Обобщение опыта работы по теме «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Родионова Ольга Германовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 14»
Соликамский городской округ,
Пермский край
Обобщение опыта работы по теме «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Мой девиз: «Движение-жизнь!»
Моя миссия как учителя – сохранить здоровье и научить ребёнка быть здоровым.
Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач школы XXI века. Она регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
На сегодняшний день тема сохранения здоровья приобретает большую актуальность, это связано с ухудшением экологической ситуации, увеличением ряда техногенных факторов, неблагоприятной социальной обстановкой, как следствие проблема употребления алкоголя, табака и наркотиков среди детей и подростков. Стремительно ухудшается здоровье детей. Данная проблема очень актуальна для меня, так как только 30 % обучающихся моего класса являются здоровыми. 30 % детей - пришли в первый класс с хроническими заболеваниями, 2 детей-инвалиды. Поэтому возникла необходимость систематизировать работу по здоровьесбережениию. Была поставлена цель - пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Проведены диагностики для контроля результатов деятельности по здоровьесбережению. Изучив опыт педагогов по данной проблеме, были рассмотрены технологии обучения здоровому образу жизни, технология стимулирования и сохранения здоровья, здоровьесберегающие коррекционные технологии. Отобраны оптимальные методы и средства.
Организована деятельность по обучению здоровому образу жизни с детьми и родителями. С детьми обучение проводится как в урочное, так и внеурочное время. Используются возможности всех предметов. Существует большая копилка заданий. Например, дети придумывают задачи, составляют предложения, тексты, анализируют персонажей литературных произведений с точки зрения ЗОЖ. Разработаны классные часы по данной теме. Организована целенаправленная работа с родителями. Проводятся собрания, консультации со специалистами, изучаются бытовые и санитарно-гигиенические условия проживания детей. Стало традицией проведение совместных с родителями спортивных мероприятий. Большое внимание уделяется безопасности детей. С этой целью организуются встречи с сотрудниками полиции, психологами, занятия в штабе гражданской обороны, обучение оказанию первой помощи. Целенаправленная работа ведётся по стимулированию и сохранению здоровья детей. Это, прежде всего выполнение требований к уроку с точки зрения здоровьесбережения. На уроках проводится пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз, физминутки. Учебные занятия проходят в режиме смены динамических поз, движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Повышению двигательной активности способствуют занятия во время внеурочной деятельности, это кружки «Будь здоров» и танцевальный кружок «Жемчужинки». Организуются игры на переменах. Очень важны в работе по здоровьесбережению доброжелательные отношения между учителем и учеником. Создание положительного настроения перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта. С этой целью применяются различные упражнения, минутки вхождения в день.
В первом классе, когда дети пришли из различных детских садов, формировался новый коллектив, у детей наблюдались трудности в общении, некоторые дети были гиперактивны, другие наоборот зажаты, у многих детей наблюдались недостатки речи. Поэтому возникла небходимость применения коррекционных здоровьесберегающих технологий. Артикуляционная гимнастика помогла одним детям исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки.
Для того чтобы помочь ученику раскрыть свой потенциал и при этом сохранить психологический комфорт, использую в работе сказкотерапию. Младшие школьники очень легко входят в образы сказочных героев и охотно выполняют задания по ходу сказки.
Использование цветотерапии в сочетании с музыкотерапией помогает сбалансировать психологическое состояние детей на протяжении урока, помочь ученикам в процессе усвоения знаний, да и просто сделать урок эмоционально ярким и интересным.
Целенаправленная и систематическая работа по здоровьесбережению приносит положительные результаты.
Проведённая в повторно диагностика показала, что уровень информированности моих учеников о здоровье и ЗОЖ значительно повысился. Исследование ценностных установок и жизненных приоритетов по вопросам здоровья у обучающихся показало положительную динамику.
Повысился процент успеваемости и качества обучения. Дети занимаются исследовательской работой по вопросам здоровьясбережения. Результативно участвуют в конкурсах исследовательских работ, творческих конкурсах по ЗОЖ, спортивных соревнованиях. 80 % детей класса посещают спортивные секции в учреждениях дополнительного образования.
Я понимаю, что и учитель должен всегда идти вперёд, развиваться, двигаться, повышать профессиональное мастерство. Являюсь разработчиком Программы развития школы, руковожу рабочей группой по её реализации.
Занимаюсь проектной деятельностью. Разработала управленческий проект «Гармония» («Комната психологической разгрузки как ресурс для сохранения и коррекции психологического здоровья субъектов образовательных отношений»).
По итогам муниципального конкурса инновационных управленческих проектов «Вектор развития - 2018», выделен гранд на его реализацию. Постоянно участвую в конкурсах профессионального мастерства, транслирую опыт своей работы для педагогов города и края, имеются публикации методических разработок. Я уверена, что пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с самого педагога. Учитель должен являться примером здорового образа жизни для детей. Можно научить лишь тому, что сам любишь и умеешь. Меня очень радует, что мои дети активные и успешные, значит, а я – учитель Здоровья!