Обобщение опыта по теме «Развитие мотивации в процессе обучения математике»

1
0
Материал опубликован 20 February

Обобщение опыта по теме "Развитие мотивации в процессе обучения математике"

Личность – звено между мотивацией и ее реализацией.

Зигмунд Фрейд

Мотивация и – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, чтоб ребенок получает “удовольствие”, от самой деятельности. И успешность процесса изучения и математики зависит от желания ученика.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень, школьной. мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее, успешно выполнять все предъявляемые, школьные требования. Ученики четко следуют всеми указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно и переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная и мотивация. ( Учащиеся успешно справляются, с учебной деятельностью.) Подобный уровень, мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное и отношение к школе, но школа, привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь, красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные а мотивы у таких детей сформированы, в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая, школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают и пропускать занятия. На уроках часто, занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затрудненияи в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

 Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная, дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные итрудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими, как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях и ученики могут проявлять агрессию, отказываться, выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников, отмечаются нервно психические нарушения.)

Часто от учеников слышим и на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую и деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Результаты изучения, становятся основой и для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное ,изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек, стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация и школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Мысль о том, что интерес, ребенка к учению и в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Причины спада школьной мотивации:

1.​ У подростков, наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2.​ Отношение ученика к учителю.

3.​ Отношение учителя к ученику.

4.​ У девочек 6-7 классов, снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5.​ Личная значимость предмета.

6.​ Умственное развитие ученика.

7.​ Продуктивность учебной деятельности.

8.​ Непонимание цели учения.

9.​ Страх перед школой.  

Учебная мотивация определяется и целым рядом факторов. Во-первых, она определяется, образовательным учреждением; во-вторых, организацией, образовательного процесса; в-третьих, особенностями, обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень, притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);  в-четвертых, - особенностями , педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу;  в-пятых, спецификой учебного предмета.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный, психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, и на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Идея учения без принуждения, и основанная на достижении успеха, на переживании радости познания на подлинном интересе.

В своей педагогической, деятельности использую теорию: А.К.Марковой “Теорию формирование мотивации ученья”, Г.И.Щукиной: “Теорию развития познавательного интереса”. Мотивация – динамический процесс, формирования и функционирования мотива. Мотив учения – направленностьи школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы: социальные и познавательные.

Особое внимание и уделяю на познавательные мотивы, которые побуждают ученика развивать свои склонности, и возможности, оказывает определяющие влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.

Мотивaция учебной деятельности присуща всем этапам урока.

Урок начинается с этапа целеполaгания. Этот этап занимает ведущeе место в структуре урока. Сегодня, с позиции ФГОС, предусматривaются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включaющие c каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик поймёт, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение с материала на уроке, его деятельность станет мотивированной. Именно на данном этапе урока возникает а внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, с возникает желание узнать, найти, доказать.

Чтобы цели учителя стали целями учащихся, я применяю с определённые методические приёмы. Они могут быть:

Визуальные,

Тема – вопрос,

Работа с над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока

Практически все приёмы строю на диалоге. Поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учу детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель записывается на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи. Они также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого формулируется домашнее задание.

Рассмотрим некоторые приёмы этапа целеполагания, которые позволяют мне смотивировать обучающихся на познавательный процесс.

Тема – вопрос

Тема урока формулируется ав виде вопроса. Например: Как сложить два отрицательных числа? Учащимся необходимо построить план действий, чтобы и ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают с множество мнений. Чем больше мнений, чем лучше развито умение и слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Например, для темы « …..» построили план действий:

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного и восприятия название темы урока и прошу объяснить значение слов (слова) или отыскать в «Толковом словаре».
Например, тема урока «Куб. Модель куба». Далее от значения
и слова определяем цель урока, его задачи. Аналогично можно сделать через подбор и родственных слов. Например, тема «Треугольник».

При изучении темы «Первообразная функции» учитель предлагает объяснить и с значение слова первообразная. Учитель: «От каких двух слов с происходит слово первообразная?» Ученики: «Первый и образ». Учитель: «Значит, что такое м первообразная функции?» Ученики: «Это первый образ функции». Учитель предлагает классу поставить и цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению.

Подводящий диалог

При устной работе с определённым учебныма материалом, учитель строит беседу, направленную на обобщение, сравнение. Диалог подвожу к тому, о чём дети а не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточного полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные а исследования или действия. Ставится цель и определяются задачи.

Пример: тема урока «Применение производной для исследования функции»

Группировка

Ряд фигур, цифр, чисел, выражений и т.д. предлагаю м разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут в внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока. Примером служит с тема «Равнобедренные треугольники».

Например: тему урока «Рациональные выражения» можно рассмотреть на классификации целых и дробных выражений. А тему «Смешанные дроби» можно начать с предложения: «Разделите на группы…»

Домысливание

1. Предлагается тема и урока и слова «помощники»:

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

С помощью этих слов «помощников» детиаформулируют цели урока

Определить причину объединения чисел, выражений, проводя а анализ закономерности и опираясь на свои знания.

Для урока по теме «Порядок арифметических действий» предлагаю с детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Чем они отличаются?»

300 : 15 – 5* 2

300 : (15 – 5 * 2)

(300 : 15 – 5) * 2

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация и противоречия между известным и неизвестным.

Последовательность и приёма такова:

- самостоятельное решение;

- коллективная проверка результатов;

- выявление причин с разногласий результатов или затруднений выполнения;

- постановка цели урока

Большую роль играет организация начала урока, где создаются условия, для осознания учеником того, что с полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему дает усвоение материала на уроке.

Начинается урок,
Он пройдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку «пять»!

 

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»

6класс: /после изучения и темы рациональные числа/

t1740071999aa.gif

Вопросы: /самоконструкция/

Какие известные вам свойства натуральных чисел зашифрованы в следующих схемах?

Как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодня урок? / свойства действий с рациональными числами/

Какие цели вы можете для, себя поставить? /отработать вычислительные навыки действий с рациональными числами/

t1740071999ab.jpg

10-й класс: Всем известно, как много, интересных, порою поразительных научных открытий сделали ученые на и древней египетской земле. Но самым большим чудом Египта, поражающим людей еще в древности, были удивительные искусственные горы– гробницы древних с египетских царей. Путешественникам, плывшим по желтым водам Нила, всегда, бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с ее зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мертвой Ливийской пустыни. Еще дальше на а западе видны удивительные горы. Они правильной формы, и тянутся на десятки километров– от современного города Каира до Фаюмского оазиса.

t1740071999ac.jpg   t1740071999ad.jpg

t1740071999ae.jpg   t1740071999af.jpg

t1740071999ag.jpg

Они словно вырастают из и песков пустынии– колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у их подножия трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. Самые высокие их, называют “Великими” возведены в эпоху Древнего царства неподалеку от города Мемфис, тогдашней,, столицы Египта, фараонами Хуфу и Хафра. Аналогичные формы были использованы при строительстве знаменитой Вавилонской башни, о строительстве которой говорится в библии.

Самоконструкция:

Как вы думаете о чем пойдет речь и сегодня и на ближайших уроках? /о пирамидах/

Какие ассоциации возникают у вас со словом “пирамида”?

Чтобы достичь и положительных результатов в образовательном процессе, необходимо вызвать у учащихся эмоционально – положительную внутреннюю, мотивацию учения, для чего нужно организовать познавательную деятельность школьников. Эффективность и познавательной и деятельности зависит от степени ее мотивации.

Обучение и математике – это, в первую ,очередь, решение задач. Они выступают как главное средство мотиваций учащихся. Умение решать задачи – критерий успешности обучения математике. Существует и много факторов, способствующий развитию учебной мотивации учащихся средствами задач. Одним из них является, фактор связанный и с самой задачей и ее содержанием, это может быть: новизна, отражение связи с практикой, отражение исторического аспекта, занимательность, нестандартные вопросы.

Занимательность: 5класс / урок по теме: “ сложение десятичных дробей”

Дикобраз в подарок сыну,
Сделал счетную машину,
К сожалению, она
Недостаточно точна
Результаты перед вами,
Быстро все исправьте сами:

39,4 + 10,1 = 495 97,3 + 9,04 = 10,634
47,03 + 4,8 = 5183 31,26 + 0 = 312,6
3,067 + 2,033 = 51

Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения и более привлекательным, на которой создается положительное отношение к предмету.

2.Отражение связи с практикой: 9класс. Комбинаторика.

Вы пришли в школьную столовую. В меню на обед предложили вторые блюда и напитки:

Блюда:

1. Пюре с котлетами
2. Рис отварной со шницелем
3. Рожки с сардельками
4. Гречка с окорочками

Напитки:

1. Чай с сахаром
2. Компот с сухофруктами
3. Сок яблочный
4. Клюквенный кисель

Сколькими способами можно получить обед?

Пример. Один банк обещает и вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой - 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в с ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний, что с подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно по сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Отдельно хочется остановиться и на использовании высказываний известных людей (эпиграфы к урокам) в целях мотивации учебного процесса.

Эпиграф, использованный в сначале урока, становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая её значимой, поскольку включает учеников в обсуждение. Этот приём насыщает материал урока, заставляет и думать и высказывать свои мысли.

Рассмотренные приёмы формируют мотив, потребность и действия. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, и активный деятель. Обучающиеся учатся высказывать без страха своё мнение, и зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получается с взаимодействия.

Старт уроку дан. Активность учащихся необходимо и удержать на следующих этапах урока. Поэтому в ходе урока создаю с условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения дополнительных мотивов. Для этого использую следующие приёмы:

Стратегия  КЛАСТЕР

Кластер применяется как на отдельных и этапах урока (этап осмысления – позволяет структурировать учебный материал; на этапе рефлексии метод с кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний), так и на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия. Так в самом начале дети фиксируют всю и информацию, которой владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно и их выделять другим цветом.

Данный приём развивает умения предполагать и прогнозировать, и дополнять и анализировать, выделяя основное. (выступающий демонстрирует скластеры, разработанные учениками 5 класса при изучении темы «Прямоугольный параллелепипед»).

Основные принципы составления и кластера. В центре располагается в основное понятие. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, и соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, и определения, формулы, касающиеся данной темы. Эти смысловые единицы раскрывают с тему и расширяют логические связи.

Правила оформления кластера. Кластер может бытьм оформлен на доске, на отдельном листе. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определённые моменты и нагляднееи отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Какие умения формируются и развиваются и в процессе данной работы?

умение формулировать ивопросы

находить главное в большомс объёме учебного материала

устанавливать причинно - следственные и логические связи

строить умозаключения

переходить от частного и к общему, воспринимая проблему в общем виде

проводить аналогии

сравнивать и анализировать.

Стратегия РЕЗЮМЕ И ПАРАФРАЗ

Стратегия позволяет «сжать» информацию, выстраивать и новое знание в первичное представление по теме, проверить понимание изучаемого материала.
Используется при изучении
м темы «Сравнение дробей».

Инструктаж по применению п стратегии. На рабочем листе запишите с ключевые слова, фразы (Сравнение дробей, числитель, знаменатель)

Используя выделенные ключевые слова, составьте и резюме (дети пишут правило сравнения дробей, приводят примеры)

Стратегия ОРИЕНТИРЫ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ

Стратегия позволяет актуализировать предшествующие и знания и опыт, имеющие отношение к теме урока. Верные и неверные утверждения.

Инструктаж по применению стратегии. Прочитайте и суждения и отметьте те, с которыми вы согласны. Далее идёт обсуждение  в парах, мини с группах, или работа с конспектом. Если ответ изменился, объясните почему это произошло.

Пример суждений:

Любая биссектриса равнобедренного и треугольника является его медианой.

Биссектриса равнобедренного с треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части.

Сумма углов равнобедренного  м треугольника равна 180°.

Любая высота с равнобедренного треугольника является его биссектрисой.

Каждая из биссектрис с равнобедренного треугольника является его медианой

У равнобедренного м треугольника все углы равны.

ИЛИ:

Окружность имеет бесконечно а много центров симметрии.

Прямая не имеет с осей симметрии.

Правильный пятиугольник и имеет пять осей симметрии.

Квадрат не имеет и центра симметрии.

Правильный шестиугольник м имеет шесть осей симметрии.

Центром симметриис ромба является точка пересечения его диагоналей.

Равнобедренный треугольник и имеет три оси симметрии.

Центром симметрии прямоугольника с является точка пересечения диагоналей.

Стратегия КУБИК БЛУМА

Применяется на этапе осмысления и применения с новых знаний. Например, применение подобия треугольников к решению практических задач.

На рабочем листе написано: Назови, Почему, Объясни, Предложи, Придумай, Поделись.

Назови. Предполагает воспроизведение и знаний. Это самые простые вопросы.

Почему. Это блок вопросов позволяет и сформулировать причинно-следственные связи.

Объясни. Это уточняющие вопросы. Они уточняют с увидеть проблему в практической жизни и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. Ученик предлагает способ и решения задачи, который позволяет применить ту или иную теорему, или ученик предлагает свою задачу.

Придумай. Это творческие вопросы, которые в содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись. Вопросы этого блока предназначены с для активизации мыслительной деятельности обучающихся, учат оценивать значимость полученных а сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Кубик Блума можно представить в виде в таблицы. Учащимся предлагается заполнить таблицу вопросами и ответами соответствующего с типа. Затем они обмениваются  составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Стратегия «3-2-1»

Используется на этапе закрепления материала.

Инструктаж. Выделить три главные с мысли. Проговорить или записать 2 термина или 2 практических примера, используемые при изучении темы.

Задать 1 вопрос по теме классу, с однокласснику. Или сформулировать вопрос, ответ на который ребята хотели бы получить после изучения темы.

(Учитель должен замотивировать с учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать ещё? Чему сегодня на уроке можно научиться?)

Если учащийся видят в решаемой задаче возможность применить полученные знания в практике, то появляется и а интерес к ее решению.

Чтобы разбавить рутину на уроке провожу конкурсы, эстафеты, викторины, ребусы, игры среди своих и учеников, составление математических пазлов. Они должны быть простыми и не занимать много времени. Успешное применение, этой техники — быстрое вовлечение учеников с в занятия по математике. Здоровая конкуренция может стать отличной мотивацией для ребят. Как правило, в и таких условиях многие раскрываются и работают старательнее дабы преуспеть.

t1740071999ah.gif перпендикуляр

t1740071999ai.gif задача

t1740071999aj.gif стереометрия

Интерес у ребят в вызывает разгадывание и математических загадок. Использую загадки на определение математических фигур, терминов и на вычисления. Например:

  Прикатилось колесо,

            Ведь похожее оно,

  Как наглядная натура

            Лишь на круглую фигуру.

 Догадался, милый друг?

 Ну, конечно, это …круг

            Он давно знакомый мой,

 Каждый угол в нем прямой,

 Все четыре стороны

 Одинаковой длины.

 Вам его представить рад.

 А зовут его… квадрат
 

Было в мае у Андрюши,
Девяносто кур-несушек.
В день такая стая птиц
,
Шестьдесят несла яиц.
Но однажды день настал -
Шестьдесят он кур продал.
Сколько после для Андрюшки
,
В день яиц несли несушки?

 

Упал орех у тропинки,
Разбился на две половинки.
Никак не поделят три ворона
,
Две половинки поровну.
Но тут - такая потеха!
Упало еще два ореха
,
И тоже на две половинки,
Разбились у той же тропинки.
Теперь-то три черных ворона
Добычу поделят поровну!
Желаем им в этом успехов!
Но каждому ворону,
Ежели
и поровну,
Сколько досталось орехов?

Одним из важных факторов является и формулировка вопроса задачи типа : «хватит ли?», «успеет ли?», «поровну ли ?» , «кто быстрее?», «что можно в задаче найти, доказать?» и т.д.. Интересно рассмотреть, задачи «без вопросов». Такие задачи приучают учащихся рассматривать и всевозможные заключения из данных посылок, что бывает крайне и необходимо при решении многих а задач на доказательство, при доказательстве различных теорем.

А интегрированный урок – это находка. для учителя осуществить межпредметную связь. Интегрированный урок – это не только один а из впечатляющих мотивационных приемов, у этих уроков и есть возможность помочь уйти от перегрузок.

Например, «Дорогами войны», математическая викторина среди учащихся 7 класса, посвященная Дню Победы.

В какой год мы с вами отправимся, я вам не скажу – попробуйте угадать сами. В этом вам помогут ответы заданий.

На экране задания:

4*5+4-2= 22

25*4*0+6= 6

19*100+42-1= 1941

Ответы: 22.06.1941 начало Великой Отечественной войны. Итак, давайте посчитаем, сколько дней длилась война.

t1740071999ak.gif

t1740071999al.gif

t1740071999am.gif

Несколько слов хочется и сказать о волевых методах мотивации и стимулирования. Компоненты данных методов:

​ - и информирование об обязательных результатах,

​ - и формирование ответственного отношения,

​ - и познавательные затруднения,

​ - и самооценка и коррекция своей деятельности,

​ - и рефлексия поведения,

​ - и прогнозирование будущей жизнедеятельности.

За долгие годы работы в школе обратила и внимание, что есть такие понятия в математике, при изучении которых дети очень часто путаются или просто забывают. Если понятие “противоположных чисел” усваивается легко, и то понятие “обратное число” улетучивается, не оставив следа. И вот тогда на помощь пришел метод сравнения.

Число

Противоположное

Обратное

3

-3

1/3

2/5

-2/5

5/2=2 1/2

-7/10

7/10

-10/7=-1 3/7

1 3/7

-1 3/7

7/10

-1,5

1,5

10/15=2/3

1/8

-1/8

8

0

0

Нет

А

1/а, при а =0

 

Подобная тренировка и сопутствующая беседа, при составлении такой таблицы помогает ребятам прочно усвоить тему “обратное число” (6 класс), а заодно повторить “противоположное число”, а также учит и умениям учебной деятельности – сравнивать.

Деловая игра.
  Игры такого вида создают модель жизненной ситуации или отношений. Примерами учебных деловых игр могут являться такие игры, как «Банк», «Строитель», «Магазин», «Почта». «Конструкторское бюро». Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм  уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий: «В гостях у сказки», «Математическое путешествие»,  «Математический КВН», «Своя игра», «Умники и умницы», «Счастливый случай».
 

Ролевые игры
                                                                                                                       
  Такой тип игр характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. В основе игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: пресс-конференция, дискуссия, путешествие и т.д. Примерами ролевых игр являются такие игры, как: «Кто быстрее», «Эстафета», «Найди ошибку», «Математическое лото» и др.
 
   
Работа на уроке с интерактивной доской.

Развитие современных технологий в настоящее время влечет за собой и модернизацию учебного процесса, который за последние годы перешел на совершенно иной уровень. Перед учителем открылись новые, практически неограниченные возможности в его творческой деятельности. Включение  в урок работы с интерактивной доской, позволяет разнообразить процесс обучения. Сама по себе работа с интерактивной доской –это игра, с большим диапазоном  возможностей. Это игровое пространство, на котором учитель и ученик  могут выполнять многочисленные действия, даже просто движением руки. Возможность делать рисунки, копировать объекты  в необходимых количествах, вращать, перемещать геометрические фигуры по полю доски, растягивать и сжимать графики, все это придает уроку игровую форму. Новизна способов, повышает заинтересованность учащихся  в активной деятельности на уроке. Дети, которые раньше не проявляли особого интереса к предмету, теперь с радостью принимают участие в учебном процесс.

Волевая мотивация и является стержнем личности. К нему “стягиваются” такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая а самим школьником в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на уроке и в ходе домашней самоподготовки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.​ Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

2.​ Снижение положительной и мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

3.​ Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.

4.​ Использование в учебной деятельности, методов и приемов современных педагогических технологий формирует и положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

  Учение только и тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, и исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно - познавательной а деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими и знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной а мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Осознание учащимся своих в мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебную задачу, определять цели работы на уроке и во внеурочное время. Наличие устойчивого и интереса к изучению математики способствует осознанному усвоению математических знаний, умений, навыков.

Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции”.

Л.С. Выготский

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации