Обобщение знаний учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности с использованием ИКТ

0
0
Материал опубликован 26 January 2019

М. В. Дюкова

МБОУ «Чусовитинская СОШ»

 Обобщение знаний учащихся на уроках литературы и во внеурочной

деятельности с использованием ИКТ

Аннотация: В данной статье представлен опыт участия в конкурсе профессионального мастерства «ИТ-педагог Кузбасса 21 век», где описаны методические разработки за последние три года, их актуальность и новизна.

Ключевые слова: компьютерная презентация, итоговый урок, квест-игра.

С 2015 года, в течение трёх лет, ежегодно принимаю участие в муниципальном и областном этапах конкурса профессионального мастерства «ИТ-педагог Кузбасса 21 века»:

2015 год – «Итоговый урок по литературе «Своя игра» для обучающихся 8 класса», 1 место на муниципальном этапе, сертификат участников областного этапа;

2016 год - «Итоговый урок литературы для 5 класса квест-игра «Литературная карусель», 1 место на муниципальном этапе, сертификат участников областного этапа;

2017 год - «Экологический калейдоскоп», 1 место на муниципальном этапе, сертификат участников областного этапа.

Итоговый урок по литературе в форме телевизионной игры «Своя игра» для обучающихся 8 класса интересен тем, что оснащён аудио и видео файлами, музыкальным сопровождением, занимательным материалом.

Квест-игра для 5 класса «Литературная карусель» проводится в конце учебного года по произведениям, изученным за курс 5 класса. Данный урок рассчитан на два учебных часа. Игра состоит из четырёх станций. В течение игры все 4 команды должны побывать на 4 станциях и выполнить предложенные задания. Станции расположены в заранее подготовленных учебных кабинетах, подсчёт баллов ведёт жюри из числа педагогов и старшеклассников.

Первая станция называется «Поговорим о том о сём», где команды должны, угадать по монологу или диалогу, из какого художественного произведения даны отрывки. Ответы появляются по щелчку левой клавиши мыши.

Вторая станция «Фильм, фильм, фильм», участники команд по отрывкам фильмов узнают название произведения. Задания данной станции особенно актуальны, так как 2016 год был объявлен Годом российского кино.

Третья станция «Три дороги», где командам предстоит сделать выбор и преодолеть три препятствия. Ребусы для станции создавались при помощи сайта http://rebus1.com, кроссворд создан совместно с Кроссгеном на сайте http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html.

На четвёртой станции «Чёрный ящик» ребята по иллюстрациям к художественным произведениям называют автора, название и героя произведения.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов в маршрутном листе. Награждение проходит по следующим номинациям «Юные гении», «Самая дружная команда», «Самая весёлая команда», «Самая быстрая команда».

Воспитательное мероприятие с использованием ИКТ «Экологический калейдоскоп» разработано в форме игры - соревнования с целью формирования у обучающихся экологической культуры, привлечения внимания школьников к проблемам экологии, так как Правительство Российской Федерации объявило 2017 год - Годом экологии, а одним из способов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная работа, которая дает возможности для непосредственного общения детей с природой и позволяет расширить их кругозор.

Задачи мероприятия:

познакомить обучающихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу, сформировать сознательное отношение к проблеме утилизации бытовых отходов;

развивать умения находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, отстаивать свою точку зрения, логическое мышление обучающихся;

воспитывать положительное отношение к получению знаний, чувства ответственности за свои действия.

Игра рассчитана для обучающихся 6-7 класса (2 учебных часа). Участники: команды одного класса или сборные команды. Предварительная подготовка: класс делится на 3 команды, выбирают капитана, придумывают название, изготавливают эмблемы экологической направленности.

В ходе воспитательного мероприятия используются методы стимулирования (соревнование и поощрения), методы игры, воспитывающих ситуаций. Используются следующие педагогические технологии: ИКТ, игровые, ТРКМ, здоровьесберегающие. В течение игры учитель проводит для обучающихся динамические паузы без использования ИКТ, способствующие снятию напряжения и профилактике переутомления.

Видеоролик «Раненая птица» создан с помощью программы «Киностудия Windows Live», презентация «Экологическое лото» - с помощью программы PowerPoint 2013. Компьютерной презентацией управляет учитель. Переход к следующему слайду осуществляется при помощи управляющей кнопки, расположенной в правом нижнем углу. На слайде № 5 находится игровое поле, игра осуществляется по нескольким номинациям, если нажать на название номинации, то появится справочная информация по данной теме. Участники выбирают номинацию и стоимость вопроса, после нажатия прямоугольник со стоимостью исчезает, что позволят избежать повторного нажатия. По гиперссылке осуществляется переход к нужному слайду, на некоторых слайдах имеется поле «Экологическая справка», которая знакомит детей с актуальными и интересными фактами по теме. Ответ на вопрос появляется после нажатия кнопки «Правильный ответ», а кнопка «Домой» вернёт игроков к слайду № 5 (игровое поле). Игра оснащена анимацией, запуск которой происходит автоматически, что позволяет сделать игру динамичной. Презентация доступна в использовании без дополнительного обучения, с удобной для пользователя навигацией, соответствует требованиям безопасности для здоровья обучающихся и нормам восприятия визуальной информации.

Положительным результатом экологической игры признаётся желание детей помогать природе.

Данные методические разработки были опробованы на практике, которая показала, что детям интереснее изучать и обобщать знания в необычной, а именно игровой форме, а использование ИКТ способствует повышению интереса обучающихся к данной теме, формированию универсальных учебных действий, повышает объем, выполненных заданий, обеспечивает наглядность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации