«Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет посредством русской народной сказки»
«Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет посредством русской народной сказки»
«Язык и речь – это важное средство человеческого общения,
познания действительности,
основной канал приобщения к ценностям духовной
культуры от поколения к поколению»
Л.С. Выготский
В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи и обогащения словаря детей.
По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.
Ребенку в возрасте от 2 до 5-6 лет присуще особое "чувство языка", которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.Н. Гвоздев и др.).
Единственной опорой для ребенка в ситуации словотворчества является речевой микросоциум, состоящий из знакомых слов. Ребенок конструирует формы, свободно оперирует значимыми элементами, исходя из их значений. Еще большая самостоятельность требуется при создании новых слов, так как в этом случае создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.
Л.С. Выготский отмечал: "… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи".
С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П.Павловым.
Однако словарь дошкольника нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически.
Актуальным вопросом нашего времени в дошкольной педагогике становится поиск эффективных средств и путей обогащения активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Эффективным средством являются русские народные сказки. Сказки сопровождают ребенка с самого его рождения и позволяют ребенку успешно овладевать родным языком, привлекательные образы героев – вызывают положительные эмоции. Многие сказки лаконичны и четки по форме, с их помощью дети учатся четкому произношению.
Таким образом, звучность, ритмичность, напевность, занимательность русских народных сказок привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса с успешным переводом пассивного словаря в
активный.
Применение русских народных сказок в образовательном процессе будет способствовать обогащению активного словаря у детей младшего дошкольного возраста только при соблюдении следующих условий:
-сказка выступает как средство воспитательного воздействия на ребенка,
- в сказке правильно подобран способ активизации речи
- эффективный выбор форм организации образовательной деятельности.
Оптимизация развивающей предметно - пространственной среды является одним из необходимых условий развития речи воспитанников и развития самостоятельной деятельности.
В группе имеются различные виды театров: настольные театры, пальчиковые театры, наборы кукольного театра, сказки на магнитах, костюмы для театрализации, ширмы настольная и напольная.
В группе создан «Центр речевой активности», в котором имеется: художественная литература, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, альбом артикуляционной гимнастики в картинках, картотеки артикуляционной гимнастики, чистоговорок, пальчиковых упражнений, пальчиковые игры в картинках, дидактические игры:
- для формирования грамматического строя речи «Чей, чья, чье?», «Семья», «Большие и маленькие», «Говорящие слова», «Кто как устроен»;
- на развитие связной речи «Короткие истории», «Цветные рассказы», развивающая игра «Сказки», лото «Сказки»,
- на звуковую культуру речи «Из какой сказки персонаж?», «Рифмочки», - на развитие словаря - лото «Свойства предметов», «Противоположности», азбука действий «Кто что делает»
Организовывая развивающую предметно- пространственную среду группы, учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их речевое развитие.
Эпизодическая деятельность не может дать положительных результатов. Поэтому был разработан перспективный план, реализация которого осуществляется в образовательной деятельности, а также в ходе режимных процессов.
Месяц | Задача | Сказка | Театрализованная деятельность | Игры | Продуктивная деятельность |
Сентябрь | Учить внимательно слушать и слышать литературные произведения | «Репка» «Колобок» | Театр на фланелеграфе по сказке «Колобок»; | П/и «Огуречик» (персонаж мышка; Дидактическая игра «Что с начала, а что потом» | Лепка: «Заяц в гости к нам пришел» ( по сказке «Колобок») |
Октябрь | Расширять словарный запас детей за счет эпитетов | «Теремок» «Курочка Ряба» | Игра-драматизация По сказке «Теремок» | Д/и «расскажи сказку по картинкам» | Аппликация : «Курочка» (по сказке «Курочка Ряба») |
Ноябрь | Поддерживать интерес и внимание к слову в литературном произведении | «Три медведя» «Три поросенка» | Настольный театр «Три медведя» Пальчиковый театр «Три поросенка» | Словесная игра «Какой герой?»; Д/и «Сложи сказку» | Конструирование из природного материала: «Мишки из мишки» «поросята из картошки» |
Декабрь | Поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному | «Рукавичка» «Лисичка сестричка и серый волк» | Варежковый тетр «Рукавичка»; Театр на фланелеграфе по сказке «Лисичка сестричка и волк» | П/и «Лиса и куры»; Словесная игра «Узнай по описанию» | Лепка на тему: «Хитрая лиса» (по сказке «Лисичка сестричка и волк») |
Январь | Развивать воображение, умение мысленно представлять события и героев произведения | «Маша и медведь» «Крылатый, мохнатый да масленый» | Игра-драматизация с куклами бибабо по сказке «Маша и медведь» | П/и «Маша и медведь»; Д/и «Отгадай сказку по схеме» | Аппликация на тему: «Мишка косолапый» (по сказке «Маша и медведь») |
февраль | Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении | «Кот, петух и лиса» | Театр на фланелеграфе по сказке «Кот , петух и лиса» | Словесная игра «Из какой это сказки?»; Д/и «Найди ошибку» | Рисование на тему: «Потерял Петя хвостик» ( по сказке «Кот, петух и лиса») |
Март | Поддерживать интерес и внимание к слову, к героям произведения | «Лисичка со скалочкой» | Игра-драматизация куклами бибабо по сказке «Лисичка со скалочкой»; | Д/и «Что это за сказка?» | Аппликация на тему: «Герои сказок» (составить из частей сказочного героя и наклеить: медведь, лиса, заяц) |
Апрель | Помогать устанавливать причинно- следственные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать | «Заюшкина избушка» | Настольный театр театр по сказке «Заюшкина избушка»; Игра-драматизация «Заюшкина избушка» | Словесная игра «Скажи по- другому» | Лепка на тему: «Хвостик для петушка» (по сказке «Заюшкина избушка») |
Май | Расширять словарный запас детей за счет эпитетов, синонимов, обстоятельств, действий | «Петушок и бобовое зернышко» | Пальчиковый театр по сказке «Петушок и бобовое зернышко» | Д/и «Разложи картинки» | Аппликация на тему «Петушок и зернышко» (по одноименной сказке) |
Для развития образной речи и обогащения словаря используются следующие приемы работы с русской народной сказкой:
- подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);
- придумать похожие слова (синонимы)
Был выработан определенный алгоритм работы с русской народной сказкой для обогащения активного словаря:
Чтение и совместный анализ сказки
Проигрывание по ролям диалогов из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
Пересказ сказки по эпизодам с включением диалогов или прямой речи.
IV.Драматизация сказки.
V.Драматизация с добавлением новых эпизодов
При разборе - выделяем главных героев, выясняем характерные данные (внешний вид, характер, особенности жизни, повадки), после чего всем воспитанникам предлагаю вжиться в образ, изобразить понравившегося героя так, чтобы отгадать в кого он превратился. А чтобы подтвердить, кто это, например, лиса, нужно произнести слова из сказки.
При пересказе используется игровой момент «На кого шапочку одеваю, тот в того и превращается». Предлагаю ребенку ответить на вопрос, воспроизвести небольшой эпизод от имени героя, проговорить монолог. Желание побывать в роли героя возникает даже у малоактивных детей.
Когда детям сказка хорошо знакома, использую и такой прием, как пересказ диалогов по ролям.
Драматизация с добавлением новых эпизодов - придумывание новых вариантов сказки, когда в сюжет включаются новые герои или предметы. Например, в сказке «Лисичка со скалочкой» лиса нашла не скалочку, а ведерко, и требовала за ведерко других персонажей, в которых нарядились дети, учитывая условие – постепенно возрастающий размер. Сюжет сказки развивается по-другому. Детям самим приходится придумывать диалоги в новых условиях.
Результат работы с воспитанниками:
проявляют интерес к сказке
обогащен активный словарь
развита диалогическая и монологическая речь
речевое творчество
Список использованной литературы
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
Гавриш Н.В. Развитие речевого творчества в дошкольном возрасте. – Донецк: Лебедь, 2001г. – с.218
Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. -М., 2011
Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание. – 1980г.– №7-с. 6–10.
Успенская Л.И., Успенский М.Б.. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991г.
Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Дошк. воспитание.-1998г.-№9.-с.71-78.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998г. – 224с.
Ушинский К.Д. Соч., т. 9, 1950г. - 775 с.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997г. – 464 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 2012.-348с