Обобщение педагогического опыта по теме "Системно-деятельностный подход как альтернатива традиционным подходам к химической подготовке обучающихся"
Системно-деятельностный подход как альтернатива традиционным подходам к химической подготовке обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время мы наблюдаем снижение интереса к обучению у учащихся. Обучение – это нелёгкий труд, требующий от учащихся специальных умений, силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия. На второе место можно поставить большой объём и сложность материала, который нужно освоить и запомнить. Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда учащийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. В связи с этим возникла проблема исследования: применение системно-деятельностного подхода как условия повышения потенциала обучения химии.
Преподавание химии, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс химии средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. Следует отметить, что выбранная тема чрезвычайно широка, поскольку системно-деятельностный подход к обучению реализуется практически на каждом уроке, на протяжении всего курса изучения химии, поэтому в работе освещены аспекты реализации системно-деятельностного подхода. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования «Системно-деятельностный подход как альтернатива традиционным подходам к химической подготовке обучающихся».
Практическая значимость опыта состоит в том, что он нацелен на создание условий повышения качества обученности обучающихся путём применения технологии системно-деятельностного подхода на уроках химии.
Раздел 1. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе
1.1.Понятие, цель, идея и принципы системно-деятельностного подхода
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для современного школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его таким очень важным в наше время умением как умение учиться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча говорит, что не надо давать рыбу, а надо научить ее ловить самостоятельно. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности ученика.
Новые образовательные стандарты помогают научить учиться, научиться «ловить рыбу», тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, с помощью которых школа воспитывает человека, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути решения [6].
Одним из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающемуся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий, является системно-деятельностный подход. Деятельностные способности школьников формируются в тот момент, когда они не пассивно воспринимают задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Ключевая идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «добывают» и «открывают» их сами в процессе исследований; ученики «превращаются» в маленьких ученых с собственными открытиями. Поэтому работа учителя не в том, чтобы объяснить, рассказать, показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую деятельность учеников с целью доведения их до решения проблемы урока и составления алгоритмов действий при возникновении новых задач. Это диктует необходимость овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых государственных образовательных стандартов.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
1. Вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность;
2. Формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
3. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся[5].
Таким образом, основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе активной познавательной деятельности. Задача учителя заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.
Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа (формируется система).
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности предполагает развитие у обучающегося вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач[6].
1.2. Реализация системно-деятельностного подхода через типологию уроков.
Процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Результатами освоения основной образовательной программы ГОС являются предметные, метапредметные и личностные результаты.
Организация деятельности ученика происходит через такие этапы:
постановка цели деятельности;
планирование своих действий по реализации поставленной цели;
сама деятельность;
рефлексия полученных результатов.
Новый образовательный результат обеспечивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. В типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно классифицировать в четыре группы:
№ | Типология уроков | Деятельностная цель | Образовательная цель |
1 | Урок «открытия» новых знаний | Формирование способности учащихся к новому способу действия | Расширения понятийной базы за счет включения в нее новых элементов |
2 | Урок рефлексии | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.) | Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. |
3 | Урок общеметодологической направленности | Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. | Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. |
4 | Урок развивающего контроля | Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции | Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов |
Основные этапы данного метода представлены следующей комплексной схемой:
Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты: учебная задача; учебные действия; действия самоконтроля и самооценки. Обычное озвучивание темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Для возникновения познавательного интереса надо столкнуть ученика с «преодолимой трудностью» - предложить ему такое задание, которое он не может решить традиционными способами, и вынужден «открыть» новый способ действия. Цель учителя через систему специальных вопросов и заданий подвести ученика к открытию.
Отвечая на вопросы учителя, ученик выполняет предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. Третьим компонентом учебной деятельности являются самоконтроль и самооценка, при которых ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое движение вперед. На этом этапе важно обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения на пути познания и исследования. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе [3].
Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Есть все же существенное но: в реальной жизни ценны не сами знания, а способность использовать их. Поэтому современная школа готовит учащихся, умеющих решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этому способствуют компетентностное направление в педагогике и системно-деятельностный подход в методике преподавания (в моем случае химии).
Критерии сравнения традиционного и системно-деятельностного подходов:
Деятельность учителя и учащегося: при традиционном обучении ученик был ведомым, а учитель – ведущим, при системно-деятельностном подходе учитель поднимает обучение на уровень сотрудничества, отдав учащемуся некоторые «свои прошлые обязанности». Ранее учитель формулировал, чему должны научиться ученики, сейчас целеполагание – дело ученика. Стиль общения учителя и ученика становится демократическим.
Образовательные цели: главная цель учителя при традиционном подходе – передать знания и закрепить их до уровня умений и навыков, при системно-деятельностном – сформировать умение учиться (переучиваться), сформировать опыт самостоятельной коммуникативной деятельности.
Методы и приемы работы: ведущий метод по способу передачи материала при традиционном подходе был дедуктивный (рассказ, объяснение, упражнение, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение). При системно-деятельностном учащиес получают знания индуктивным путем (частично-поисковый метод, эвристическая беседа, практическая работа, исследовательский метод, игровые технологии, метод проектов, работа в парах, обмен опытом, метод рефлексии, мозговой штурм, ИКТ-технологии, АМО).
Форма организации обучения: ранее главной формой обучения являлся урок с четким разграничением этапов. Сейчас, во-первых, изменена типология уроков (урок открытия нового знания; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля), во-вторых, этапы урока выстроены по-другому, т к нацелен урок на повышение уровня самостоятельности ученика. Этапы нового урока: мотивация к учебной деятельности; актуализация знаний; выявление причины/места затруднения (выявление незнания); целеполагание (ранее было чуть ли не в начале урока) и построение способа решения; реализация построенного проекта действий; первичное закрепление с проговариванием; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (индивидуальная); включение в систему знаний и повторение; рефлексия.
Средства обучения. Традиционный подход - учебно-методичнский комплекс (учебник, предметная тетрадь в качестве дополнительного сборника упражнений на уровень выше, чем упражнения в учебнике). Сейчас возможности шире: УМК по предмету плюс цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, интерактивная доска и т.д. Одним из средств обучения стала и сеть Интернет. Умению найти в ней нужную информацию, проанализировать и выбрать ее тоже нужно обучать.
Результат обучения. Обучение сегодня – это не «знаниевое», а развивающее обучение, в котором у учащегося на основе универсальных действий формируется теоретическое мышление, творческие способности и коммуникативный опыт.
Раздел 2. Системно-деятельностный подход в преподавании химии
Содержание школьной программы по химии в значительной степени способствует запоминанию изучаемого материала учащимися, однако не всегда развивает творческую мыслительную деятельность. Перед учителем химии на протяжении всего образовательного процесса встаёт проблема, как получить новый образовательный результат? Для этого необходимо ответить на 3 вопроса:
1) Зачем учить (цель)?
2) Чему учить (изменение содержания)?
3) Как учить (изменение методики)?
Поиск решения этой проблемы привёл к необходимости выдвинуть гипотезу, ставшей ведущей идеей опыта «Системно-деятельностный подход при обучении химии». В моем арсенале достаточно различных учебно-методических материалов (таблицы, схемы, презентации, видеоопыты, лабораторные опыт и т.д.), которые я использую при организации учебного процесса.
Использование системно – деятельностного подхода на уроках химии ориентировано прежде всего на формирование информационно – коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: АМО, игровые технологии, ИКТ, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Системно – деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к самообразованию;
- использование информационных ресурсов;
- социальное взаимодействие;
- готовность к разрешению проблем,
- коммуникативная и технологическая компетентность.
Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
- познавательной деятельности (применение наблюдений, измерений, эксперимента);
- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины и следствия, доказательства;
- приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- творческое решение учебных и практических задач;
- умение находить информацию из различных источников, анализировать и использовать ее;
- развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
- объективное оценивание своих учебных достижений;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников[4].
Как же построить урок, чтобы решить все поставленные задачи? В связи с таким подходом урок выглядит следующим образом:
Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Я сообщаю проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Учащиеся формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее прошу учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ребята обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Я делю доску пополам и слева пишу: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем» На левой половине доски фиксирую те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски вместе с учащимися записываю те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам с моей помощью на втором этапе урока.
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно «открываю» суть незнакомого учащимся явления или закона природы и показываю, как можно применять полученные знания. Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников прошу проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний. Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса использую доступную для учеников ситуацию. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания мной вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы могу рассказать путем проблемного рассказа. Ребята учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Вначале предлагаю ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы. Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи. В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса химии. Учащиеся должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы, здания практического характера[5].
Главная задача учителя – организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность[4].
Приведу примеры заданий, которые можно использовать на разных этапах урока химии, реализуя системно-деятельностный подход.
Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока я не сообщаю, а пытаемся, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.
1. Наиболее простым является приём «Отгадай задуманный элемент».
Ребята! Задумайте любой химический элемент ПСХЭ, найдите его порядковый номер.
После этого необходимо провести следующие вычисления:
1) номер элемента умножить на 2;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщите.
Объяснение игры: пусть задуман элемент № 13 (алюминий). Проведем с числом 13 соответствующие математические действия:
13 • 2 = 26; 25 + 5 = 31; 31 • 5 = 155.
Число 155 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 15) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 13). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – алюминий.
2. «Заморочки из бочки». Необходимо угадать вещество, которое мы будем сегодня изучать. Читаю «заморочки из бочки» (подсказки):
Сложное вещество при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток
Это вещество было известно алхимикам с Х века
Это тяжелая маслянистая жидкость
Является «хлебом» химической промышленности
Это кислородсодержащее соединение элемента с порядковым номером 16
- Правильно, это серная кислота.
3. Вставьте в текст пропущенные слова.
Задание № 1.
Определите степени окисления элементов в химических реакциях.
BaO + SO3=BaSO4 Ba + H2SO4 = BaSO4 + H2
Сравните степени окисления элементов в исходных веществах и продуктах реакции.
Сделайте вывод и запишите его.
В первой реакции степени окисления элементов …………………, а во второй -……………………..у……………………….и…………………..
О какой классификации химических реакций пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока?
Тема: Классификация химических реакций по изменению степени окисления
4. «Картинная галерея». Ребятам показываю несколько картинок, анализируя их, ребята называют тему урока
Вторая стадия урока – «Осмысление». Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений.
Например:
Составление обратного генетического ряда
Для соли Na3PO4 составить формулы соответствующего ей основания и кислоты. Для cоставленных основания и кислоты напишите формулы соответствующих им оксидов, а для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.
NaOH --- Na2O ---- Na
Na3PO4
H3PO4 – P2O5 – P
2) Составление интеллект-карт. Следующий интересный метод, который можно использовать как для изучения нового материала, так и для закрепления ранее выученного – это создание интеллект-карт (карты знаний, схемы мышления и т.д.). Впервые термин «интеллект-карты» был предложен Энтони Бьюзеном. В основе метода лежит известный всем принцип функционирования левого и правого полушарий головного мозга. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв.
3) Метод интеллект-карт уместно применять с интерактивным методом «Синтез мыслей». После составления карты, учащиеся обмениваются своими схемами и проверяют карту другой группы. Дополняют своими ответами, подчеркивают то, с чем не согласны, делают свой вывод и представляют на обсуждение всему классу. Этот метод развивает внимание, умение работать с источником информации и анализировать.
4) «Химический эксперимент»
На своих уроках я создаю проблемные ситуации, для разрешения которых необходимы не только имеющиеся у детей знания, но и новые. Организую лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности (работа в минигруппах). Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся, стараюсь решать на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ.
Например, работа в минигруппе при изучении темы «Химические свойства серной кислоты».
Постановка задачи. Учитель: «Перед вами на столах реактивы и приборы. Вам выданы карточки с заданиями. Ваша задача: провести эксперимент в соответствии с заданием, на его основании сделать вывод о результате. Используя ваши знания в химии, составьте уравнения проведённых химических реакций. Оформите и обоснуйте результаты эксперимента».
Карточка № 1. Пояснение: в пробирках №№ 1, 2, 3находятся цинк, железо, медь соответственно. Прилейте в каждую пробирку 2-3 мл серной кислоты.
Эксперимент. Результаты опыта:
- Пробирка №1 ( пробирка №2, пробирка №3)
Формула серной кислоты: ___________________________________________
Уравнение реакции: _________________________________________________
Признак реакции: ___________________________________________________
Тип реакции: _______________________________________________________
Назовите вещества, которые образовались в результате реакции: ____________
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Я подбираю задания,в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. В последнее время структура тестов претерпевает изменения. Большое внимание нужно уделять умению детей работать с разными вариантами тестовых заданий:
- с выбором одного ответа и множественным выбора ответов;
- с развёрнутым ответом;
- на соответствие;
- на заполнение пропусков;
- на установление истинности или ложности.
Поэтому в своей работе для проверки усвоенных знаний использую различные тесты. С учащимися мы пытаемся находить заведомо неправильные ответы (т.е. если ученик не уверен в правильности своего ответа, он должен проанализировать, какие из ответов не подходят точно). Это облегчает выбор верного ответа. Регулярное проведение тестирования снижает негативное отношение к контролю, тем более, что результат можно узнать сразу, а пробелы восполнить, вернувшись к нему на следующем уроке. Тестирование актуально как в 8-9 классах, так и в 10-11 классах.
Завершает урок «Рефлексия». Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний. Рефлексия помогает мне контролировать класс, уже в конце урока видеть, что ребятам было понятно, а где остались вопросы и нужно «доработать». Рефлексия позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на каждого учащегося.
Формы проведения рефлексии могут быть различными, например:
Рефлексивный прием «Незаконченное предложение»:
Учащимся нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на доске:
-Научился…………
-Мне показалось важным…….
-Я понял, что………..
-Я почувствовал, что…….
Своей работой на уроке я…
-Доволен…..
-Не совсем доволен….
-Я не доволен потому, что…..
-Было интересно …
-Я узнал, что…
- Было сложно…
2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала»
3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»
4. Упражнение «Верно/ неверно» (выбрать один вариант ответа):
Серная кислота:
а) Реагирует с кислотами
б) Реагирует с основаниями
в) Реагирует с солями
г) Реагирует с кислотными оксидами
д) Реагирует с основными оксидами
е) Реагирует со всеми металлами
ж) Сильная кислота
4. Составление кластера
Таким образом, применяя системно–деятельностный подход на уроках химии создаются необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно думать, подвергать анализу, отбирать материал, разбираться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.
Заключение
Подводя итог, могу сказать, что систематическое и методически правильное применение системно-деятельностного подхода и приемов работы по развитию общеучебных умений развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество знаний, так как характерной чертой технологии этого метода обучения в образовательном процессе является способность учащегося проектировать будущую деятельность, быть ее субъектом.
Список использованной литературы
Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. – СПб.: Реноме, 2012. – с. 140-142.
Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г.Асмолов // Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования ДНР/ Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. N 120-НП
Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
Петров, Н. К. Системно-деятельностный подход на уроках химии / Н. К. Петров. — // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14).
Ривкин, Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технология / Е.Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 183 с.
Родионова, Н.И., Ершов, О.В. Проектирование современного урока химии на основе системно-деятельностного подхода // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 234-237