Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка по теме «Современные подходы к работе с одарёнными детьми»

3
0
Материал опубликован 9 March 2018 в группе

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка по теме

"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"

Мой путь, моя песня, дыханье,

Мой почерк, порыв и дерзанье,

Любовь, высота и деянье,

Учитель – мое призванье!

Вооруженная запасом университетских знаний, полная сил, стремления и желания научить детей немецкому языку, на пороге учительства я задавалась вопросами: Как провести урок так, чтобы дети сказали, «да, мне было интересно, мне всё понятно»? Какой методикой преподавания руководствоваться сейчас? Как привить любовь к немецкому языку? Как сделать так, чтобы дети осознанно и с интересом учили чужой для них язык и применяли их знания в своей дальнейшей жизни?

Сейчас, анализируя свою педагогическую деятельность, я понимаю, что современные учителя, в том числе и я, находимся в сложной ситуации. Причина заключается в том, что за последние годы в методике обучения иностранного языка произошли существенные изменения. Если раньше учитель страдал от недостатка интереса и потребности в изучении иностранного языка со стороны общества, отсутствия новейшей научно-методической литературы, недостатка информации о стране изучаемого языка и контактов с его носителями, то теперь учитель имеет доступ к многообразным зарубежным и отечественным материалам по иностранным языкам. Учителю необходимо составлять модифицированные, либо авторские рабочие программы, контрольные измерительные материалы, внедрять и обобщать свой опыт преподавания, вести научно-исследовательскую деятельность, привлекать учащихся к участию в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах, выявлять, развивать одарённых детей.

Эпиграф

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

Василий Александрович Сухомлинский.

Актуальность: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. 
В то же время в детском возрасте одаренность имеет свою специфику:

1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

Дошкольники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии;

Старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости.

3) Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития (т.е. наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.)

В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.


 

Перед вами перечень качеств ученика. Какие качества, по вашему мнению, характеризуют одарённых детей.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.


Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей

Неровно успевающий.

Выбивающийся из общего темпа.

Странный в поведении, непонятный.

Занятый своими делами (индивидуалист).

Не умеющий общаться, конфликтный.

Иногда тугодум, не может понять очевидного.

Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Необходимо… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Развитие любого вида одаренности создает основу для создания условий успешной реализации ребенка в обществе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие одаренности на уроках, в том числе, на уроках немецкого языка связано с ориентацией образования на развитие способностей личности, на формирование познавательной активности учащихся и с новыми требованиями к уровню способностей ребенка, к знаниями по иностранному языку.

В школе, где я работаю, ежегодно в начале учебного года на заседании МО ин.языков учителя ин.языков разрабатывают план индивидуальной работы с одаренными детьми, где прописываются цели и его задачи, мероприятия, их форма, сроки проведения. Ниже приведён план работы с одаренными детьми по немецкому языку, по которому я работала в 2016-2017 учебном году

МБОУ «СОШ № 9» г.Новозыбкова

2016-2017 учебный год

План работы с одаренными детьми по немецкому языку

Учитель: Шафикова Светлана Петровна

Цель: 

организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации;

включение учащихся в исследовательскую деятельность;

воспитание учащегося как компетентной личности, успешной и востребованной обществом,;

создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности;

формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их способностей, применение знаний в отраслях науки и техники.

Задачи:

выявить и развитий языковые способности;

формировать у учащихся устойчивый интерес к немецкому языку;

овладеть конкретными языковыми знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

интеллектуальное развитие учащихся, формирования качеств мышления, характерных для языковой деятельности;
формировать представления о немецком языке как части общечеловеческой культуры, понимание значимости немецкого языка для общественного прогресса;

использование на уроке немецкого языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления;

развить творческие навыки в урочной и внеурочной деятельности;

организовать разнообразную внеурочную деятельность и консультационные занятия по предмету;

подготовка к сознательному усвоению систематического курса немецкого языка.

Функции учителя немецкого языка:

выявление одаренных детей;

корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровня;

организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

подготовка учащихся к олимпиадам. Конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;

создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;

консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей;

подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия с сильными учащимися;

занятия исследовательской деятельностью;

участие в олимпиадах;

участие в конкурсах;

участие в школьных спектаклях на немецком языке.

Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность

Тематика творческих работ:

разучивание считалок, рифмовок, песен;

игры с буквами, составление слов и предложений;

веселые цифры (игры с цифровыми карточками);

характеристика сказочных персонажей;

рождественские и поздравительные открытки;

зарисовки старого немецкого города и описание его;

разучивание рождественных стихов и песен;

подготовка и инсценирование рождественского спектакля

Тематика учебных проектов:

Eine deutsche Stadt

Hausaufgaben pro und contra

Meine Lieblingsbeschäftigung

Bald kommt Weihnachten….

План индивидуальной работы с одаренными детьми

Мероприятие

Форма

Сроки проведения

Результаты

 

Урочные и внеурочные

 

Участники

Призовые места

1

Диагностика одаренных детей

анкетирование

сентябрь

Уч-ся 4-10 кл

 

2

Организация инд.работы

Составление графика инд.занятий

сентябрь

Уч-ся 4-10 кл

 

3

Индивидуальные занятия

консультация

1 раз в неделю

Уч-ся 4-10 кл

 

4

Всероссийская олимпиада, школьный тур

Консультация, тренировочные упражнения, выполнение олимпиадных заданий

1 раз в год, сентябрь-октябрь

Уч-ся 4-10 кл

 

5

Всероссийская олимпиада, городской тур

Консультация, тренировочные упражнения, выполнение олимпиадных заданий

1 раз в год, ноябрь

Уч-ся 4-10 кл

 

6

Общероссийская онлайн-олимпиада «Триумф»

Общероссийская онлайн-олимпиада «Кладезь знаний»

Общероссийская онлайн-олимпиада «Солнечный свет»

Общероссийская онлайн-олимпиада «Олимп»

Групповые занятия, выполнение олимпиадных и тренировочных заданий

Информация на сайте, 1 раз в год, конец ноября – начало декабря

Уч-ся 4-10 кл

 

7

Подготовка учащихся к участию в дистанционных онлайн-конкурсах различного уровня «Инфоурок» «Олимпус»

Групповые занятия, выполнение олимпиадных и тренировочных заданий

 

Уч-ся 4-10 кл

 

8

Участие в организации общешкольного мероприятия «Рождественские встречи» научного общества «Эрудит»

Викторины, праздники, инсценировки, игры по станциям

 

Уч-ся 4-10 кл

 

9

Подготовка и проведение предметной недели по немецкому языку

Викторины, праздники, инсценировки, игры по станциям

февраль

Уч-ся 4-10 кл

 

10

Иллюстрация текстов или стихотворений( сказки братье Гримм, Гофмана)

Зарисовки картин наиболее интересных сюжетов сказок, название сюжетов, инсценировки сюжетов

 

Уч-ся 4-10 кл

 

11

Конкурс презентаций «Путешествие в Германию», «Планета Земля – наш дом родной», «Дружба или любовь»

Сбор материала , обработка, составление и защита презентаций

 

Уч-ся 4-10 кл

 

12

Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Уч-ся 4-10 кл

 

13

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов немецкого языка

Индивидуальные занятия

В течение года

Уч-ся 4-10 кл

 

14

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей. Подведение итогов года. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Вручение грамот, ценных призов.

Консультация. Индивидуальная работа

В течение года

   

Расписание индивидуальных и групповых встреч

Понедельник – 14.10 – 14.30

Вторник 14.10 – 14.30

Четверг 14.15 – 15.15

Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с обучающимися, мы выпускаем тематическую электронную газету, участвуем в конкурсах на чтение и лучший литературный перевод немецких, стихотворений, викторинах, посвященных страноведению или значимым датам немецко-русских отношений, организуем инсценировки сказок на немецком языке для младших классов. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

НЕДЕЛИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

(12.02. – 17.02.)

Неделя зарубежной литературы

Знакомясь с культурой другой страны,

мы лучше познаём свою собственную!

18.01

Заседание научного общества «Эрудит»


 

Праздни общешкольное мероприятие

«Рождественские встречи»

Ответственные

учителя иностранных языков

12.02.

(понедельник)

Знакомство с зарубежной литературой


 

(2-4 кл.) сказки, рождественские истории

(5-11 кл.) ознакомительные беседы

учителя иностранных языков

13.02. (вторник)

Пишем открытки и письма


 

оформление поздравительных

открыток и писем (2-11 кл.)

уч-ся, учителя иностранных языков

14.02.

(среда)

Поздравительная почта

ко дню Святого Валентина


 

поздравления

уч-ся, учителя иностранных языков

15.02. (четверг)

Литература на экране

знакомство с творчеством поэтов и писателей зарубежных стран

( показ фильмов и мультфильмов)

(2-11 кл.)

уч-ся, учителя иностранных языков

16.02. (пятница)

Зарубежная эстрада

Народная поэзия в песнях (караоке)

(2-11 кл.)

уч-ся, учителя иностранных языков

17.02. (суббота)

Стихотворная строчка

Конкурс на лучшее чтение стихотворений английских и немецких поэтов

Подведение итогов.

уч-ся, учителя иностранных языков
 

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить, что эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность.

Самое важное достижение для меня как учителя - это увидеть улыбающиеся, светящиеся глаза даже самого стеснительного ребенка и услышать слова благодарности в свой адрес, за проведенный урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.