Урок русского языка в 3 классе «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»
«Модель урока с использованием инновационных технологий
в аспекте требований ФГОС НОО»
Кузьмина Ирина Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Начальная школа» г-к Железноводска,
урок русского языка в 3 классе «Обобщение и систематизация знаний о глаголе» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Методическая разработка урока русского языка в начальной школе.
2018 год
Цели:
Развивающая:
– развитие умений устной связной учебно-научной речи;
- развивать словарных запас, грамматический строй речи учащихся,
- развивать познавательную активность учащихся, мыслительную деятельность, самостоятельность, воображение, творческие способности при обобщении сведений о глаголе.
Воспитательная:
- воспитание любви к русскому языку, совершенствование коммуникативных умений в ходе групповой работы, работы в парах, воспитание толерантности.
Обучающая:
– обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять время глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их грамматические признаки
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся находить глаголы в тексте и выявлять их грамматические признаки, строить сообщения в устной и письменной форме; определять значение и правила употребления глагола в речи; анализировать, делать выводы.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам, ответственности за собственные решения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Материально-техническое обеспечение:
учебник русского языка, карточки для индивидуальной работы,
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Содержания заданий (для учащихся) |
Виды деятельности учащихся, формы организации работы |
Планируемые результаты УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Виды УУД, характеристики |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Первый этап – введение в проблему ВЫЗОВ – задачи которого: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала. |
1 Чтение стихотворения: Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт - О какой части речи пойдёт речь на уроке? 2. Какое слово пропущено в пословице? Не стыдно не _____________, Стыдно не учиться. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. «Что я __________________ и _________________ о глаголе?» Для этого вам необходимо изменить глагол знать по лицам и употребить его в необходимой временной форме. Давайте предположим, на какие темы, связанные с глаголом, мы бы могли поговорить. Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Как он изменяется? 4. Правописание глаголов. 5. Каким членом предложения обычно бывает? Прием «Верные и неверные утверждения» Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 10. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите. 1. Глагол обозначает действие предмета? 2. Глагол отвечает на вопросы кто? и что? 3. В предложении глагол является главным членом предложения? 4. Изменяется глагол по числам? 5. Глагол имеет 4 временные формы? 6. Если глагол отвечает на вопросы что делает? что делают?, то он в форме настоящего времени? 7. Глагол прошедшего времени отвечает на вопросы что делал? что делали? 8. Являются ли глагол пробежала глаголом в будущем времени? 9. Глаголы прошедшего времени изменяются по падежам? 10. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам? |
Психологический настрой к учебной деятельности. Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания Вспоминают и анализируют имеющиеся знания о глаголе, систематизируют информацию до ее изучения; Ученики изменяют глагол по лицам и числам. Выбирают правильную временную форму. «Что я знаю и узнаю о глаголе?» Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Работа в парах. Выбирают и отмечают правильный ответ: «да» или «нет: Обсуждают варианты решения учебной задачи, обосновывают выбор общего решения. |
Знать: морфологические и синтаксические признаки глагола, учиться отличать глагол от других частей речи, знать и определять признаки глагола (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки), Уметь: изменять глаголы по лицам и числам, приводить примеры глаголов по указанным признакам, выполнять морфемный разбор глагола, |
Личностные УУД:
Регулятивные УУД: определять тему, цель, проблему урока, выдвигать версии, работать по плану, находить и исправлять ошибки самостоятельно и в паре, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап- осмысление содержания : - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. |
Какие глаголы записаны в транскрипции? [жужат’] [ч’уствават’] [аб’эдат’] Словарная работа. Жужжать, обедать, чувствовать. -Что вы можете сказать об этих глаголах? - Чем глаголы неопределенной формы отличаются от глаголов в других временных формах? Есть такой фразеологизм «Знать назубок». Каким словом можно его заменить? Какое правило надо знать для правильного написания некоторых глаголов н.ф? Работа по учебнику С. 124, № 195. Выписать глаголы в неопределенной форме, объясните своё решение. Какой глагол может принадлежать к другой части речи? Печь, составить словосочетания, такие чтобы слово печь было сущ. и глаголом. Как называются такие слова, которые могут принадлежать к двум частям речи? Физминутка (видеоролик «Весна в лесу») Закройте глаза, послушайте звуки? Кто их может издавать? Прочитаем отрывок из рассказа Бианки «Кто чем поет?» в учебник на странице 112 с использованием приема «Чтение с остановками» Кто чем поёт? 1.Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Подчеркнуть глагол наст.вр. ед.ч. 2.Все звери, птицы и насекомые любят и хотят петь, только не каждый рождается музыкантом и имеет голос.Как же и чем поют безголосые? Наст. время во мн. ч. 3.Аист поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую. Как трещотка трещит деревянная! У выделенных глаголов определить время. Сейчас у вас есть возможность осмыслить ту информацию, которую вы получили о глаголе, систематизировать свои знания, составив кластер. Некоторые ячейки уже заполнены. Ваша задача заполнить пустые ячейки и определить взаимосвязь между ними. Данный кластер поможет вам в дальнейшем выполнять морфологический разбор глагола как часть речи. Вы многое узнали о глаголе и сейчас, читая информационный текст, делайте пометки в таблице. Если информация о глаголе вам знакома, отмечаем + в колонке «знаю». Если информация вам не знакома, ставьте + в колонке узнал, если хотите узнать о ней больше, в колонке «хочу узнать».
|
Ученики записывают словарные слова и отвечают на поставленные вопросы. - Глаголы отвечают на вопросы что делать?, что сделать? - не изменяются по временам, числам, лицам, родам - имеют суффиксы –ть, -чь, - ти. - могут быть сов. и несов. вида. Формулировка правила: «В глаголах неопределенной формы после ч пишется мягкий знак.» Учащиеся выписывают глаголы в неопределенной форме, используя правило. Находят слово, которое может принадлежать в разным частям речи и составляют с ним словосочетания. Русская печь, печь пироги. Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем. Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Ученики читают информационный текст и заполняют таблицу. «Знаю, узнал, хочу узнать». Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1. Время настоящее, прошедшее, будущее. 2. В настоящем и будущем времени глагол имеет лицо: однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). 3. Число: единственное и множественное; 4. Род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа) 5. Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. 6. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего («Учиться - всегда пригодится»), входит в грамматическую основу предложения. 7. Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без «не» не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, нежиться, недолюбливать. |
Знать: Грамматические признаки глаголов в неопределенной форме, Уметь: Правильно писать глаголы в неопределенной форме, используя правило |
Личностные УУД:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап - Рефлексия : -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. |
Прием «Составление синквейна»
На слайде представлены некоторые высказывания о глаголе, которыми вы можете использовать при составлении синквейна. «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова». Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Глагол как часть речи обозначает «процесс». «Глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены». Не зря мы сегодня начали урок с глагола знать. Этот глагол считается самым употребляемым в нашей речи. Самыми употребляемыми глаголами также являются: мочь ,сказать, говорить, видеть, стать. Мудрость знаниями получена - У вас на партах лежат пазлы. Я вам предлагаю собрать из пазлов картинку, на которой написана пословица, связанная со знаниями.
Учись! Прошу, чтоб светоч знанья Учись! Лишь в знаньи только – сила! |
Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления; классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы; своими словами выражают новые идеи и мысли; обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения; анализируют собственные мыслительные операции и чувства; Синквейн. Глагол Важный, оживляющий Действует, животворит, изменяется Глаголом жги сердца людей. Действие Ученики читают высказывания. Знания — это ценно! Знания — это тот стержень, который всегда крепок и надёжен. Знания не подведут, они пригодятся и в младости, и в старости. Путь к знаниям освещен солнцем! Ученики собирают из пазлов картинку и читают пословицу: «Мир освещается солнцем, а человек – знаниями!» |
Знать: морфологические и синтаксические признаки глагола, учиться отличать глагол от других частей речи, знать и определять признаки глагола (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки), Уметь: изменять глаголы по лицам и числам, приводить примеры глаголов по указанным признакам, выполнять морфемный разбор глагола, |
|
Литература.
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
2. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.
3.Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
4.Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
5.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.
6.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа.
7.Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС/ Г.Л.Копотева// Управление начальной школой.- 2011.-№12.- с.13-18.
8.Безрукова,В.С.Достоинства и недостатки современного урока/В.Безрукова// Директор школы.-2004.-№2.-с.33-37.
9.Лаврентьев,В.В.Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: методические рекомендации/В.В.Лаврентьев// Завуч для администрации школ.- 2005.-№1.- с.83-88.
10.Источник:Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие.-Витебск:УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.Автор:Н,Я.Мороз, доцент кафедры психологии, педагогиге и частных методик.
11.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
12. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
Образовательные ресурсы:
ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-...
ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/...
festival.1september.ru/articles/...
nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk...
http://www.proshkolu.ru/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/