Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «Образ эпохи XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Каков он?»

4
1
Материал опубликован 2 March 2022

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе

«Образ эпохи XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Каков он?»


Цель урока: раскрыть эпоху русского Средневековья через призму восприятия поэмы «Песня…»; понять, в каких исторических условиях, развиваются события поэмы и совершают поступки герои. Попытаться ответить на вопрос: почему далеко не однозначное отношение к личности Ивана Грозного и его политике?

Ответить еще на один важный вопрос: Как автор создает образ Руси XVI века?


Задачи:

1. Образовательная - раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпосом 30-х гг. XIX века, показать на исторические параллели в литературе; показать важность значения исторических процессов; показать особенности поэмы и ее связь с историей; сделать увлекательным изучение истории, поэмы М.Ю. Лермонтова

2. Развивающая - продолжить работу над умением анализировать текст;

продолжить формировать умение анализировать события, делать выводы; структурировать различные виды информации.

3. Воспитательная- продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории и литературе своей страны.Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям.

Формируемые УУД: 

Личностные:сформировать у учащихся учебную мотивацию, понимание необходимости получить новые знания, формирование самостоятельности, повышение познавательного интереса к предмету. Уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения проблемных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, его цели и задачи, научить планировать свою учебную деятельность, осуществлять самооценку и коррекцию знаний, а также контроль.

Коммуникативные: продолжить формировать умение слушать других, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, формулировать и аргументировать собственные суждения.

Познавательные: сформировать умения анализировать информацию, осуществлять поиск информации из различных источников, осуществлять сравнение, формулировать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпосом 30-х гг. XIX века; показать важность значения исторических процессов; показать особенности поэмы и ее связь с историей; сделать увлекательным изучение истории, поэмы М.Ю. Лермонтова

Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение работать с информацией (анализировать и обобщать факты, сравнивать).

Личностные: развитие системы ценностной ориентации учащихся: самоопределение (сформированность внутренней позиции),развитие интеллектуальных способностей в процессе решения проблемных задач.

Оборудование: - проектор, презентации урока. проектов.

- видеофрагмент фильма Эзенштейна «Иван Грозный»Пир опричников

- костюмы, интерьер ярмарки, пироги для сценки.

- тесты, тема урока на листах, магниты

-карточки для рефлексии

- плакат –изображение Ивана Грозного.

- музыкальный отрывок колоколов

- тексты песни опричников



Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Актуализация знаний.

Учитель литературы. Сергей Наровчатов сказал о поэте : «Лермонтов- то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ»…каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющий и многосторонний, что эти открытия будут продолжаться без конца…»

И я не побоюсь сказать, что вы по-новому взглянули на творчество поэта, прочитав поэму «Песня про царя Ивана Васильевича». В этом произведении Лермонтов вновь обращается к национальной истории. В ранний период творчества его интересовала личность Наполеона, а основная мысль исторических стихов зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении Бородино. На последнем уроке мы с вами дочитали «Песню про царя Ивана Васильевича».

Беседа с классом:

- О каком времени рассказывается в поэме?

- О каком царе рассказывается? Об эпохе?

- Почему М. Лермонтов вновь обращается к исторической теме?

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) Лермонтов углубляется дальше в русскую историю и переносит действие во времена Ивана Грозного. Темой поэмы становится всё тот же вопрос, что поднимался и в стихотворении «Бородино», — о месте личности в истории. Идея поэмы — показать русских людей, не склоняющихся ни перед чем, отстаивая своё человеческое достоинство.

Учитель истории.Эпоха правления Ивана Грозного – самая противоречивая и трагическая страница истории. Давайте обобщим знания о внутренней политике царя

Беседа с классом

- назовите хронологические рамки правления Ивана IV Грозного

- на какие два периода можно разделить его правление?

- чем характеризовался первый период?

- перечислите основные реформы Избранной рады

- какой вывод можно сделать из этих фактов?

На доске крепится надпись «Царь-Реформатор»

Учитель истории: но попытка Ивана IV укрепить самодержавную власть демократическими мерами провалилась. В результате реформы управления, по которой отменялись кормления, было ослаблено управление на местах, что привело к снижению налоговых поступлений в казну. Увеличилось число преступлений.

Реформы, проведенные Избранной Радой, не могли дать быстрых результатов. Это привело к разгрому Избранной Рады в 1560 г., что явилось прологом для проявления новой характерной только для России формой управления государством.

Беседа с классом

- Что обозначают даты (1565-1572 гг.) на слайде?

- Что такое опричнина?

- Против кого был направлен террор?

1.Выступление учащегося с проектом «Опричнина»

- Как характеризует эта политика Ивана IV?

На доске крепится надпись «Царь-тиран»

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель истории

Посмотрите на слайде высказывания историков с разными мнениями о времени правления Ивана Грозного.

-Давайте прочитаем.

-Как относится Карамзин к Ивану Грозному и его политике?

- Соловьев?

(Н. Карамзин- резко негативно». А Соловьев, что его жестокость можно оправдать.)

Поднимите руку, кто думает как Карамзин, а кто,как Соловьев?

Проблемный вопрос: Кто прав из историков?

(НА ДОСКЕ ЗАПИСЫВАЕМ КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ)

Учитель литературы.

- Какой Лермонтов изобразил эпоху XVI века в поэме?

- Каким поэт изобразил царя Ивана IV ?

Исходя из этих основных вопросов, давайте сформулируем тему нашего урока : «Образ эпохи XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Каков он?» прошу прикрепить тему на доску с помощью магнитов.

Учитель истории: дети, давайте поставим цель урока исходя из темы и начала урока.

Целью нашего урока является: раскрыть эпоху русского Средневековья через призму восприятия поэмы «Песня…»; понять, в каких исторических условиях, развиваются события поэмы и совершают поступки герои. Попытаться ответить на вопрос: почему далеко неоднозначное отношение к личности Ивана Грозного и его политике? Ответить еще на один важный вопрос: Как автор создает образ Руси XVI века?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель истории.Для этого давайте совершим путешествие в Москву XVI века. На картинах старинных .Есть такой художник Аполлинарий Васнецов. Он всю жизнь работал только над одной темой. Тема Москвы от самого появления города и в процессе строительства кремля,храмов. Целая история в веках.

Работа с картинами А. Васнецова. А теперь представьте…

Звучит фонограмма колокольного звона

Учитель литературы  читает отрывок
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?


Итак, мы в Москве белокаменной. Первое место, куда мы попадаем в поэме- это царские палаты, где происходит трапеза. Найдите на стр. 134 и прочитайте

Учащиеся зачитывают начало I главы.

- Что в сцене характерно для эпохи Ивана Грозного?

- Кто такие опричники?

- Чего ждет царь от пирующих? ( и все пили, царя славили)

- Какими эпитетами автор рисует образ царя? Грозный, брови черные, очи зоркие

- С какой птицей сравнивается царь в поэме? (словно ястреб взглянул с высоты небес)

2.Давайте посмотрим проект Насти Демидовой об образе Ивана Грозного.

Учитель истории. Чтобы наше путешествие стало ярким и запоминающимся, обратимся к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и понаблюдаем, как веселятся опричники.

Чтобы были понятны слова песни Федора Басманова, тексты находятся у Вас на столах.


Отрывок «Танец опричников». Пир опричников
Текст песни С.С. Прокофьев - Опричники

Гости въехали к боярам во дворы!
Во дворы!
Загуляли по боярам топоры. Топоры!
Гойда, гойда, говори, говори.
Говори, приговаривай,
Говори, да приговаривай.
Топорами приколачивай!
Ой жги, жги…
Раскололися ворота пополам. Пополам.
Ходят чаши золотые по рукам. По рукам.
Гойда, гойда, говори, говори.
Говори, приговаривай,
Говори, да приговаривай,
Топорами приколачивай!
Ой жги, жги…
А как гости с похмелья домой пошли.
Да пошли.
Они терем этот за собой зажгли.
Да зажгли.
Гойда, гойда, говори, говори,
Говори, приговаривай,
Говори, да приговаривай,
Топорами приколачивай!
Ой жги, жги…


-О чем поют опричники?

- Какими изображены опричники?

- Чем же интересен этот эпизод?

 Учитель истории:

Русские традиции очень сильны, недавно были святки и крещение. В это время на Руси были народные забавы, игры. Сейчас у нас будет игра «Плетень»,такая импровизированная физкультминутка.



Учитель литературы.А мы продолжаем путешествие по Москве и переносимся в мир Москвы купеческой.

3.Творческая группа приготовила нам инсценировку поэмы.

Об изображении Москвы купецеской говорит отрывок во второй части поэмы

- Кто же является представителем купечеств в поэме?

-Чему удивился Степан Парамонович, вернувшись домой, и не застав жену дома?

- Какие взаимоотношения царят в семье?


- О чем просит Алена Дмитриевна мужа?

Лермонтов представил Степана Парамоновича человеком, для которого собственная честь, честь жены дороже всего, даже дороже жизни. Таким образом, Лермонтов придал средневековому русскому купцу свои собственные взгляды на человеческое достоинство и честь. Устои купеческой семьи традиционны. Мир купеческой Москвы живет по своим законам. Это приводит нас к мысли, что в XVI веке существовал определенный свод правил. Кто знает, как он называется? Домостой. Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел.

_ Какие ценности преобладали в средневековой Руси?

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.

Учитель литературы.: путешествие наше продолжается, и в 3 главе мы оказались на Москве-реке. Для чего сходились удалые бойцы на Москве-реке? Давайте откроем 3 главу в зачитаем

- Каким показан царь в конце III главы? Что он обещает Степану Парамоновичу перед казнью? (зачитать отрывок)

V. Первичная проверка понимания, осмысление и закрепление.

Учитель истории. Возвращаясь к проблемному вопросу, кто же, по вашему мнению прав из историков? Записываем, сравниваем.

Учитель литературы:

- Какой позиции придерживается М.Ю. Лермонтов в поэме ?

Лермонтов не хулит царя, он дает возможность самому читателю сделать вывод об эпохе и о личности Ивана Грозного. Если противоречив государь - противоречива и эпоха. С одной стороны, это умнейший человек своего времени, государственный ум, образованнейший человек эпохи. А в «Песне..» Лермонтов показывает, что в его душе, возможно, живут остатки какого-то чувства справедливости.

VI. Первичное закрепление знаний.

Тест. Взаимопроверка.

  1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.

  1. 14 2. 16 3. 17 4. 15

  1. Какой особый знак принадлежал опричникам?

  1. Черная лента 3. Знак ястреба

  2. Метла и собачья голова 4. Шапка с изображением волка

3. Где в Москве происходили кулачные поединки?

  1. На Красной площади 3. На Каменном мосту

  2. На Москве-реке 4. В Александровском саду

4. Как зовут молодого купца Калашникова

1. Степан Парамонович 2. Степан Прохорович 3. Степан Петрович


5. Определите жанр произведения М. Лермонтова

1. Баллада 3. Былина

2. Быль 4. Поэма


6.Где происходят события первой части поэмы?

  1. В доме купца 3. В Коломенском

  2. В Кремле 4. В белом доме

7. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

  1. Царского суда 3. Людской молвы

  2. Немилости мужа 4. Лютой смерти

8. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна вечером?

  1. В лавку 3. В гости

  2. В церковь 4. На свидание

  9.Что Кирибеевич просит у царя? 
1.Женить его 3. Дать должность при дворе. 
2.  Дать надел земли.  4.  Опустить сражаться с басурманами. 


10. Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы:

1. Показать свою силу; 2. Отстоять честь жены; 3. Его не считали трусом.

Взаимопроверка.


VII. Итог урока.


Учитель истории.Делая вывод о роли личности в истории, необходимо отметить противоречивость эпохи XVI века, что порождалось противоречивостью царя. Нельзя однозначно оценить Ивана Грозного и время его правления. Но несомненно, правление Ивана IV оказало значительное влияние на всю дальнейшую историю России. Закончить мне хотелось бы словами историка Н. Карамзина. «В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным. История злопамятнее народа!».

VIII. Информация о домашнем задании.

Написать сочинение «Какой я представляю историческую эпоху Ивана Грозного? Хотел бы я жить в это время?»

Давайте посмотрим как справился с этим заданием Рома Глазов, он написал сочинение-проект о Иване Грозном.

4.Ролик с сочинением.

IX Оценивание учащихся.

Х.Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся высказать своё отношение к уроку – поднять карточки любого из 4-х цветов.

И (что было интересно) розовый

Т (что было трудным) зеленый

О (что пришлось осмыслить) желтый

Г (что было грандиозным) красный

Подумайте и поднимите карточку того цвета, который соответствует Вашему отношению к уроку.


Литература:


1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.

2.Л.Л. Кочергина, Л.А.Тропкина. История –литература. Интегрированные уроки. 11 класс. Волгоград «Учитель», 2003г.

3.Е.А. Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.

4.Т.А.Затямина. Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика Волгоград. ВГАПК РО, 2008г.

5.Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2017г.







​​​​​​​IMG-20220121-WA0009.jpg

Комментарии

Спасибо за конспект урока!

7 October

Похожие публикации