Урок литературного чтения во 2 классе «О братьях наших меньших. М. Пришвин "Журка"»
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: О братьях наших меньших. М. Пришвин «Журка»
Автор:
Казаринова Лариса Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 12
им. В.Ф. Маргелова»
Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Здоровьесберегающие: | повторить жанры произведений; способствовать развитию у учащихся навыка осознанного чтения; помочь выбрать языковые средства при составлении связной монологической речи путём вовлечения в диалог, обсуждение; использовать связь литературы с окружающим миром; развивать коммуникативные навыки: умения общаться в паре и группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви и бережное отношение к животному миру; сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: | Предметные результаты: - читать осознанно с соблюдением орфоэпических и интонационных норм; - понимать смысл прочитанного произведения; - различать и называть жанры художественной литературы; - определять тему и главную мысль произведения, воспроизводить последовательность событий; - отвечать на вопросы по содержанию текста, формулировать простые выводы и подтверждать ответ примерами из текста; - подробно и выборочно пересказывать содержание произведения; - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; - использовать дополнительную литературу для получения информации в соответствии с учебной задачей. Личностные результаты: - определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие правила поведения при сотрудничестве; - эмоционально «переживать» текст. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - оценивать качество и уровень усвоения материала; Познавательные УУД - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - учиться анализировать текст; - делать выводы в результате совместной работы класса. Коммуникативные УУД. - донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; - слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в паре и группе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап. Мотивация познавательной деятельности. Цель: выработка внутренней готовности к учебной деятельности. Учитель и дети проверяют готовность к уроку. Детям предлагается объяснить, как они понимают слова В. А. Сухомлинского, что приводит к созданию положительного эмоционального настроя. Чтение – это окошко, через которое видят и познают мир. 2.Актуализация знаний. Цель: актуализация изученного материала; создание ситуации успеха. -Какой раздел учебника мы изучаем? О ком все произведения этого раздела? -Сегодня на ваших столах лежат фишки-перышки. Как вы думаете, о каких именно животных пойдет речь на уроке? Вы сами будете оценивать свою работу. За каждый правильный ответ вы берете одно перышко. На экране по очереди появляются изображения героев изученных произведений. Дети называют жанр, название произведения и его автора. Далее учитель показывает цитаты из произведений. Дети вспоминают названия и авторов этих произведений 3.Проверка домашнего задания Цель: контроль результатов учебной деятельности, понимание смысла прочитанного произведения. а) Выполнение теста У каждого обучающегося карточка (дети самостоятельно выполняют работу): Подчеркни название произведения, которое читали дома: «Зимовье зверей», «Белые пёрышки», «Бременские музыканты». Раскрась только героев произведения Подчеркни жанр произведения: Рассказ сказка стихотворение потешка Соедини стрелкой: «Белые пёрышки» авторская сказка русская народная сказка
Учитель зачитывает отрывки из произведения. Если отрывок прочитан верно, дети ставят знак +, если с искажением фактов – . Проверка с помощью экрана. б) Речевая разминка. Прочитайте предложение, которое зашифровано на экране. Дальше дети читают это предложение с разной интонацией, громкостью (про себя, шепотом соседу, всему классу, кричат из окна) и логическим ударением на выделенном слове. в) Выразительное чтение русской народной сказки «Белые перышки». Начало сказки дети читают по звуковому сигналу (учитель подает звонок, дети называют ученика, который продолжит чтение). Середину сказки (диалог) читают по ролям, окончание сказки снова по сигналу. Физкультминутка. Обучающиеся слушают, как токует глухарь и пантомимой изображают токующую птицу. 4.Подготовка к первичному восприятию Цель: создание соответствующей атмосферы, оживление жизненных впечатлений детей, необходимых для восприятия произведения. Дети работают в парах. Разгадывают шифровки. У каждого ряда своя карточка.
2 ряд. В каждой строке оставляем букву, которая не повторяется. Из этих букв получится слово.
У всех получилось слово «Журка». -Кого мы можем так назвать? Определение темы и постановка цели урока Цель: знакомство с темой урока и постановка учебных задач. Так называется произведение, которое мы будем сегодня читать. Как вы думаете, о ком оно? Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (выразительно читать, внимательно слушать, рассуждать, пересказывать, отвечать на вопросы, выражать свои мысли, узнавать новое). Все эти задачи учитель записывает на доску в виде кластера. А теперь, ребята, давайте вспомним, о каком писателе эти слова? (о М.М. Пришвине). -Скажите, пожалуйста, можно ли по лицу автора сказать счастливый ли человек перед вами? (Пришвин считал себя счастливым человеком, так как жил среди этой чудной природы, мог понимать её и рассказывать вам обо всех своих наблюдениях). Первичное восприятие текста Цель: обеспечение эмоциональности восприятия, интереса к изучаемому произведению. Ученики слушают запись, помечая в учебнике непонятные слова (текст читает мастер художественного слова Павел Беседин). Учитель останавливает запись на моменте, когда журавль улетает в болото и хозяйка очень переживает по этому поводу. «Ах-ах, горе какое! Ах, ах!» - Как вы думаете, что произойдет дальше? (необходимо выслушать все предположения детей). Учитель дочитывает рассказ. Проверка первичного восприятия текста Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста, корректировка задуманного учителем хода анализа текста. - Понравилось ли вам произведение? Какие чувства вы испытывали, когда слушали? -Какие предположения были верными? -Почему переживала хозяйка? 8. Мотивация перечитывания и анализа произведения Цель: пробуждение интереса к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе. - Прочитайте предложения, в которых встретились непонятные слова. Можно ли предположить, что они означают. (Дети по контексту дают объяснения слов, учитель уточняет слова «картуз» и «колхозные работы»). - Посмотрите, ребята, перед вами какие-то числа. - Какое число имеет отношение к произведению М. Пришвина «Журка»? (43 лягушки проглотил журавль). Физкультминутка. Обучающиеся слушают, как кричит журавль и пантомимой изображают, как ходит птица, как вытягивает шею. 9. Анализ произведения (сюжетный) Цель: углубление восприятия произведения, освоение идеи. Дети работают в группах. Четырем группам предложены иллюстрации к произведению, пятой – иллюстрация к сказке «Белые перышки». (Картинки разрезаны на части. Дети собирают их и приклеивают иллюстрацию на лист бумаги). Еще одна группа работает с дополнительным материалом. Ей предложены иллюстрации, изображающие птиц и тексты (разрезаны на абзацы), рассказывающие о лебеде, глухаре и журавле (героях произведений, которые читали сегодня). Дети выбирают нужную информацию и размещают на трех листах дополнительные сведения об этих птицах. - Как Журка попал к автору? Подберите картинку к этой части текста (дети крепят картинку на доску). - Зачитайте, как жилось журавлю у хозяев? Найдите иллюстрацию. - Что произошло у колодца? Подтвердите это иллюстрацией. - Как людям удалось вернуть журавля? Почему все были очень рады возвращению Журки? Что сделали ребята? (дети выбирают последнюю иллюстрацию). Четыре группы крепят иллюстрации на доску. У пятой группы лишняя картинка. Дети объяснят, что она иллюстрирует другое произведение. - Посмотрите на иллюстрации. Что получилось? (картинный план). Расскажите текст по картинкам. - Для чего автор написал этот рассказ? 10. Обобщение результатов анализа произведения Цель: Обеспечение более глубокого целостного восприятия произведения. Моделирование обложек к произведениям «Белые перышки» и «Журка». (Дети рисуют модель обложки на предложенных прямоугольниках, два ученика моделируют обложку у доски. Им предложены фигуры разного цвета и формы). Затем сверяют с экраном. - Отметьте высказывание, которое подходит к этому произведению. Умей оказать услугу своему другу. Мы в ответе за тех, кого приручили. Умей преодолевать трудности! 11.Подведение итогов. Цель: контроль результатов учебной деятельности, оценка знаний. Дети самостоятельно подводят итог урока, делают самоанализ (кому было легко, какие трудности возникли), самооценка (подсчитывают перышки, оценивают свою работу на уроке). 7.Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценка процесса и результатов деятельности, умение выражать свои мысли. Обратимся к учебным задачам нашего урока. -Достигли поставленной цели? (смотрят по кластеру на доске, все ли получилось). - Поднимите перышко вверх те, кому было интересно на уроке, кто уходит с хорошим настроением. 8.Домашнее задание (на выбор) - Подготовить пересказ рассказа по картинному плану; - Приготовить рассказ о птицах, которые являлись героями произведений; - Подготовить пересказ рассказа от лица Журки; - Нарисовать героев произведения. Список литературы: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. Часть первая. Стр.51-54 Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Часть вторая. Стр.34-36 Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. 2 ч. (электронная тетрадь) | |
Кияйкина Наталья Федоровна
Казаринова Лариса Евгеньевна