Формирование связной выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством геометрического моделирования
«Формирование связной выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством геометрического моделирования»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Речь - величайшее богатство, данное человеку. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
По результатам моих наблюдений,в речи детей можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности очень низкий.
Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который я и используюна современном этапе в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ, составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий рассказ)
В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольника, поскольку мыслительные задачи у него решаются с преобладающей ролью внешних средств.
Цель применения наглядного моделирования – изложение изучаемого материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти.
В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них и многие другие.
Остановлюсь подробнее на использовании мною наглядного моделирования геометрическими фигурами в формировании связной речи у детей дошкольного возраста.
Прием наглядного моделирования я использовала как в работе с детьми в совместной организованной деятельности (это пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов), так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы.
Использование геометрического материала в моделировании я применяю в 3 вариантах:
1 вариант: фигуры одинаковой формы и размера, но разные по цвету;
Разберем подробнее на примере сказки «Теремок»;
используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (лягушка- зеленый кружок, зайчик- белый кружок, лиса- рыжий кружок, медведь- коричневый кружок).
2 вариант: фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы;
Разберем подробнее на примере сказки «Курочка-Ряба»:
используются геометрические фигуры, своим размером и цветом напоминающие замещаемый предмет (дед- белый квадрат, бабка- белый кружок, курица- белый треугольник, мышка - белый овал).
3 вариант: фигуры одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру;
Рассмотрим подробнее на примере сказки «Кот, петух и лиса»:
используются геометрические фигуры, своей формой напоминающие замещаемый предмет (кот- маленький кружок, петух- побольшекружок, лиса- большой кружок).
Овладев способами замены предметов геометрическими фигурами, дети насыщают символы-заместители чувственными понятиями (нежный, мягкий и т.д.), эмоциональным окрасом (добрый, злой и т.д.) и объемным восприятием (смешением всех ранее названных видов).
Проводя такие занятия, я пришла к выводу:
у детей повысился интерес к данному виду деятельности;
повысился уровень развития речи;
дети познакомились с простыми приемами запоминания;
умением формулировать свою мысль и понимать речь окружающих.
Таким образом, чем раньше ребенок освоит структурирование и образность речи, тем выше показатель уровня его готовности к школьному обучению, что является доминантой (целью) выпускника детского сада. Этому способствует метод моделирования, как составляющая развития связной речи и важным показателем умственных способностей дошкольника.
Список литературы:
1. Сомкова О.Н. Как использовать модель для развития речевого творчества / О.Н. Сомкова, Н.Н. Кондратьева // Дошкольное воспитание. -1991.-№ 10. –с. 52-54.
2. Желтухина С.З. Сущность и возможности наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников.
3. Петрова И.Ю. Речевое развитие у детей дошкольного возраста средствами наглядного моделирования.
4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте //издательство академии педагогических наук РСФСР Москва 1958..."
5. Интернет-ресурсы.