированы.. Это потому, что я подобрала для каждой группы учеников такие задания, чтобы вы с ними могли легко справиться и получить по сумме олимпийского многоборья высокий балл, который переведу в отметку за урок. Давайте оформим ваш спортивный протокол : дата, Ф.И.О., класс. У каждого на листе пропечатана таблица, которую частично вы самостоятельно оформите, подсчитав свои баллы, частично я, когда проверю ваши работы, которые вы будете выполнять индивидуально. Вы видите, что за каждое задание – соревнование вы можете получить определённое количество баллов. Потом при итоговом подсчете мы узнаем победителя наших импровизированных соревнований.

Итак, начнем с разминки (СЛАЙДЫ 5-9) Это тестовое задание с тремя вариантами ответов. Впишите их в соответствующее место в протокол.

А теперь проверим. Передайте листы друг другу. (СЛАЙД 10 - взаимопроверка) Сосчитайте, сколько баллов у вас получилось и впишите в последний столбик.

III. Работа по теме урока
Цель этапа: сформировать умение находить в речи производные и непроизводные предлоги, выработать навык правильного написания подобных слов.

Учитель: Следующий вид нашего многоборья – игра «Биатлон» (СЛАЙД 11) Правила вам хорошо известны: нужно выбить мишень, чтобы участвовать без штрафных очков дальше. В качестве мишени у нас будут словосочетания, в которых вам необходимо заменить производные предлоги  непроизводными и получить очередное очко-балл за правильный вариант. Найдите место в своём «Спортивном протоколе» для этого вида работы. (СЛАЙД 11) – проверка. Подведите итог по этому виду работы.

Учитель: Любому спортсмену не помешает олимпийская смекалка. Мы тоже сейчас попытаемся её проявить. Попробуем выполнить такое задание: из предложенных слов составьте словосочетания, правильно использую предлоги. Проверим это задание. (СЛАЙД 12) Если ваш ответ правильный поставьте плюсик и впишите себе то общее количество баллов, которое получилось.

Учитель: Прежде чем мы с вами отправимся дальше, проведём физкультурную разминку. А то все на бумаге играем в спорт. Итак, объявляется физкультминутка! ( СЛАЙД 13) Поскольку мы с вами сегодня говорим о предлогах, то и физические упражнения будут связаны с вашими знаниями предлогов, особенно производных. Если вы услышите в предложении производный предлог, то быстрее встаньте, выше подпрыгните и сильнее хлопните в ладоши, то есть вы выполняете олимпийский лозунг: «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Пловец быстро добрался до берега, попав в течение реки.

В продолжение почти пяти минут длится обязательная программа фигуриста.

Ввиду болезни спортсмена была произведена замена.

Биатлонист преодолевал дистанцию, не смотря по сторонам.

Насчет состава команды у тренеров была особая договоренность.

Итак, вы действительно хорошо справились с олимпийским лозунгом.

Учитель: Теперь пришло время для следующего этапа нашего многоборья.

«Эстафета» (СЛАЙД 14) Конечно, это не лыжная эстафета, но мы будем работать по командам, собирать себе команду из слов по вариантам. Перед вами слайд со словами, которые вы должны распределить в соответствии с тем, что вам досталось. Укажите номер вашего варианта в протоколе: первый или второй.

(СЛАЙД 15) Взаимопроверка. Баллы ставят проверяющие. Закрыть экран

IV. Контроль знаний

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

Учитель: Следующее задание мы тоже будем выполнять самостоятельно. Спортсмену-олимпийцу тоже иногда нужно задуматься над тем, правильно ли он делает то, что является смыслом его жизни в данный момент. У нас с вами сегодня на повестке дня правописание и употребление в речи предлогов, и мы должны попытаться выполнить разные по сложности задания, чтобы результат у всех был высокий. На рабочем листе к уроку вам предложено объяснить написание предлогов, сгруппировать слова по пунктам правил и сформулировать его, поработать корректором, исправив ошибки в словоупотреблении. Ваша задача за определенное время успеть выполнить максимум, ведь и этап наш так и называется «Индивидуальная гонка» Вы работаете 5 минут. Это задание оценивать буду я при проверке ваших спортивных протоколов. Приложение 2

Учитель: Вы справились с разными заданиями, пришла очередь « Показательных выступлений» Задание: я прочитываю предложение, а ваша задача взять из него то, что будет оговариваться в задании .

1. Составьте предложение, взяв для него вопросительное местоимение из предложения «Почему утренняя зарядка полезна»

2. Из предложения «Нужно ли закаливаться?» взять слово, входящее в состав сказуемого, но не глагол.

3. Из предложения «Гимнасты пришли в зал заниматься на спортивных снарядах», взять возвратный глагол.

5. Из предложения «Занятия спортом делают человека физически развитым», взять существительное творительного падежа, 2 склонения, множественного числа.

Получилось предложение: «Почему нужно заниматься спортом?» (СЛАЙД 16)

Учитель: Задание: придумайте и запишите по данному началу 3-5 предложений о пользе занятий спортом. Заслушать несколько текстов.

V. Подведение итогов урока

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: § 146, 147; упражнение 350 письменно

Литература.

1. Русский язык.  7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др., под ред. С.Н. Пименовой. – 21-е изд. –М.: Дрофа, 2019.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век»: Мир и Образование, 2010.

3. Г.И. Канакина, В.М. Петрунина. Трудные вопросы русского языка. Учебное пособие для учащихся старших классов школ с углубленным изучением русского языка, гимназий, педагогических лицеев и колледжей, Пенза, 2016.

Интернет-ресурсы

1. Фестиваль педагогических идей

http://festival.1september.ru/

Собственные методические разработки

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.