Урок чтения в 8 классе «Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму"» (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)

25
4
Материал опубликован 15 January 2021 в группе
t1610698628.png

/data/files/t1610698628.png (1293x521)

Предмет:

Чтение.

Аудитория: 

8 класс обучающиеся с интеллектуальными нарушениями.

Название:

«Образ Герасима в рассказе Муму ИС Тургенева».


Тип урока:

Урок рефлексии.

УДК:

З.Ф. Малышева.

Форма работы:

индивидуальная, парная, групповая.

Время

45 минут.


Цель:

Обобщение, повторение и систематизация знаний в рамках темы «Образ Герасима в рассказе Муму И.С. Тургенева».

Дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму, показать его нравственную силу.

Задачи:

Закрепить знания учащихся по изученной теме, развивать память, внимание, мышление, самостоятельность, навыки работы со словарем, а так же развитие навыков самостоятельного оценивания.

Планируемые БУД

Личностные БУД:

оценивать и анализировать поступки, межличностные отношения, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные БУД:

определять цель урока, формулировать и удерживать учебную задачу,

составлять и действовать по плану, оценивать результат (определять степень успешности своей работы и работы других), адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные БУД: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация), грамотно строить речевое высказывание.

Коммуникативные БУД: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения, понимать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, определять общую цель и пути её достижения; предлагать помощь и сотрудничество; выделять главную мысль, анализировать фрагменты текста, строить небольшие монологические высказывания.

Методы и приёмы: 

- проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу),

- метод самостоятельной работы с текстом,

- наглядный метод (презентация, карточки),

- диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,

- здоровьесберегающая технология (физминутка),

- ИКТ,

- рефлексивная технология.

Технические средства обучения:

Толковый словарь, компьютер, интерактивная доска, карточки, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь.

Структура урока:

Организационный этап (1-2 мин.)

Мотивация (2-3 мин.).

Проверка домашнего задания (3-4 мин.).

Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний. (1-2 мин).

Словарная работа (5 мин).

Постановка учебной задачи (1-2 мин).

Открытие нового знания (10 мин.).

Здоровье сберегающие технологии (2-3  мин.).

Первичная проверка усвоения знаний (2 мин).

Закрепление знаний. Работа в группах (5-7 мин).

Подведение итогов. Выставление оценок(1-2 мин.).

Рефлексия (1-2 мин).

Домашнее задание (2-3 мин).

Критерии оценки:

Оценивание работы каждого обучающегося проходит с учётом индивидуальных возможностей и при опоре на записи в оценочном листе.

Источники:


Чтение. 8класс:учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы/ авт.-сост. ЗФ.Малышева.-14-е издание.-М.: Просвещение, 2019.-287с.

Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е.А.Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е.А., Горобец_М.А.

https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-proizviedieniiu-turghienieva-mu.html

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1594832/pub_5db00d777cccba00adeaf156_5db00d8ad7859b00b1e976c8/scale_1200

https://youtu.be/mH5AMd5xs-Y

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/9767/223468184.3b/0_eeb9e_62cf1efe_XL.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0085/0005b95c-5b22e19e/img34.jpg



Аннотация

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку.

На уроке рефлексии, планируется обобщить, повторить и систематизировать знания по рассказу И.С.Тургенева «Муму», центральной темой которого является беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы.

Примечание

В учебнике рассказ представлен в неполном объеме, пропущена глава о встрече и несчастной любви к Татьяне. Данную информацию дети получили в устном изложении от учителя. Что бы избежать затруднений, в заданиях представленных мной, нет упоминаний о Татьяне.




План-конспект урока

Этап

время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

(1-2 мин.)



Словесные –приветствие.

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради ручка, карандаш).

- Дети занимают свои рабочие места, проверяют готовность к уроку.

- Приветствуют друг друга и педагога.

Мотивация

(2-3мин.)


Сл.2

t1610698598aa.png

Словесные –

загадка, артикуляционная гимнастика.

Ребята, начать наш урок хочу с загадки, кто будет готов ответить, поднимите руку.


Защищать должна я дом.
Всё обнюхаю кругом.
Вас спасать я брошусь в реку,
Первый друг я человеку.
Лаю, если где-то драка,
Потому, что я — …(Собака).


Действительно, это собака! А прежде чем продолжить урок, давайте выполним артикуляционную разминку:

По улице гулкой

Бежал песик Булька.

За песиком Булькой

Шла старушка с булкой.

(Проговаривание всем вместе, затем индивидуально, по желанию).






Высказывания детей, аргументация своего ответа.




Выполнение артикуляционной разминки.

Проверка домашнего задания

(3-4 минуты)

Сл.3

t1610698598ab.jpg

Наглядные ИКТ

интерактивная игра LearningApps

https://learningapps.

org/watch?v=

p68rhuu5t21

Словесные- беседа, информирование;


Ребята, какую тему мы рассматривали на прошлом уроке, о чем говорили? И так, действительно, мы с вами уже несколько уроков проходим произведение И.С.Тургенева «Муму». Скажите пожалуйста, какое домашнее задание было задано на сегодняшний урок?

(стр 115-118, прочитать VIII главу).

Проверка домашнего задания пройдет в формате игры . Готовы?

(Проверка проводится в фронтальном режиме

В нижней части экрана встроена гиперссылка)

Ответы детей.












Ответы детей.

Проверка домашнего задания в форме игры.

Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний. (1-2 мин)

Словесные- беседа.

Ребята, я вижу, что вы выполнили домашнее задание и внимательно прочли главу. Какое впечатление произвёл на вас рассказ? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Ответы детей.





Словарная работа.

(5 мин).

Сл.4

t1610698598ac.png

Наглядные

по карточкам;

Коммуникативные

работа в парах.

Действительно, в главе встречались малоизвестные, или совсем не известные слова, такие, как: кафтан, трактир, щи, половой, брод, сажень, экой.

Ребята, сейчас вам предстоит работа в парах. Я раздам карточки, а вам необходимо ознакомиться со словами на них и используя словари, найти их значение и выписать в тетрадь.

(Прил.1)

И так, ребята, кто готов озвучить задание?

Ответы детей.






Работа в парах с толковым словарем, работа в тетради.






Ответы учащихся с места.

Постановка учебной задачи.

(1-2мин)

t1610698598ad.jpg

Наглядные

собрать пазл;

Коммуникативные

работа в группе.

Ребята, так, о чем мы сегодня будем говорить, вам предстоит ответить, выполнив следующее задание. Опустите руку вниз, под свой стул и достаньте листок. Что это? Правильно, фрагмент рисунка. Соберите общую картинку из ваших кусочков.

(Иллюстрация делится по количеству учеников и с помощью скотча наклеивается на нижнюю часть стула Прил.3).

Что получилось? Правильно, портрет Герасима!

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нём складывается из сравнения его с окружающими.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

«Образ Герасима в рассказе Муму И.С. Тургенева».

Выполнение инструкции учителя.





Ответы детей. Собирание картинки из кусочков.







Ответы детей.




Ответы детей, формулировка темы.

Открытие нового знания.  (7-10 мин.)


Сл. 5

t1610698598ae.png

Наглядные

работа с книгой, комментированное чтение.

Ребята, давайте прочитаем 2 абзац рассказа (стр 98) и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? Какую характеристику дал автор о нем? «Из числа….»

(Самым замечательным лицом, двенадцати вершков роста, сложенный богатырём, самым исправным тягловым мужиком, одарённый необычайной силой, дело спорилось в его руках, весело было смотреть на него, сокрушительно действовал косой…)

Ребята, охарактеризуйте одним эпитетом вы, нашего главного героя. (Ответы детей). Посмотрите: герой один, а мнений о нём много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.

С помощью такого художественного приема, как сравнение, автор добивается глубины образа.

Прочтите самостоятельно 3 абзац (стр.98) и найдите сравнение в описании Герасима.

«вырос немой и могучий, как (дерево растёт на плодородной земле)»

«скучал и недоумевал, как. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как (пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как (стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»

Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..» (его любовь к свободной жизни).


А как складывались отношения Герасима с дворовыми? Самостоятельно прочтите абзац со слов «Со всей остальной челядью Герасим…» (стр. 100)

(Не то чтобы приятельских — они его побаивались; уже никто не смел садиться на его место в застолице, он не любил, чтобы к нему приходили…)

Ребята, так какой же он, Герасим?

Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

Скажите, ну как же человек, обладающий такими качествами и любящим жизнь, смог так поступить с Муму?

Ребята, Герасим – добрый, благородный, честный труженик с чистой душой, любящим сердцем. Но крепостничество отобрало у нег всё: свободу, волю, любимую женщину, любимую собаку – самое дорогое существо. Крепостное право – жестокий строй, основанный на зависимости одного человека от другого.


Послушайте отрывок: «А между тем в ту самую пору…» (чтение отрывка учителем). Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.


Скажите, а как автор, И.С. Тургенев, относится к крепостному праву?

Тургенев ненавидит крепостное право. Он верит в великое будущее своего народа, в его силу, талант, способность преодолевать любые преграды. Концовкой рассказа автор выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

Учитель: Ну вот, мы с вами составили характеристику Герасима, главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Чтение отрывка. Ответы на поставленные вопросы.
















Ответы детей.












Чтение отрывка.

Ответы детей.

























Ответы детей.



Самостоятельное чтение отрывка, ответы на вопросы.








Ответы детей.





























Прослушивание отрывка, ответы детей.


Здоровье сберегающие технологии

(2-3  мин.)

Сл.6

t1610698598af.png

Наглядные -интерактивная физкультминутка

https://youtu.be/m

H5AMd5xs-Y


Давайте немного передохнем и выполним физкультминутку! Встаньте около своих рабочих мест.

Выполнение физкультминутки.

Первичная проверка усвоения знаний (2 мин)


Сл.7

t1610698598ag.png


Наглядные

иллюстрации художников;

Словесные анализ картин, обоснование своего ответа;

проблемно-поисковый побуждение к диалогу.


Ребята, посмотрите на доску, я подготовила для вас иллюстрации известных художников. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы:

-Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках?

- Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ.

Рассматривание иллюстраций.

Ответы детей, аргументация своего ответа.


Закрепление знаний. Работа в группах.(5-7 мин)


Сл.8

t1610698598ah.png

Наглядные построение линейки времени;

(Проверка в сервисе LearningApps

https://learningapps.org/watch?v=peggyt8dn21 )

Словесные анализ событий, обоснование своего ответа.

проблемно-поисковый побуждение к диалогу;

Коммуникативные

работа в группах.

Сейчас вам предстоит работа в группе. Разделитесь на три группы (если с этим возникают трудности, то можно разделить по рядам).


Давайте вспомним правила работы в группе.


Каждой группе дана карточка. Вам необходимо восстановить последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Проверим правильность выполнения задания вместе, на доске.

(Прил.2)

Дайте характеристику главного героя на каждом этапе.

А еще вам необходимо продумать и задать свой вопрос другой группе.

-Группа 1, озвучьте, были ли у вас ошибки?

- Группа 2, озвучьте, были ли у вас ошибки, сколько?

-Группа 3, озвучьте, были ли у вас ошибки, что вызвало затруднение?

- Задайте свой вопрос группе1, 2, 3.

Разделиться на три группы.






Ответы детей.



Выполнение задания на карточке «Лента времени».







Ответы.



Задание вопросов. Ответы.

Подведение итогов.

Выставление оценок

(1-2 мин)


Сл.9

t1610698598ai.png

Словесные

анализ и оценка результатов работы на уроке.

Ребята, вы отлично сегодня поработали. Обобщили знания о произведении И.С.Тургенева «Муму», рассмотрели более подробно образ и поступки главного героя, Герасима.

(Оценивание работы каждого обучающегося проходит с учётом индивидуальных возможностей и при опоре на записи в оценочном листе Прил.4).

Выслушивание аргументированного оценивания.

Рефлексия. (1-2 мин)


Сл.10

t1610698598aj.png

Словесные

анализ и оценка результатов своей работы на уроке.

Ребята, давайте подведем сегодняшнего урока.

Продолжите по цепочке фразы, написанные на слайде:

-«Я сегодня узнал..»,

- «Я сегодня научился..»,

- «Мне понравилось..»,

- «Было сложно…»

- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы многое узнали, то хлопните в ладоши.


Ответы детей.

Домашнее задание.

(2-3 мин)


Сл.11

t1610698598ak.png


Подготовить мини-рассказ о Герасиме по плану стр 118 (№7).

Сильной группе обучающихся:

Подготовить мини-рассказ о Герасиме глазами:

-Барыни,

- глазами Муму,

- глазами челяди,

- глазами птиц с птичьего двора.

Запись д/з в дневник.


Приложение 1.

q1610699085.JPG
p1610699097.JPG
s1610699110.JPG

Приложение 2.


f1610699487.JPG

Приложение 3.

p1610700627.jpg

Приложение 4.
Оценочный лист
DOCX / 13.93 Кб


Презентация к уроку
PPTX / 3.65 Мб

Приложения для печати
PPTX / 2.29 Мб

Рисунок-пазл
JPG / 329.51 Кб

Источники:

Чтение. 8класс:учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы/ авт.-сост. ЗФ.Малышева.-14-е издание.-М.: Просвещение, 2019.-287с.

Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е.А.Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е.А., Горобец_М.А.

https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-proizviedieniiu-turghienieva-mu.html

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1594832/pub_5db00d777cccba00adeaf156_5db00d8ad7859b00b1e976c8/scale_1200

https://youtu.be/mH5AMd5xs-Y

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/9767/223468184.3b/0_eeb9e_62cf1efe_XL.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0085/0005b95c-5b22e19e/img34.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за качественную разработку урока, Елена Николаевна!

16 January 2021

Елена Владимировна, благодарю вас!

18 January 2021

ОЧЕНЬ РАДА!!!!!!!!!!!!!!! С ПОБЕДОЙ, ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

9 February 2021

Ирина Михайловна,СПАСИБО!!! Получить поздравление от вас, вдвойне приятно!

9 February 2021