Обобщение знаний об имени существительном (Русский язык, 3 класс)

4
0
Материал опубликован 25 August 2021

Предмет, учитель

Русский язык, Крашенинникова Т.В.

Класс

3

Тема урока

«Обобщение знаний об имени существительном»

Изучаемый раздел

Имя существительное

Тип урока

Урок обобщения и систематизации

Цель урока

Создать условия для систематизации знаний по теме имя существительное.


Задачи

Систематизировать знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках; познакомить с понятиями постоянные и непостоянные признаки; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

 Развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение), интерес к культуре русского народа.


Ход урока.

1.Определение темы.

-Отгадайте слова.(1 слайд)

t1629902564aa.png(весна) t1629902564ab.jpg (зима)

На горячей сковородке

Нужно печь их очень ловко.
Зазевался разговором
И они вмиг станут комом.
С мёдом как они вкусны

Бабушкины те...(Блины)

-Что общего в словах? (имена существительные, нарицательные)

-Сформулируйте тема урока? (имя сущ.)

-Что вы знаете об имени сущ.?

-Итак, вы много знаете об имени сущ., поэтому сегодня мы с вами должны эти знания обобщить и записать в таблицу (у каждого ученика заготовка таблицы). Итогом нашего урока будет заполненная таблица.

t1629902564ac.png

2. Минутка чистописания.

-Отгадайте цепочку из каких букв мы будем писать на минутке чистописания.

1буква-это гласная в корне слова «БЛИНЫ»

2букв-это гласная в окончании слова «ВЕСНА»

3 буква-обозначает непарный по глухости и звонкости согласный звук из слова «ЗИМА»

«иам»

-Откройте тетради, запишите дату, обратите внимание на правописание числительного, классная работа.

-Запишите цепочку из этих букв, обратите внимание на нижнее соединение букв ам.

3. Работа по теме.

А).

-Какой общей темой можно объединить эти слова «(зима, весна, блины»)?

- Какой праздник идет на этой недели?

-Масленица - что это за праздник? (высказывания детей).

-Давайте проверим наши предположения и прочитаем текст, который лежит на партах.

Масленица – это весёлое прощание с зимой и встреча весны. Длится она целую неделю. Каждый день имеет своё название. В эти дни устраивались ярмарки, игры, пляски, песни.

-Что вы узнали об этом празднике?

-Выпишите из последнего предложения все имена существительные в столбик. Проверка.

-Что общего? (во мн.числе)

-Значит у сущ. есть число. Как вы думаете это постоянный или непостоянный признак?

-Как вы понимаете «постоянные и непостоянные признаки»? (изменяемые и неизменяемые)

-Имена сущ. изменяются по числам? Докажите, измените существительные, которые выписали, по числам.

(дни-день

ярмарки-ярмарка

игры-игра

пляски-пляска

песни-песня)

-Итак, число имен сущ. это изменяемый или неизменяемый признак? Значит, в какую колонку запишем? (в непостоянные) (Дети вписывают в таблицу)

-Б).

Вернемся к тексту про масленицу, возникли ли у вас вопросы по тексту? (какое название имеет каждый день масленицы)

-Сколько дней длится масленица?

Понедельник-ВСТРЕЧА

вторник-ЗАИГРЫШ

среда-ЛАКОМКА

четверг-РАЗГУЛ

пятница-ВЕЧЁРКИ

суббота- ПОСИДЕЛКИ

воскресенье-ЦЕЛОВАЛЬНИК

-Что общего у слов, которые вы видите на доске? (сущ., нарицательные)

-На какие 2 группы можно их разделить? (в ед.числе и во мн.числе). Назовите сущ. во мн.числе.

-Из сущ. в ед.числе, найдите лишнее слово. (воскресенье-ср.р.).

-Мальчики выпишите сущ. м. рода, а девочки-сущ. ж.рода. Проверка (1 мальчик читает свои слова, я на доске убираю. Значит оставшиеся слова это сущ. ж.р.- девочки согласны?)

-Можем ли мы изменить сущ. по родам? Значит род сущ. это постоянный или непостоянный признак? Впишите в таблицу.

В).

-Первый день масленицы назывался –ВСТРЕЧА, так как с этого дня начинался этот праздник. В этот день начинали печь блины и первый блин отдавали бедным.

t1629902564ad.png

Во второй день-ЗАИГРЫШ, начинали кататься на лошадях, на санках катались с горок, еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах. В народе говорили: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.

t1629902564ae.png

В среду-ЛАКОМКА, собирали родственников, накрывали стол. Чтобы прийти в гости запасались пословицами. И я для вас приготовила пословицы, которые вы должны собрать.

t1629902564af.png

И самый хладнокровный человек

а про пост вспоминай без маслица.

Без кота

любит горячие блины.

Пируй – гуляй, баба, на масленице,

мышам масленица.


-Объясните смысл пословиц.

-Выпишите из пословиц сущ. в начальной форме.


-Проверка, ученик читает пословицу и называет сущ. которые выписал и т.д.

-На какие 2 группы можно разделить эти сущ.? (одуш. –неодуш.). Подпишите над сущ. одуш. и неодуш. Проверка. (назови одуш. сущ., )

-Может ли одуш. сущ. стать неодуш.? Значит это постоянный или непостоянный признак? Впишите в таблицу.

Г).

-Четверг-РАЗГУЛ, с этого дня прекращались хозяйственные работы и начиналось празднование. Народ предавался потехам, устраивались кулачные бои, соревнования. Давайте и мы с вами отдохнем и косточки разомнем.

Д). ФИЗМИНУТКА

Танец под песню «Масленица»

Е).

-Пятница-ВЕЧЕРКИ или тёщины вечеринки. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки». В это день зятья, т.е. мужья дочерей приглашали тещ на блины.

-Какое главное лакомство должно быть на столе в масленицу? (блины)

-Давайте изменим форму этого слова, другими словами, что мы должны сделать? (просклонять или изменить по падежам)

--Запишите в столбик падежи и самостоятельно просклоняйте. (один ученик у доски)

И.п.-(что?) блин

Р.п.-(чего?) блина

Д.п.- (чему?) блину

В.п.- (что?) блин

Т.п.- (чем?) блином

П.п.- (о чем?) о блине

-Проверка на доске, а теперь сравните, так ли у вас в тетради? У кого также, поднимите руку. Молодцы!

-Итак, изменение сущ. по падежам - это постоянный или непостоянный признак? Запишите в таблицу.

-Суббота-ПОСИДЕЛКИ или золовкины посиделки. В этот день молодая невеста собирала у себя родственников мужа и одаривала их подарками, а вечером сжигали чучело масленицы.

Давайте вернемся к одуш. и неодуш. сущ., и к одушевленным именам сущ. придумаем имена.

-Какие это будут сущ.? (имена собственные)

-Что вы о них знаете? (пишутся с заглавной буквы). Записываем.

-Обязательно ли имена собственные должны быть одуш. именами сущ.? Приведите пример.

-Итак, сущ. бывают собственные и нарицательные- это изменяемый или неизменяемый признак? Значит куда запишем его в нашей таблице?

Ж).

-И последний день масленицы, воскресенье- ЦЕЛОВАЛЬНИК или ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, как вы думаете почему так его назвали?  

-В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, если что неладного между нами вышло». Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения.

- Широкая масленица и в искусстве оставила свой неповторимый след. Многие знаменитые художники писали картины на тему масленица. Например, Суриков изобразил старинную казачью игру, взятие снежного городка на масленицу.

t1629902564ag.jpg

Грузинский в своей картине «Масленица» показал катание на лошадях.

-Давайте подведем итог, что же такое масленица, для этого составьте в паре из слов предложение. Проверка по рядам.

(1 ряд- Масленица-это народный праздник проводов зимы.

2 ряд-Народ задабривал зиму плясками, песнями.

3 ряд-Символами масленицы являются блины и чучело.)

t1629902564ah.png

-Запишите 2 предложение, подчеркните главные члены и подпишите части речи. Проверка.

- Чем в предложении могут являться сущ.? Запишем это в нашу таблицу.

4. Итог.

-Вспомните, какую цель мы ставили перед собой? (обобщить знания об имени существительном и заполнить таблицу).

5. Тестирование.

-Мы все повторили, а теперь проведем тестирование, на котором вы покажите свои знания и получите оценку. В тесте 2 части, обязательная и дополнительная, для тех, кто быстро справится с 1 частью.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

1.Имя существительное — это ….

а) часть речи

б) часть слова

в) часть предложения

2. Имя существительное обозначает…

а) признак б) действие в) предмет

3. В каком ряду все имена существительные одушевленные?

а) снег, Петя, ложка

б) мальчик, дорога, окно

в)слон, воробей, девочка

4.Имена существительные бывают:

а) женского рода и мужского рода

б) женского рода и среднего рода

в) среднего рода, мужского рода и женского рода

5. Имена существительные изменяются по…

а) по родам

б) по числам

6. В русском языке:

а) шесть падежей

б) пять падежей

в) четыре падежа

7. Что называется склонением?

а) изменение по числам

б) изменение по падежам

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. В каком предложении слово «лиса» стоит в Именительном падеже?

а) В лес убежала лиса.

б) Лесник рассказал нам о лисе.

в) Мальчик увидел лису.

2. В каком ряду все имена существительные стоят во множественном числе?

а) площади, озёра, воробьи

б) загадки, группа, яблоки

в) вечер, праздники, руки

3. В каком ряду все имена существительные женского рода?

а) снега, леса, болота

б) тетради, столы, плитки

в) доски, ложки, ручки

6. Рефлексия.

-Подводя итог проведем в игру «Честно-пречестно»

-Что для вас было уже легко?

Что было еще трудно?

-Что показалось самым интересным?

7. Домашнее задание.

В народе говорят: «Праздник помни, а будни не забывай»,  домашнее задание вы, ребята, получите, тоже связанное с празднованием Масленицы. Я вам выдам рецепт приготовления блинов, из которого вы выпишите 3 имени сущ. и сделаете морфологический разбор этих слов пользуясь нашей таблицей.

Для теста: 400 г пшеничной муки, 2,5 стакана молока, 2-3 яйца, 30 г сливочного масла, 20 г дрожжей, 1 чайная ложка сахара, 1/2 чайной ложки соли.

Молоко (3/4 нормы) слегка подогреть, растворить в нём дрожжи, смешать с мукой, поставить в тёплое место, дать подойти. В оставшемся молоке растопить масло, добавить соль, сахар, желтки, всё тщательно перемешать и присоединить к подошедшему тесту, снова перемешать, добавить взбитые белки, осторожно перемешать сверху вниз и выпекать блины.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации