Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Из опыта работы педагогом)
Ливенцова Лидия Алексеевна
учитель начальных классов
МОУ «Дороховская СОШ» города Бежецка- 5 Тверской области
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.(Из опыта)
Аннотация: в данной статье представлен опыт работы с обучающимися начальных классов по использованию здоровьесберегающих технологий во время урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, физическое развитие.
Слово «здоровье», как и слово «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к ученикам звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье учеников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования, так как почти всё время ребёнок с 7 до 17 лет проводит либо в школе, либо в деятельности, связанной с ней.
Что же объединяет между собой понятия «образование» и «здоровье»?
Можно ли представить осознанное приведение человека к состоянию соответствия с высоким образом только посредством большого количества передаваемой информации, игнорируя эмоциональные и телесные переживания. Очевидно, нет. Образование – процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья в проектном контексте, проверяя им все стороны жизни.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию с ухудшением показателей здоровья несёт и система образования. Период взросления, приходящейся на пребывание ребёнка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого развитие и формирование здоровья детей, при этом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов- педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не может считаться правильным бесстрастное отношение профессионально подготовленного педагога к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников. Именно эта установка является основой востребованности учителями методических материалов, нетрадиционных уроков по здоровьесберегающим образовательным технологиям.
В освоении здоровьесберегающего содержания образования существует ряд проблем:
- принятие не всеми педагогами важности внедрения здоровьеформирующего содержания образования;
- почти полное отсутствие методической достоверной и адекватной литературы по вопросам культуры здоровья;
- недостаточный уровень культуры здоровья у населения, в целом, и у педагогов, в чеастности;
-отсутствие полноценных программ по данной теме.
Исходя, из этого одной из важнейших сторон образования, как системы, является сохранение и развитие здоровья детей.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять 10 минутами внимания, а 10 минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»- убеждал педагогов К.Д, Ушинский.
Здоровье для человека – актуальная тема для разговора во все времена.
Когда 3 года назад я набрала первый класс, многие дети имели те или иные отклонения в здоровье. Это заболевания желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, плоскостопие, ухудшение зрения. Это меня очень взволновало. А можно ли хорошо учиться, когда болит голова, живот, организм ослаблен? Как помочь детям? Как сделать так, чтобы они начали жить активной и интересной жизнью? И сегодня в моей практике накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. В этом мне очень помогли труды профессора Никиты Константиновича Смирнова по здоровьесбережению. Ну и, конечно же, элементы методики доктора мед. наук В. Ф. Базарного включаю практически во все уроки.
Образование и здоровье неразделимы. Ценностное отношение к своему здоровью не может формироваться без участия педагога. Когда говорят о здоровьесберегающих технологиях, то сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований. Но это далеко не единственные составляющие данной педагогической технологии. При планировании и проведении любого урока я помню основную заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”
Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Моя работа имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие детей. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, оно служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал; способствует развитию личности учащегося, снижает вероятность наступления утомления. Обучение без творческого заряда неинтересно.
Очень нравятся моим ученикам занятия исследовательской, проектной деятельностью, когда они «входят в науку» не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления, размышления. Такие занятия носят практический характер, имеют важное прикладное значение, позволяют направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса обучения, повышают детскую самооценку
Основываясь на личностно-ориентированный подход, я обеспечиваю комфортные бесконфликтные условия в процессе урока, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждаю их к творческому отношению при выполнении заданий.
В ходе поисков инновационных подходов к организации учебных занятий я поняла, что всё больше необходимо учитывать особую значимость игровой деятельности. Часто провожу нетрадиционные уроки, на которых происходит процесс формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности. С помощью этих уроков я решаю проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения. В своей практике применяю следующие виды нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок – практикум, урок-фантазия, урок – деловая игра, урок-сказка, урок-сюрприз, урок-отчет, урок-зачет, театрализованные уроки.
Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое я использую в лечебных и оздоровительных целях. Это веселая ритмичная музыка во время проведения физкультминуток, и спокойная лирическая при самостоятельной работе на уроках литературного чтения, технологии.
Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает мне возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, отдельно уделять внимание наиболее успешным. Тот ребенок, который чувствует себя свободно, уютно, комфортно, начинает раскрываться и самореализовываться в деятельности
Большое внимание уделяю медлительным детям. Я снижаю для них темп опроса или провожу его индивидуально после уроков; даю больше времени на продумывание вопроса и ответа; при организации самостоятельной работы даю задание, одинаковое по сложности с другими обучающимися, но меньшее по объему.
Обучающиеся, перенесшие кратковременные заболевания, также требуют индивидуального подхода.
Чтобы детей заинтересовать учёбой, необходимо создание определенных условий. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» К. Д. Ушинский пришел к выводу, что успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться. Поэтому на уроках я создаю ситуации успеха, при этом учитываю следующие моменты:
нет единых для всех школьников предпосылок успеха;
нельзя требовать от ученика невозможного;
важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
Моя задача - раскрыть силы и возможности каждого ребёнка и определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности.
Я часто хвалю детей. Ведь ребенку очень важно почувствовать, что в моём лице он найдёт поддержку и опору. А получая веру в успех, дети не боятся сделать следующий шаг в раскрытии нового. Это воспитывает уверенность в своих силах, побуждает интерес к учению.
Создание на уроке ситуации успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, снижает эмоциональную напряжённость, улучшает комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий. Ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
Создавая на уроке атмосферу сотрудничества, я достигаю того, что у учащихся появляются не только прочные знания, но и удовлетворение своей учебной деятельностью и творчеством. Для меня важно, чтобы у ребёнка возникала радость от того, что он умеет применять полученные знания.
В своей практике я регулярно применяю рефлексивно-оценочную деятельность не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Это приемы «Лесенка успеха», «Мишень настроения», «Цветочная полянка», «Микрофон» и другие. Очень эффективен, на мой взгляд, прием незаконченного предложения.
Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.
Работа внеурочной деятельности у нас в школе организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное. Регулярными стали для нас спортивные праздники «Папа, мама и я спортивная семья», «Вместе с первоклассным папой», «Детские олимпийские игры», «Большие гонки». Организация спортивных соревнований и праздников хорошо содействует развитию самостоятельности. Я всегда стараюсь задействовать как можно больше детей и родителей.
С удовольствием ребята включаются и в проектную деятельность. Были разработаны следующие проекты: «Влияние компьютера на здоровье школьников», «Кока-кола. Вред или польза?», «Шоколад: полезен или вреден», «Основные слагаемые здорового образа жизни».
Вместе с учащимися мы оформляем в классе «Уголок здоровья».
Одной из возможностей решения проблемы здоровьесбережения детей является программа «Азбука здоровья». Программа направлена не только на создание условий психофизической безопасности образования, но и максимально эффективное развитие ребёнка в его самореализации и саморазвитии.
Цель программы:
-содействовать сохранению здоровья каждого ученика.
-продемонстрировать многогранную природу здоровья.
-сформировать у ученика представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
- сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
-расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Программа отличается наглядностью, в ней много игр, предлагаемых учителем ситуаций и драматизациях, к каждому уроку есть красочная презентация. Эта программа соединяется с образовательной областью, так как есть программы, которые содержат её элементы, например, по предмету «Окружающий мир» ( автор А.А.Плешаков, Н.Ф. Виноградова) присутствуют темы « «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье», «Человек и его здоровье»
По формам занятия реализуются через практикумы, социально-имитационные и деловые игры.
Мне хочется подвести некоторые итоги проделанной работы.
Объём работы на уроке увеличивается, повышается внимание и работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшился общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.
Наблюдая и анализируя результаты мониторинга показателей здоровья обучающихся своего класса, я выяснила, что на протяжении двух лет обучения стабильными остаются показатели физкультурных групп; показатели нарушения зрения также держатся на одном уровне.
«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья ничто». Только работая в системе, школа и семья могут совместными усилиями помочь подрастающему поколению сохранить и приумножить своё здоровье
Список литературы
1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2005
2. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ Авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002
4. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007
5. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград, 2009
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2008
7.Учебно-методическое пособие для учителей /под.редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной –М., 2007