Обобщение знаний об имени существительном (Русский язык, 3 класс)
Предмет, учитель | Русский язык, Крашенинникова Т.В. |
Класс | |
Тема урока | «Обобщение знаний об имени существительном» |
Изучаемый раздел | Имя существительное |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации |
Цель урока | Создать условия для систематизации знаний по теме имя существительное. |
Задачи | Систематизировать знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках; познакомить с понятиями постоянные и непостоянные признаки; формировать умение различать существительные среди других частей речи. Развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение), интерес к культуре русского народа. |
Ход урока.
1.Определение темы.
-Отгадайте слова.(1 слайд)
(весна) (зима)
На горячей сковородке
Нужно печь их очень ловко.
Зазевался разговором
И они вмиг станут комом.
С мёдом как они вкусны
Бабушкины те...(Блины)
-Что общего в словах? (имена существительные, нарицательные)
-Сформулируйте тема урока? (имя сущ.)
-Что вы знаете об имени сущ.?
-Итак, вы много знаете об имени сущ., поэтому сегодня мы с вами должны эти знания обобщить и записать в таблицу (у каждого ученика заготовка таблицы). Итогом нашего урока будет заполненная таблица.
2. Минутка чистописания.
-Отгадайте цепочку из каких букв мы будем писать на минутке чистописания.
1буква-это гласная в корне слова «БЛИНЫ»
2букв-это гласная в окончании слова «ВЕСНА»
3 буква-обозначает непарный по глухости и звонкости согласный звук из слова «ЗИМА»
«иам»
-Откройте тетради, запишите дату, обратите внимание на правописание числительного, классная работа.
-Запишите цепочку из этих букв, обратите внимание на нижнее соединение букв ам.
3. Работа по теме.
А).
-Какой общей темой можно объединить эти слова «(зима, весна, блины»)?
- Какой праздник идет на этой недели?
-Масленица - что это за праздник? (высказывания детей).
-Давайте проверим наши предположения и прочитаем текст, который лежит на партах.
Масленица – это весёлое прощание с зимой и встреча весны. Длится она целую неделю. Каждый день имеет своё название. В эти дни устраивались ярмарки, игры, пляски, песни.
-Что вы узнали об этом празднике?
-Выпишите из последнего предложения все имена существительные в столбик. Проверка.
-Что общего? (во мн.числе)
-Значит у сущ. есть число. Как вы думаете это постоянный или непостоянный признак?
-Как вы понимаете «постоянные и непостоянные признаки»? (изменяемые и неизменяемые)
-Имена сущ. изменяются по числам? Докажите, измените существительные, которые выписали, по числам.
(дни-день
ярмарки-ярмарка
игры-игра
пляски-пляска
песни-песня)
-Итак, число имен сущ. это изменяемый или неизменяемый признак? Значит, в какую колонку запишем? (в непостоянные) (Дети вписывают в таблицу)
-Б).
–Вернемся к тексту про масленицу, возникли ли у вас вопросы по тексту? (какое название имеет каждый день масленицы)
-Сколько дней длится масленица?
Понедельник-ВСТРЕЧА
вторник-ЗАИГРЫШ
среда-ЛАКОМКА
четверг-РАЗГУЛ
пятница-ВЕЧЁРКИ
суббота- ПОСИДЕЛКИ
воскресенье-ЦЕЛОВАЛЬНИК
-Что общего у слов, которые вы видите на доске? (сущ., нарицательные)
-На какие 2 группы можно их разделить? (в ед.числе и во мн.числе). Назовите сущ. во мн.числе.
-Из сущ. в ед.числе, найдите лишнее слово. (воскресенье-ср.р.).
-Мальчики выпишите сущ. м. рода, а девочки-сущ. ж.рода. Проверка (1 мальчик читает свои слова, я на доске убираю. Значит оставшиеся слова это сущ. ж.р.- девочки согласны?)
-Можем ли мы изменить сущ. по родам? Значит род сущ. это постоянный или непостоянный признак? Впишите в таблицу.
В).
-Первый день масленицы назывался –ВСТРЕЧА, так как с этого дня начинался этот праздник. В этот день начинали печь блины и первый блин отдавали бедным.
Во второй день-ЗАИГРЫШ, начинали кататься на лошадях, на санках катались с горок, еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах. В народе говорили: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
В среду-ЛАКОМКА, собирали родственников, накрывали стол. Чтобы прийти в гости запасались пословицами. И я для вас приготовила пословицы, которые вы должны собрать.
И самый хладнокровный человек | а про пост вспоминай без маслица. |
Без кота | любит горячие блины. |
Пируй – гуляй, баба, на масленице, | мышам масленица. |
-Объясните смысл пословиц.
-Выпишите из пословиц сущ. в начальной форме.
-Проверка, ученик читает пословицу и называет сущ. которые выписал и т.д.
-На какие 2 группы можно разделить эти сущ.? (одуш. –неодуш.). Подпишите над сущ. одуш. и неодуш. Проверка. (назови одуш. сущ., )
-Может ли одуш. сущ. стать неодуш.? Значит это постоянный или непостоянный признак? Впишите в таблицу.
Г).
-Четверг-РАЗГУЛ, с этого дня прекращались хозяйственные работы и начиналось празднование. Народ предавался потехам, устраивались кулачные бои, соревнования. Давайте и мы с вами отдохнем и косточки разомнем.
Д). ФИЗМИНУТКА
Танец под песню «Масленица»
Е).
-Пятница-ВЕЧЕРКИ или тёщины вечеринки. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки». В это день зятья, т.е. мужья дочерей приглашали тещ на блины.
-Какое главное лакомство должно быть на столе в масленицу? (блины)
-Давайте изменим форму этого слова, другими словами, что мы должны сделать? (просклонять или изменить по падежам)
--Запишите в столбик падежи и самостоятельно просклоняйте. (один ученик у доски)
И.п.-(что?) блин
Р.п.-(чего?) блина
Д.п.- (чему?) блину
В.п.- (что?) блин
Т.п.- (чем?) блином
П.п.- (о чем?) о блине
-Проверка на доске, а теперь сравните, так ли у вас в тетради? У кого также, поднимите руку. Молодцы!
-Итак, изменение сущ. по падежам - это постоянный или непостоянный признак? Запишите в таблицу.
-Суббота-ПОСИДЕЛКИ или золовкины посиделки. В этот день молодая невеста собирала у себя родственников мужа и одаривала их подарками, а вечером сжигали чучело масленицы.
Давайте вернемся к одуш. и неодуш. сущ., и к одушевленным именам сущ. придумаем имена.
-Какие это будут сущ.? (имена собственные)
-Что вы о них знаете? (пишутся с заглавной буквы). Записываем.
-Обязательно ли имена собственные должны быть одуш. именами сущ.? Приведите пример.
-Итак, сущ. бывают собственные и нарицательные- это изменяемый или неизменяемый признак? Значит куда запишем его в нашей таблице?
Ж).
-И последний день масленицы, воскресенье- ЦЕЛОВАЛЬНИК или ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, как вы думаете почему так его назвали?
-В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, если что неладного между нами вышло». Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения.
- Широкая масленица и в искусстве оставила свой неповторимый след. Многие знаменитые художники писали картины на тему масленица. Например, Суриков изобразил старинную казачью игру, взятие снежного городка на масленицу.
Грузинский в своей картине «Масленица» показал катание на лошадях.
-Давайте подведем итог, что же такое масленица, для этого составьте в паре из слов предложение. Проверка по рядам.
(1 ряд- Масленица-это народный праздник проводов зимы.
2 ряд-Народ задабривал зиму плясками, песнями.
3 ряд-Символами масленицы являются блины и чучело.)
-Запишите 2 предложение, подчеркните главные члены и подпишите части речи. Проверка.
- Чем в предложении могут являться сущ.? Запишем это в нашу таблицу.
4. Итог.
-Вспомните, какую цель мы ставили перед собой? (обобщить знания об имени существительном и заполнить таблицу).
5. Тестирование.
-Мы все повторили, а теперь проведем тестирование, на котором вы покажите свои знания и получите оценку. В тесте 2 части, обязательная и дополнительная, для тех, кто быстро справится с 1 частью.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ
1.Имя существительное — это ….
а) часть речи
б) часть слова
в) часть предложения
2. Имя существительное обозначает…
а) признак б) действие в) предмет
3. В каком ряду все имена существительные одушевленные?
а) снег, Петя, ложка
б) мальчик, дорога, окно
в)слон, воробей, девочка
4.Имена существительные бывают:
а) женского рода и мужского рода
б) женского рода и среднего рода
в) среднего рода, мужского рода и женского рода
5. Имена существительные изменяются по…
а) по родам
б) по числам
6. В русском языке:
а) шесть падежей
б) пять падежей
в) четыре падежа
7. Что называется склонением?
а) изменение по числам
б) изменение по падежам
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. В каком предложении слово «лиса» стоит в Именительном падеже?
а) В лес убежала лиса.
б) Лесник рассказал нам о лисе.
в) Мальчик увидел лису.
2. В каком ряду все имена существительные стоят во множественном числе?
а) площади, озёра, воробьи
б) загадки, группа, яблоки
в) вечер, праздники, руки
3. В каком ряду все имена существительные женского рода?
а) снега, леса, болота
б) тетради, столы, плитки
в) доски, ложки, ручки
6. Рефлексия.
-Подводя итог проведем в игру «Честно-пречестно»
-Что для вас было уже легко?
–Что было еще трудно?
-Что показалось самым интересным?
7. Домашнее задание.
В народе говорят: «Праздник помни, а будни не забывай», домашнее задание вы, ребята, получите, тоже связанное с празднованием Масленицы. Я вам выдам рецепт приготовления блинов, из которого вы выпишите 3 имени сущ. и сделаете морфологический разбор этих слов пользуясь нашей таблицей.
Для теста: 400 г пшеничной муки, 2,5 стакана молока, 2-3 яйца, 30 г сливочного масла, 20 г дрожжей, 1 чайная ложка сахара, 1/2 чайной ложки соли.
Молоко (3/4 нормы) слегка подогреть, растворить в нём дрожжи, смешать с мукой, поставить в тёплое место, дать подойти. В оставшемся молоке растопить масло, добавить соль, сахар, желтки, всё тщательно перемешать и присоединить к подошедшему тесту, снова перемешать, добавить взбитые белки, осторожно перемешать сверху вниз и выпекать блины.