12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давыдовская Анастасия Юрьевна565
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью

«Мотивация к обучению и способы ее повышения»

Давыдовская Анастасия Юрьевна,

учитель математики

МБОУ «СШ № 33» города Смоленска



Использование фильмов про математику и математиков как один из факторов повышения мотивации в процессе обучения математике


Пробуждать интерес к обучению у школьников в информационном обществе задача не из легких . Особенно сложно мотивировать школьников на таком предмете как математика. Что же такое мотивация?

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Это исследования ученых психологов, социологов, теоретиков менеджмента.

Мотивация- это активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий (А.Н. Леонтьев).

Мотивация – это осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов (Энциклопедия социологии).

Мотивация – это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий (Большой Энциклопедический словарь).

Таким образом, различные авторы и источники рассматривают мотивацию как динамический аспект поведения. Мотивация представляет собой активный процесс направления поведения к предпочитаемым ситуациям и объектам. Мотивы же оказывают огромное влияние на поведение человека как личности и на его социальную роль. Они выступают в сознании человека как цель, на которую направлено, в конечном счете, поведение.

Кинематограф для образования является важной составляющей воспитательного процесса и одним из факторов повышения мотивации у школьников. В современной школе педагоги часто обращаются к просмотру кинофильмов разного типа. Это способствует повышению эффективности образовательного процесса.

В таблице 1 представлены фильмы, которые могут быть показаны школьникам во внеурочное время. Данные фильмы повышают интерес к предмету математика и направляют обучающихся посмотреть на математику под другим углом, увидев её многогранность и многоликость.

Таблица 1

Название фильма

Кадр из фильма

Краткое описание

1

«Пи» 

(США, 1998)

Режиссёр — Даррен Аронофски


t1636233180aa.jpg

Примечательно, что именно фильм про математического гения стал дебютным для небезызвестного Даррена Аронофски. Главный герой черно-белого малобюджетного кино Макс — исследователь теории чисел, пытающийся разгадать универсальный код, с помощью которого можно менять курсы биржевых акций. Копнув слишком глубоко, он встретил сообщество евреев, ищущих математическую систему в Торе. В итоге Макс находит число, которое состоит из 216 цифр и символизирует начало мироздания.

2

«Х+Y» 

(Великобритания, 2014)

Режиссёр — Морган Мэтьюз


t1636233180ab.jpg

Мальчик с признаками аутизма видит мир иначе, чем другие: ему сложно общаться на любые темы, кроме математики. Он хочет, чтобы его окружали только простые числа. Узнав, что в математике можно выигрывать медали, как в спорте, он начинает готовиться к Международной математической олимпиаде под руководством школьного учителя, страдающего рассеянным склерозом. Главной задачей было победить китайских учеников, в свободное время доказывающих недоказуемые теоремы. Но кто знал, что благодаря олимпиаде он встретит любовь и начнет меняться навстречу миру?

3

«Любимое уравнение профессора»

 (Япония, 2006)

Режиссёр — Такаши Коидзуми


t1636233180ac.jpg

Первый урок математики для молодого учителя. Он рассказывает о матери, которая присматривала за профессором математики, повредившим голову в результате аварии: профессор не мог продолжать свои исследования в Оксфорде, так как его памяти хватало лишь на 80 минут. Рассуждая о натуральных и простых числах и красоте факториалов, он проводит свой «день сурка» год за годом. Для него спрашивать о математике было способом общения. Вместо слов — числа, которыми он любовался. Математические эпитеты и наглядные теоремы мягко доказываются через философию японской культуры.

4

«Умница Уилл Хантинг» 

(США, 1997)

Режиссёр — Гас Ван Сент


t1636233180ad.jpg

Фильм рассказывает о юноше, который за маской уборщика скрывает удивительные способности к точным наукам. Конечно же, не все так безоблачно. Герой постоянно впутывается в передряги и начинает драки, одна из которых поставила перед ним выбор: сесть в тюрьму и забыть о науке или продолжить изучение математики под личным вниманием профессора в сочетании с сеансами психоанализа. За роль психолога покойный Робин Уильямс получил свой единственный Оскар.

5

«Игра в имитацию» 

(Великобритания, США, 2014)

Режиссёр — Мортен Тильдум


t1636233180ae.jpg

Во время Второй мировой войны небольшая группа молодых ученых во главе с английским математиком и криптографом Аланом Тьюрингом разгадывает код дешифровки сообщений на шифровальной машине Энигма, которую использовали нацисты. На взлом кода давалось 24 часа, так как раз в день кодовое слово менялось. Существовало 159 миллионов возможных комбинаций, а чтобы предотвратить возможную атаку, нужно было найти нужную комбинацию за двадцать минут. Тьюринг быстро сообразил, что для дешифровки одной машины понадобится не человек, а другая машина, и создал устройство под названием «Кристофер», способное вскрывать шифр с помощью математического алгоритма

6

Одаренная (2017)

Режиссёр — Марк Уэбба


t1636233180af.jpg

Фрэнк забирает к себе дочку погибшей сестры. Девочка необычная – она вундеркинд. Родная бабушка, узнав о способностях внучки, пытается отобрать ее у Фрэнка через суд ради амбициозных планов – вырастить успешного ученого. Фильм про девочку гения в математике задевает струны сердец даже самых черствых зрителей.

7

«Игры разума» 

(США, 2001)

Режиссёр — Рон Ховард


t1636233180ag.jpg

Байопик о лауреате Нобелевской премии по экономике Джоне Нэше превратил жизнь математика в настоящую драму для большого экрана. Контраст ясного ума в исследовании теории игр и острой шизофрении с галлюцинациями приводит математика в исступление, а фильму приносит четыре статуэтки американской киноакадемии, в том числе главную.



Нужно помнить педагогу, что на уроках математики и во внеурочное время важно заинтересовать этой наукой. Подборка представленных художественных фильмов направлена на развитие любознательности по предмету математика, расширению кругозора и развитию критического мышления школьников.



Список источников:

Дата обращения [25.07.2020]:

1.https://mel.fm/chto_posmotret/623475-films_about_math

2.https://podborkino.com/filmy-pro-matematikov

3. http://math.ivanovo.ac.ru/school/j/films/films.html

https://www.vokrug.tv/listing/filmy_pro/filmy_pro_matematikov/





Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Екатерина, 07.11.21 в 03:42 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, благодарю за подборку. Хотелось бы также узнать ваше мнение о том, к какой возрастной группе подходят данные художественные фильмы и перед (в процессе, по итогу) изучением каких тем их стоит советовать детям.
Из личного опыта могу посоветовать:
"Леонардо да Винчи. Ученик Бога" (можно с 5 класса, но лучше перед изучением геометрического блока, включающего симметрию, окружность и круг и знакомство с числом пи)
"Может ли машина мыслить" , "Физика в половине десятого", "Что такое теория относительности" - советские короткометражки, которые можно использовать во время урока с последующим обсуждением. Думаю, использовать их стоит не раньше 8 класса.
Давыдовская Анастасия Юрьевна, 24.11.21 в 22:42 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Спасибо за комментаоий и советы по фильмам. Данная подборка фильмов ориентирована на учащихся 8-11 классов
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.