Обобщение опыта по теме самообразования "Коллективные виды творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности"
ГКОУ «С(К)ШИ» г.Бугуруслана
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
по теме самообразования
«Коллективные виды
творческой деятельности
на уроках ИЗО
и во внеурочной деятельности»
Учитель высшей квалификационной категории
Комарова Ольга Валерьевна
2024 - 2025 уч.год
1 слайд (Заставка)
Свой педагогический опыт только на педагогическом совете я обобщаю уже в четвертый раз.
Когда я готовила своё выступление, то невольно вспомнила, как обобщала свой первый педагогический опыт на, буквально, единственном компьютере в нашей школе (это был и первый опыт работы в программе «Power Point»). Небольшой монитор компьютера был повернут к большому педагогическому коллективу. Было страшно и волнительно. И вот сегодня реально понимаешь, как стремительно бежит время. Технологии не стоят на месте, и мы обязаны идти, вернее, бежать в ногу со временем.
2 слайд (Визитная карточка)
Социально-экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, даже если это ребенок с ОВЗ. Время неумолимо требует перестройки всего того, что сегодня уже не соответствует требованиям процесса обновления. И этот процесс должен коснуться самым непосредственным образом преподавания предметов искусства — музыки, литературы, изобразительного искусства, технологии - обращенных к душе и сердцу ребенка.
В связи с повышенным вниманием к предметам эстетического цикла особое значение приобрела проблема - включение в учебно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов для развития художественно-творческих способностей личности.
На мой взгляд, этому больше всего способствуют уроки с использованием коллективной творческой деятельности.
3 слайд (Тема самообразования)
Тема самообразования, над которой я работала на протяжении нескольких лет, на первый взгляд не кажется столь современной в мире виртуальных технологий и нейросетей, но, тем не мене, она снова весьма актуальна. Она то теряла свою актуальность, то снова, как и сегодня, набирала обороты и становилась одной из тем для дальнейшего исследования и использования в образовательной деятельности. Это четко прослеживается и в современных требованиях ФГОС УО (ИН).
Методическая тема над которой я работала звучит так: «Коллективные виды творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности». Работа над темой самообразования велась в несколько этапов.
4 слайд
Изучив методическую литературу, работая над темой по самообразованию, я сделала вывод:
Технология коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развитие творческого потенциала обучающихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею», «не могу», « у меня не получится».
5 слайд
За основу в своей работе я взяла систематизацию видов коллективной деятельности, разработанную Комаровой Т.С. и Савенковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности:
- совместно - индивидуальная
- совместно - последовательная
- совместно - взаимодействующая
6 слайд
Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.
Данную форму работы я использовала на уроке рисования в 4 классе при изучении темы «Черный и белый цвет. Оттенки серого цвета».
В методике организации работы над совместной композицией мною был выделен ряд общих положений:
- композиция, цвет, размер
- единый материал и техника выполнения
- определение соразмерности деталей в общей композиции
- определение техники сборки
Результат: Коллективная композиция «Зимний лес».
7 слайд
Один из самых простых принципов данной деятельности является принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне. По такому принципу была организованна внеурочная деятельность, где велась работа над созданием коллективного «Осеннего панно».
8 слайд
Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, а в данном случае, по несколько человек с каждого класса.
9 слайд
Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников, т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого.
Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап, так как он обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.
10 слайд
Именно по такому принципу была организована коллективная работа на открытом уроке рисования в 5 классе на тему «Геометрический орнамент в теплой и холодной цветовой гамме», где обучающиеся не только успешно справились с работой, но и получили массу положительных эмоций от виртуального путешествия на ковре-самолёте.
11 слайд
Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности обучающихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества.
Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу. Процесс широкого сотрудничества обучающихся на уроке организовать очень сложно, поэтому данную форму использую во внеурочной деятельности с обучающимися старших классов. В данном случае это работа по созданию коллективного панно «Зимняя ночь».
12 слайд
Коллективная деятельность систематизирована по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу к классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на:
- парные — работа в паре, например, учащихся, сидящих за одной партой;
- групповые — в небольших группах по 3—5 человек;
- коллективные — работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом.
13 слайд
Сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразия в методику ее организации. Кроме того, комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее в ходе выполнения коллективной композиции внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества обучающихся.
При выборе формы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать:
- место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока ИЗО;
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения;
- с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность;
- по возможности коллективная деятельность должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.
14 слайд
Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, мною был разработан целый раздел, который содержит в себе и индивидуальную работу и все виды коллективной деятельности. Раздел называется «Зимние развлечения». Состоит он из пяти тем. Эта идея пришла мне в голову еще в прошлом учебном году во время подготовки к очередному открытому уроку.
15 слайд
На протяжении пяти уроков ребята познакомились с особенностями узоров и орнаментов, работая в парах создавали узоры для варежки, изучили основные особенности изображения портрета, пропорции фигуры человека. Рисовали, вырезали, а затем размещали фигуры людей, создавая композиции. Советовались, обсуждали, порой даже спорили.
16 слайд
Итог: коллективная работа на 4 четырех листах формата А-3.
Если результат индивидуальной деятельности не всегда удовлетворяет ученика, то результат коллективного труда превосходит его ожидания. В отличие от индивидуального, коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.
Использование на практике уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Заключение.
Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно. Таким образом, создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества.
17 слайд
Сделаю в заключение некоторые выводы. Чтобы управлять процессом формирования личности школьника, необходимо активно использовать формы коллективной изобразительной деятельности на уроках и различные приемы организации творческой деятельности учащихся. Важно так спланировать урок, чтобы дети были не пассивными исполнителями, а активными участниками. Только с учетом интересов и способностей учащихся можно помочь им проявить свою индивидуальность.
Список литературы.
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М. 1981.
2. Колякина В.И. Методика организации уроков. - М. 2002.
3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998
4. Млик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М. 1981.