12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цопбоева Анжела Георгиевна65
2

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА

с. СУРХ - ДИГОРА






«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе ».









Обобщение педагогического опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ СОШ с. Сурх-Дигора

Цопбоевой Анжелы Георгиевны

( стаж работы – 13 лет, образование высшее)




2022 г.



Забота о здоровье ребёнка – это

не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил.

Здоровье человека – проблема

достаточно актуальная для всех

времен и народов, а в настоящее

время она становится первостепенной.



1.Информация об опыте.


Стаж моей педагогической деятельности составляет 13 лет, ко мне в класс приходят учиться дети с разным уровнем физической развития, неодинаковой готовностью к обучению, отличиями в психофизиологическом развитии. Но в их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя всё ещё им неизвестное, они хотят многое знать и всему научиться.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни…к жизни в мире, полном огромного объёма информации. Очень часто бываешь свидетелем разговора, когда родители пытаются превознести своего ребёнка в глазах других, как он умело обращается с компьютером, сотовым телефоном. Они очень рады, что у них появилось время «отдыха», когда ребенок, увлеченный своим делом, не задаёт вопрос: «Почему?». Их не смущает то, что ребёнок часами может сидеть у телевизора, мало находиться на свежем воздухе и очень мало общается с ними. На вопрос «Что в вашем понятии означает определение здоровья?», часто имеют ввиду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.

Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. 

Можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями, если чувствуешь перенапряжение (стресс) на уроке?

Моя главная задача: помочь детям, сделать так, чтобы они стали жить активной, полноценной и интересной жизнью, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может активное использование «педагогики оздоровления» - применение здоровьесберегающих технологий.




С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Одной из важнейших задач нового этапа реформы системы образования является сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них понятия ценности здоровья.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ситуация кардинально меняется, и это направление здоровьесберегающей работы любой школы является одним из центральных. Следовательно, главным для учителя начальных классов становится поиск новых технологий обучения, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Провалы в существующей системе физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.

Таким образом, на этом этапе моей педагогической работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность технологии здоровьесбережения.

Самое главное, что данная технология, новый способ организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.




Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы! Идея здоровьесбережения обучащихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных образовательных стандартов.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание. Высокий уровень патологии свидетельствует о кризисном положении здоровья детей.

Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.

В связи с этим в число основных приоритетов обновления школы входит задача оптимизации образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.

Эта задача успешно решается при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов здоровьесберегающих технологий, когда учитель формирует у младших школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.



Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной технологией. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет все направления деятельности начальной школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Основополагающие приоритеты здоровьесберегающей педагогики:

-здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития;

-оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей;

-индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с младшими школьниками.

Систематическое и методически правильное применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе укрепляет не только здоровье детей, но и повышает качество образования.





Опыт работы реализуется через использование наиболее важных направлений педагогической деятельности:

-правильная организация учебного процесса;

-включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов;

-использование различных форм оздоровительной работы;

-просветительская и совместная творческая деятельность педагога и родителей.



Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Большой проблемой образовательного процесса является быстрая утомляемость учащихся, низкая двигательная активность. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в традиционной системе обучения здоровьесберегающих технологий , так как детей необходимо подготавливать к здоровому образу жизни. Понятна истина: если нет здоровья, все остальное бессмысленно.


2.Теоретическое обоснование опыта.


Диапазон данного педагогического опыта представлен авторской системой работы по сохранению здоровья, снижению утомляемости при организации уроков в начальной школе через использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Здоровье - основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».


Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он имеет предысторию.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

В современной обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
•  
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
•  
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здорвоьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здорвоьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Условия, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех испольуемых методов и приемов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику детей и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности ребенка.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье детей видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого обучающегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний обучающихся.

Психолого - педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обуче­ния как бы скрыт от детей, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Дети входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре­мени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование детей к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1. Создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;

2. Использование проблемных творческих заданий;

3. Стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий;

4. Применение заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую);

5. Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.


Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо­лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.







3.Организация учебно-воспитательного процесса.

Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необ­ходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

б) проявлением и тренировкой познавательной активности;

в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.




Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психи­ческих функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
-
левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
-
правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
-
равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.


Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегательных технологий на уроках в начальной школе.


Оздоровительные минутки.

Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить переутомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Продолжительность активного внимания на уроке составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у детей резко падает работоспособность, 50 % учащихся начинает отвлекаться.

На своих уроках использую следующие средства, способствующие отдыху и восстановлению работоспособности:

- физкультминутки;

- пальчиковая гимнастика;

- эмоциональные разрядки или «минутки покоя»;

- гимнастика для глаз

- подвижные дидактические игры;

- динамические паузы (адаптационный период 1 класс).

Проводимые упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям, а также доступны на ограниченной площади.

В моей работе представлены виды оздоровительных минуток. (Приложение 2)


Физкультурно-познавательный компонент на уроках русского языка.

На своих уроках русского языка активно использую физкультурно-познавательный компонент. Так, проводя орфографические минутки и минутки чистописания, использую поговорки, скороговорки, загадки, пословицы на тему здоровья. Ребята объясняют значение пословиц, а также объясняют и вставляют пропущенные орфограммы.

При изучении темы «Имена прилагательные» предлагаю подобрать синонимы и антонимы для характеристики здорового человека (сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, подтянутый) и т. д.

По теме «Приставки» учащиеся определяют значение приставок по-, раз-, за- в словах бег, разбег, побег, забег, а затем вставляют эти слова в предложения или составляют самостоятельно. В ходе работы ведется беседа о здоровом образе жизни, о занятиях учащихся в спортивных кружках. После беседы ребята пишут сочинения о любимом виде спорта.

По теме «Правописание слов с парными согласными» предлагаю составить и записать словосочетания со словами спорт, площадка, футбол, бег, прыжки, игрок, шест, сетка, матч, холод, грипп, душ, лед и т. д.

Работая со словарными словами: теннис, футбол, хоккей, дети знакомятся с этими видами спорта. Узнают, какие полезные качества развивают эти виды спорта. Каких знаменитых спортсменов они знают. Для чего нужно заниматься спортом и т. д.

Часто к урокам русского языка подбирается материал, который способствует формированию интереса к занятиям физкультурой. Так, ребятам предлагается прочитать стихотворение и выписать существительные, относящиеся к спорту или выписать глаголы, говорящие о здоровом образе жизни, или найти слова с безударными гласными в корне и т. д.

Соответствующие материалы подбираются и к другим программным темам. Проводимые беседы на уроках, заставляют задуматься о необходимости заняться спортом.


Уроки математики с позиции здоровьесбережения.


На состояние здоровья детей в период обучения в школе влияют не только уроки физкультуры, но и то, как и чему учат на уроках математики.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач учителя, но при этом, учитывая принцип «НЕ навреди».

Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Традиционно проблему развития познавательного интереса ребенка решаю средствами занимательности в обучении математики. Появление на уроке необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми для детей понятиями, возникновение новых «почему» там, где казалось бы уже все ясно и понятно. Наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно, присуща ребенку.

Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса, можно существенно повысить эффективность усвоения знаний, и самое главное, сохранить психологическое здоровье учащихся. Увлеченный ребенок никогда не переутомиться. Безделье на уроке – самый опасный для здоровья детей вид нагрузки.

Наибольшую радость учащиеся получают от работы, позволяющей им проявить себя как личность. С этой целью предлагаю дифференцированные задания, в которых использую пословицы, кроссворды и т. д. Хочется отметить, что подобные задания желательно проводить как можно раньше. Чтобы у одних учащихся пробудить, а у кого-то закрепить желание заниматься математикой. Опыт показывает, что детям под силу сочинить «математическую сказку», где действующими лицами становятся цифры, знаки, фигуры.

С большим удовольствием на уроках дети решают старинные исторические задачи, задачи-шутки, отгадывают загадки и т. д.

Задания занимательного характера использую во время устного счета или на уроках закрепления пройденного материала. Игровые занимательные моменты, дающие большой эмоциональный всплеск, позволяют снять психологическое и физическое напряжение учащихся. У ребят появляется интерес учебе, появляется вера в свои силы, дети перестают бояться неудач, появляется смелость браться за сложные задания.



Окружающий мир в рамках здоровьесберегающих технологий.

Хочется сказать об образовательном воздействии живой природы на здоровье младшего школьника. Прогрессивные возможности отдалили нашего современника от его естественного окружения. В результате выросли поколения людей, полностью отчужденных от природы. А это все приводит к широко распространившимся неврозам, психическим заболеваниям, депрессиям, алкоголизму, наркомании. Человек теряет гармонию с окружающим миром и самим собой.

Период младшего школьного возраста – это возраст, когда ребенок чувствителен к чужой боли, ищет родства с природой, любит растения и животных, тонко чувствует их красоту. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. И если правильно вести работу по воспитанию здорового образа жизни. То перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

Какие средства помогут сформировать потребность заботиться ос воем здоровье и здоровье других людей, вести здоровый образ жизни?

Ответы на эти вопросы заложены в арсенале традиционных для школы средств, имеющих огромный здоровье формирующий потенциал, а именно учебная дисциплина «Окружающий мир».

Действительно данный предмет включает в себя достаточно много тем, позволяющие формировать понятия о здоровом образе жизни. Это «Времена года», «Человек - живой организм», «Береги здоровье», «Питание и здоровье», «Безопасность на дорогах» и. д.

Большая роль на уроках отводится эмоциональному состоянию учащихся, эффективность уроков отслеживалась по цветовому тесту Люшера, где учащиеся оценивали свое настроение, выбирая цвет. Тестирование показывает, что большая часть учащихся испытывает эмоциональный подъем после уроков окружающего мира. Использование элементов театрализации является прекрасным средством снятия эмоцинального напряжения.

Создавая специальные условия для активизации здоровьеформирующего потенциала, повышая уровень знания о здоровье, формируется мотивация к ведению здорового образа жизни. (Приложение 3)


Система мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов.


Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют серцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?


1. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)

-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей .

2. Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

-упражнения по формированию осанки,

-укреплению зрения,

-укреплению мышц рук,

-отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводят уже дети.


3. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-конкурс;

- урок - творческая игра;


4. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

-работа в группах,

-работа в парах ,

-деятельность с элементами соревнования,

-взаимооценка и др.

5. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на:

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.


6. Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Например, когда мы начали изучать умножение, я спросила детей:

- Как вы думаете, что такое умножение?

- С каким арифметическим действием оно связано?

- Для чего нам нужно умножение?

В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая дала возможность прогнозировать предстоящую работу, следовательно, активно участвовать в выборе способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.


7. Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока.

Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка, уроках здоровья (приложение 1) и во внеурочной деятельности. Ребята, имеющие дома компьютер, получают задания с его использованием.



5.Заключение.

Эффективность проведенной работы по результатам диагностик.

Отслеживая результат можно подвести итоги. На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается внимание и хорошая работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.


Риски, неудачи и трудности, отмеченные входе внедрения опыта.

Формирование физически, нравственно, духовно здоровой личности младших школьников - дело необходимое и очень интересное, если подходить к нему творчески обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и при необходимости корректируя учебный процесс. Оно требует знания возможностей учеников, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и обучаемого.

Но ходе работы встретилась и с рядом трудностей:

- проводить работу в системе;

- постоянное отслеживание результатов;

- оформление дополнительного дидактического материала;

- постоянное применение знаний учащимися в дальнейшей работе, что не всегда происходило;​​​​​​​

С разработками данного опыта делилась с учителями начальных классов на МО нашей школы.

Проводила родительское собрание на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье».



































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.