Обобщение опыта работы по методической теме «Использование современных технологий в работе с детьми по предупреждению нарушений письма»
Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской
Обобщение опыта работы по методической теме:
«Использование современных технологий в работе с детьми по предупреждению нарушений письма»
Подготовила:
учитель-логопед О.А.Порошина
Использование современных технологий в работе с детьми по предупреждению нарушений письма
(обобщение опыта работы по методической теме учителя-логопеда филиала №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской О.А.Порошиной)
Актуальность проблемы и перспектива
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. «Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися». ( Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий. На сегодняшний день под понятием «дисграфия» понимается частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена ( или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих речевых и других навыков.
Дисграфия и дислекия никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями чтения и письма, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушении не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Такие дети становятся неуспевающими учениками. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить.
Основная задача учителя-логопеда - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса.
Для формирования у обучающихся устойчивого интереса к предмету в своей работе использую современные образовательные технологии, которые развивают познавательную активность.
Ведущая педагогическая идея
Использование современных образовательных технологии в работе позволяют не только предупредить появление у детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставание в усвоении программного материала по русскому языку. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.
Цель: составить адекватное представление об использовании современных образовательных технологий, планировать и осуществлять логопедическую работу в соответствии с полученной информацией, прогнозировать возможный результат коррекционно-развивающей работы.
Пути реализации идеи:
Изучение психолого-педагогическую литературы о предупреждении нарушений письма и чтения у младших школьников.
Осуществление коррекционной работы, направленной на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе письма и чтения.
Систематизация игры и игровых упражнений для предупреждения нарушений чтения и письма.
Повышение педагогической грамотности учителей и родителей по данной теме;
Пополнение коррекционно-развивающей среды кабинета.
Основные этапы работы:
1 этап. Определение круга источников информации, поиск и составление списка литературы по данной теме.
2 этап. Изучение передовых исследований логопедов, дефектологов, учителей, занимающихся проблемами профилактики дисграфии и дислексии, обзор информации в Интернет-сети, широкое применение ресурсов Интернет для ознакомления с опытом коллег, посещение семинаров, уроков и занятий учителей. Изучение нормативно-правовой базы об организации работы логопункта с целью оптимизации работы.
3 этап. Проектирование работы по данной теме, составление плана работы.
4 этап. Практическая деятельность.
Перечень используемых логопедических технологий:
Технология развития мелкой моторики
Технология развития артикуляционной моторики
Технология развития фонематического слуха.
Технология развития речевого дыхания и голоса
Технология коррекции звукопроизношения
Технология развития лексико – грамматических компонентов речи
Технология развития связной речи
Технология моделирования и проигрывания сказок (Ткаченко Т.А.)
Перечень используемых педагогических технологий:
Арт-технологии
ИКТ
Игровые технологии
Технология альтернативной коммуникации
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают соответствие педагогической нагрузки психофункциональным и возрастным особенностям детей; строго дозируют нагрузку; воспитывают у детей мотивацию к здоровому образу жизни. В результате применения данной технологии снижается уровень переутомления учащихся на занятиях, повышается концентрация внимания обучающихся на уроках, снижаются показатели заболеваемости детей, улучшается психологический климат в детском коллективе, приобщаются родители обучающихся к работе по укреплению здоровья школьников.
Игровые технологии
Технология учебной игры способствует непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей и умению быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Игровые технологии позволяют повысить эффективность обучения и воспитания детей в несколько раз, мотивируют учащихся. Игры имеют также психологическое значение, способствуя развитию личностных качеств детей.
Через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.
С учетом общепринятой классификации использую в своей работе дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей:
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок акустической и артикуляторно-акустической дисграфии: «Назови слова», «Будь внимателен», «Скажи, как я», «Кто больше».
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов: «Кто больше», «Хлопочки», «Измени слово», «Собери цветок», «Грибочки».
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии: «Найди фрагменты изображения», «Что пропало?», «Повтори рисунок по клеточкам», «Распутай буквы».
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии: «Мы считаем», «Один, два, пять», «Большой-маленький», «Закончи предложение», «Из чего сделан».
Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе логопедического занятия. Радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Информационно-коммуникационные технологии ИКТ
Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания, активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры.
Использование средств ИКТ и цифровые образовательные ресурсы в работе с обучающимися способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
В моем электронном портфолио имеются коррекционые программы, разработки по внеурочной деятельности, методические разработки, тесты, диагностический материал, презентации и творческие работы обучающихся, дидактический и наглядный материал, мультимедийные пособия.
Для выявления уровня развития обучающихся использую метод диагностирования,полученные результаты оформляются в виде таблиц, диаграмм, при этом используются программы MicrosoftWord, Microsoft.
Информационно-коммуникационные технологии ИКТ имеют следующий результат:
- применение презентаций, слайд-шоу, CD-фильмов в просветительской работе;
- составление отчетов, фиксация и хранение результатов;
- создание электронной библиотеки психологической литературы, книг, периодических изданий, диагностических и развивающих программ.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализуют его природные потенциалы. Акцент делается на приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к детям. С внедрением данной технологии создаются комфортные, бесконфликтные условия образовательного процесса.
Технологии развивающего обучения
Технологии развивающего обучения - активно – деятельностный тип обучения, направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности, на передачу не столько знания, сколько способов умственных действий. Способствуют развитию творческих качеств личности, формируют умение переносить усвоенные приемы с обучающей задачи на новую, управлять своей учебной деятельностью.
Технологии проблемного обучения
Цель технологии проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач, т.е. ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. В результате применения данной технологии происходит расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного или новое применение прежних знаний.
Метод проектной деятельности
Метод проектов позволяет повысить мотивацию обучения, способствует адаптации к современным условиям жизни, создает условия для формирования исследовательских умений обучающихся, развитие творческих способностей. Это способствует развитию самостоятельности, повышению уровня мотивации, умению работать с разными источниками информации, повышению познавательной активности.
Системно – деятельностный подход
Системно – деятельностный подход обеспечивает включение детей в деятельность, создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов. Конечный результат- прочное усвоение ЗУН, с помощью продуктивной деятельности. Данный подход позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом, обучающиеся самостоятельно «открывают» новое знание.
Групповые и дифференцированные способы обучения
Групповые и дифференцированные способы обучения дают возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся. У детей формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели.
Выводы: применяемые учителем – логопедом современные образовательные технологии позволили повысить эффективность учебного и воспитательного процесса, уровень развития, информированности и подготовки обучающихся, индивидуализировать процесс воспитания.
Изучение данной темы и применение ее материалов на практике дало положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи.
Профессиональная деятельность на перспективу:
- Продолжить работу над профилактикой нарушений устной и письменной речи учащихся; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость учащихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.
- Расширить сотрудничество с педагогами и родителями, продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности.
Литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся массовой школы. М., 1991 г.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие СПб., 1997.
Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.
Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.
Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
Парамонова Л.Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.
Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.
Правдина О.В. Логопедия.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.
Горбачёва Марина Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна
Елена Владимировна