Обобщение опыта работы «Применение современных технологий при изучении родного языка»
«Применение современных технологий при изучении родного языка»
Постоянный поиск новых эффективных технологий преподавания позволяет мне достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Опыт использования современных педагогических технологий на уроках был представлен на семинарах методических объединений учителей школы, района, Республики.
Среди приоритетных современных образовательных технологий активно использую:
- технология критического мышления;
- технологию личностно - ориентированного обучения;
- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др. видов обучающих игр;
- технология поощрения и стимулирования
-проектно-исследовательская деятельность
-информационно-коммуникационные технологии;
- технология обучения в сотрудничестве.
- технологию развивающего обучения;
- технологию модульного обучения;
- технология Storуtelling (Сторителлинг)
- проблемное обучение;
- информационно - коммуникативные технологии;
- технологию разноуровневого обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
Технологии | Цели применения |
Технология критического мышления | Позволяет построить структуру урока по современным требованиям ФГОС |
Здоровьесберегающие | Позволяют соблюдать режим обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды деятельности, способствующие предотвращению состояния переутомления |
Личностно-ориентированные | Способствуют развитию познавательных способностей обучающихся, раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения. |
Информационно-коммуникационные технологии | Применение данных технологий позволяет расширить границы и возможности познавательной деятельности обучающихся. Мультимедиа - технологии, как иллюстративное средство при освоении нового материала. Компьютер, как средство контроля знаний. |
Проектно-исследовательская деятельность | Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация. |
Технология поощрения и стимулирования | Даёт возможность сохранения активности работы на протяжении всего урока. |
Технология обучения В сотрудничестве. | Учащиеся объединяются в группы, разного состава, им дается одно задание, каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. |
Технология проблемного обучения. | Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которая требует поиска новых знаний и новых способов их получения. |
Технология Storуtelling (Сторителлинг) | Обучение на основе истории – это самый эффективный способ эмоционально «зацепить», интеллектуально заинтересовать и завоевать умы и души аудитории. |
Игровые технологии | Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения более интересным, содержательным, рациональным. |
Технология тестирования | Задания на тестовой основе используются на различных этапах урока, при проведении разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. |
На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде, а приглашаю учащихся понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. С интересом проходит игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?». В повышении эффективности образовательного процесса уделяет особое внимание развитию у обучающихся инициативы к активному добыванию знаний. Чтобы добиться определенных результатов и вовлечь ученика в активный процесс получения и переработки знаний использую в своей работе методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, ролевые, деловые игры. Играя, учащиеся решают важные задачи, связанные с устранением пробелов в их знаниях, с отработкой навыков произношения, с решением проблем литературоведческого анализа текста, придаёт игре проблемный характер. Привлекает учащихся и к процессу самостоятельного изготовления дидактических игр.
Дидактические игры:
1. «Письмо литературного героя».
2. «Затерянная страница». В шкатулке могут быть стихи без автора, портрет, иллюстрации какого – либо села, отрывок из произведений, т.д. Другая функция игры: попробовать написать или дописать текст к затерявшемуся названию.
З. «Значение слова». Цель игры: развитие навыков различения прямого и переносного значений слов.
4. Сюжетно-ролевая игра «Редакция». Цели: развитие корректорских навыков, формирование умений озаглавливать текст, понимать его структуру, содержание, основную мысль.
После дидактической игры обязательно обсуждается итог, отмечаются успехи каждого.
Развиваю на уроках коммуникативные компоненты УУД: сравнивать разные виды текста, анализировать, делить его на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану, умения участвовать в учебном диалоге, описывать объект, разбиение объектов на группы, восприятие текста, не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, владение монологической и диалогической формами речи. Развитие коммуникационных умений учащихся происходит как в общении в микро группах, так и в диалоге между группами.
Создавая проблемную ситуацию на различных видах уроков, стараюсь пробудить интерес детей к знанию, используя учебно-методические комплексы.
Использование ИКТ повышает интерес к урокам родного языка и литературы, объективно ведет к улучшению качества обучения, позволяя задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.-
Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, быть в сотворчестве равных и разных.
Популярной формой инновационного обучения на уроках родного языка и литературы является метод проектов. Использование проектной деятельности позволяет решить важнейшие задачи современного образования: формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Проектная деятельность завершается реальным результатом, имеющим практическое значение.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы уроков и домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность. Типы домашнего задания: подготовить иллюстрации к произведениям; придумать сказку, продолжить неоконченные произведения; подготовить словарные диктанты; составить конспект по опорным словам и т.д.
Формы нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-викторина, урок-исследование, модульный урок.
Считаю нужным донести до своих учеников слова Паустовского : «По отношению человека к своему родному языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к родному языку».
Дети не владеющие языком должны:
Понимать и выполнять просьбы, относящиеся к ведению образовательной деятельности.
Понимают на слух речь в учебно-игровых ситуациях.
Формировать простые просьбы.
Обращаться к педагогу и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения.
Использовать считалки, рифмовки, знать стихотворения, песни
Дети владеющие языком должны:
Обладать начальными знаниями о себе,
Знаниями о природном и социальном мире,
Достаточно хорошо владеть устной речью,
Выражать свои мысли и желания,
Строить речевые высказывания в ситуации общения;
Уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других;
Проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Знать стихотворения, песни, рассказы, биографии.
Особое внимание уделяю созданию предметно-развивающая среды в кабинете.
Картины и репродукции осетинских художников, которые призваны для формирования эстетического отношения к действительности, художественного вкуса, способность воспринимать, понимать и эмоционально переживать.
Образцы осетинского орнамента, предметы национальной одежды.
Осетинская литература.
Атрибуты театральной деятельности.
Краеведческий материал.
Куклы в национальных костюмах.
Флаги и гербы РСО-Алания и Российской Федерации.
Картотека осетинских подвижных игр.
Предметы декоративно-прикладного искусства.
Козаева Фатима Ивановна.
Баликоева Альбина Мурзаевна