Урок чтения в 8 классе «Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму"» (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)
/data/files/t1610698628.png (1293x521)
Предмет: | Чтение. |
Аудитория: | 8 класс обучающиеся с интеллектуальными нарушениями. |
Название: | «Образ Герасима в рассказе Муму ИС Тургенева». |
Тип урока: | Урок рефлексии. |
УДК: | З.Ф. Малышева. |
Форма работы: | индивидуальная, парная, групповая. |
Время | 45 минут. |
Цель: | Обобщение, повторение и систематизация знаний в рамках темы «Образ Герасима в рассказе Муму И.С. Тургенева». Дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму, показать его нравственную силу. |
Задачи: | Закрепить знания учащихся по изученной теме, развивать память, внимание, мышление, самостоятельность, навыки работы со словарем, а так же развитие навыков самостоятельного оценивания. |
Планируемые БУД | Личностные БУД: оценивать и анализировать поступки, межличностные отношения, стремиться к совершенствованию собственной речи. Регулятивные БУД: определять цель урока, формулировать и удерживать учебную задачу, составлять и действовать по плану, оценивать результат (определять степень успешности своей работы и работы других), адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, по исправлению допущенных ошибок. Познавательные БУД: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация), грамотно строить речевое высказывание. Коммуникативные БУД: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения, понимать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, определять общую цель и пути её достижения; предлагать помощь и сотрудничество; выделять главную мысль, анализировать фрагменты текста, строить небольшие монологические высказывания. |
Методы и приёмы: | - проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), - метод самостоятельной работы с текстом, - наглядный метод (презентация, карточки), - диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, - здоровьесберегающая технология (физминутка), - ИКТ, - рефлексивная технология. |
Технические средства обучения: | Толковый словарь, компьютер, интерактивная доска, карточки, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь. |
Структура урока: | Организационный этап (1-2 мин.) Мотивация (2-3 мин.). Проверка домашнего задания (3-4 мин.). Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний. (1-2 мин). Словарная работа (5 мин). Постановка учебной задачи (1-2 мин). Открытие нового знания (10 мин.). Здоровье сберегающие технологии (2-3 мин.). Первичная проверка усвоения знаний (2 мин). Закрепление знаний. Работа в группах (5-7 мин). Подведение итогов. Выставление оценок(1-2 мин.). Рефлексия (1-2 мин). Домашнее задание (2-3 мин). |
Критерии оценки: | Оценивание работы каждого обучающегося проходит с учётом индивидуальных возможностей и при опоре на записи в оценочном листе. |
Источники: | Чтение. 8класс:учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы/ авт.-сост. ЗФ.Малышева.-14-е издание.-М.: Просвещение, 2019.-287с. Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е.А.Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е.А., Горобец_М.А. https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-proizviedieniiu-turghienieva-mu.html https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/9767/223468184.3b/0_eeb9e_62cf1efe_XL.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0085/0005b95c-5b22e19e/img34.jpg |
Аннотация | С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. На уроке рефлексии, планируется обобщить, повторить и систематизировать знания по рассказу И.С.Тургенева «Муму», центральной темой которого является беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы. |
Примечание | В учебнике рассказ представлен в неполном объеме, пропущена глава о встрече и несчастной любви к Татьяне. Данную информацию дети получили в устном изложении от учителя. Что бы избежать затруднений, в заданиях представленных мной, нет упоминаний о Татьяне. |
План-конспект урока
Этап время | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. (1-2 мин.) | Словесные –приветствие. | Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради ручка, карандаш). | - Дети занимают свои рабочие места, проверяют готовность к уроку. - Приветствуют друг друга и педагога. |
Мотивация (2-3мин.) Сл.2 | Словесные – загадка, артикуляционная гимнастика. | Ребята, начать наш урок хочу с загадки, кто будет готов ответить, поднимите руку. Защищать должна я дом. Действительно, это собака! А прежде чем продолжить урок, давайте выполним артикуляционную разминку: По улице гулкой Бежал песик Булька. За песиком Булькой Шла старушка с булкой. (Проговаривание всем вместе, затем индивидуально, по желанию). | Высказывания детей, аргументация своего ответа. Выполнение артикуляционной разминки. |
Проверка домашнего задания (3-4 минуты) Сл.3 | Наглядные ИКТ интерактивная игра LearningApps Словесные- беседа, информирование; | Ребята, какую тему мы рассматривали на прошлом уроке, о чем говорили? И так, действительно, мы с вами уже несколько уроков проходим произведение И.С.Тургенева «Муму». Скажите пожалуйста, какое домашнее задание было задано на сегодняшний урок? (стр 115-118, прочитать VIII главу). Проверка домашнего задания пройдет в формате игры . Готовы? (Проверка проводится в фронтальном режиме В нижней части экрана встроена гиперссылка) | Ответы детей. Ответы детей. Проверка домашнего задания в форме игры. |
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний. (1-2 мин) | Словесные- беседа. | Ребята, я вижу, что вы выполнили домашнее задание и внимательно прочли главу. Какое впечатление произвёл на вас рассказ? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? | Ответы детей. |
Словарная работа. (5 мин). Сл.4 | Наглядные по карточкам; Коммуникативные работа в парах. | Действительно, в главе встречались малоизвестные, или совсем не известные слова, такие, как: кафтан, трактир, щи, половой, брод, сажень, экой. Ребята, сейчас вам предстоит работа в парах. Я раздам карточки, а вам необходимо ознакомиться со словами на них и используя словари, найти их значение и выписать в тетрадь. (Прил.1) И так, ребята, кто готов озвучить задание? | Ответы детей. Работа в парах с толковым словарем, работа в тетради. Ответы учащихся с места. |
Постановка учебной задачи. (1-2мин) | Наглядные собрать пазл; Коммуникативные работа в группе. | Ребята, так, о чем мы сегодня будем говорить, вам предстоит ответить, выполнив следующее задание. Опустите руку вниз, под свой стул и достаньте листок. Что это? Правильно, фрагмент рисунка. Соберите общую картинку из ваших кусочков. (Иллюстрация делится по количеству учеников и с помощью скотча наклеивается на нижнюю часть стула Прил.3). Что получилось? Правильно, портрет Герасима! Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нём складывается из сравнения его с окружающими. А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. «Образ Герасима в рассказе Муму И.С. Тургенева». | Выполнение инструкции учителя. Ответы детей. Собирание картинки из кусочков. Ответы детей. Ответы детей, формулировка темы. |
Открытие нового знания. (7-10 мин.) Сл. 5 | Наглядные работа с книгой, комментированное чтение. | Ребята, давайте прочитаем 2 абзац рассказа (стр 98) и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? Какую характеристику дал автор о нем? «Из числа….» (Самым замечательным лицом, двенадцати вершков роста, сложенный богатырём, самым исправным тягловым мужиком, одарённый необычайной силой, дело спорилось в его руках, весело было смотреть на него, сокрушительно действовал косой…) Ребята, охарактеризуйте одним эпитетом вы, нашего главного героя. (Ответы детей). Посмотрите: герой один, а мнений о нём много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек. С помощью такого художественного приема, как сравнение, автор добивается глубины образа. Прочтите самостоятельно 3 абзац (стр.98) и найдите сравнение в описании Герасима. «вырос немой и могучий, как (дерево растёт на плодородной земле)» «скучал и недоумевал, как. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)» «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как (пойманный зверь)» «дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как (стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)» Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..» (его любовь к свободной жизни). А как складывались отношения Герасима с дворовыми? Самостоятельно прочтите абзац со слов «Со всей остальной челядью Герасим…» (стр. 100) (Не то чтобы приятельских — они его побаивались; уже никто не смел садиться на его место в застолице, он не любил, чтобы к нему приходили…) Ребята, так какой же он, Герасим? Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства. Скажите, ну как же человек, обладающий такими качествами и любящим жизнь, смог так поступить с Муму? Ребята, Герасим – добрый, благородный, честный труженик с чистой душой, любящим сердцем. Но крепостничество отобрало у нег всё: свободу, волю, любимую женщину, любимую собаку – самое дорогое существо. Крепостное право – жестокий строй, основанный на зависимости одного человека от другого. Послушайте отрывок: «А между тем в ту самую пору…» (чтение отрывка учителем). Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. Скажите, а как автор, И.С. Тургенев, относится к крепостному праву? Тургенев ненавидит крепостное право. Он верит в великое будущее своего народа, в его силу, талант, способность преодолевать любые преграды. Концовкой рассказа автор выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений. Учитель: Ну вот, мы с вами составили характеристику Герасима, главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму». | Чтение отрывка. Ответы на поставленные вопросы. Ответы детей. Чтение отрывка. Ответы детей. Ответы детей. Самостоятельное чтение отрывка, ответы на вопросы. Ответы детей. Прослушивание отрывка, ответы детей. |
Здоровье сберегающие технологии (2-3 мин.) Сл.6 | Наглядные -интерактивная физкультминутка | Давайте немного передохнем и выполним физкультминутку! Встаньте около своих рабочих мест. | Выполнение физкультминутки. |
Первичная проверка усвоения знаний (2 мин) Сл.7 | Наглядные иллюстрации художников; Словесные анализ картин, обоснование своего ответа; проблемно-поисковый побуждение к диалогу. | Ребята, посмотрите на доску, я подготовила для вас иллюстрации известных художников. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы: -Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках? - Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома? - Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ. | Рассматривание иллюстраций. Ответы детей, аргументация своего ответа. |
Закрепление знаний. Работа в группах.(5-7 мин) Сл.8 | Наглядные построение линейки времени; (Проверка в сервисе LearningApps https://learningapps.org/watch?v=peggyt8dn21 ) Словесные анализ событий, обоснование своего ответа. проблемно-поисковый побуждение к диалогу; Коммуникативные работа в группах. | Сейчас вам предстоит работа в группе. Разделитесь на три группы (если с этим возникают трудности, то можно разделить по рядам). Давайте вспомним правила работы в группе. Каждой группе дана карточка. Вам необходимо восстановить последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Проверим правильность выполнения задания вместе, на доске. (Прил.2) Дайте характеристику главного героя на каждом этапе. А еще вам необходимо продумать и задать свой вопрос другой группе. -Группа 1, озвучьте, были ли у вас ошибки? - Группа 2, озвучьте, были ли у вас ошибки, сколько? -Группа 3, озвучьте, были ли у вас ошибки, что вызвало затруднение? - Задайте свой вопрос группе1, 2, 3. | Разделиться на три группы. Ответы детей. Выполнение задания на карточке «Лента времени». Ответы. Задание вопросов. Ответы. |
Подведение итогов. Выставление оценок (1-2 мин) Сл.9 | Словесные анализ и оценка результатов работы на уроке. | Ребята, вы отлично сегодня поработали. Обобщили знания о произведении И.С.Тургенева «Муму», рассмотрели более подробно образ и поступки главного героя, Герасима. (Оценивание работы каждого обучающегося проходит с учётом индивидуальных возможностей и при опоре на записи в оценочном листе Прил.4). | Выслушивание аргументированного оценивания. |
Рефлексия. (1-2 мин) Сл.10 | Словесные анализ и оценка результатов своей работы на уроке. | Ребята, давайте подведем сегодняшнего урока. Продолжите по цепочке фразы, написанные на слайде: -«Я сегодня узнал..», - «Я сегодня научился..», - «Мне понравилось..», - «Было сложно…» - Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх. - Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы многое узнали, то хлопните в ладоши. | Ответы детей. |
Домашнее задание. (2-3 мин) Сл.11 | Подготовить мини-рассказ о Герасиме по плану стр 118 (№7). Сильной группе обучающихся: Подготовить мини-рассказ о Герасиме глазами: -Барыни, - глазами Муму, - глазами челяди, - глазами птиц с птичьего двора. | Запись д/з в дневник. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Оценочный лист
DOCX / 13.93 Кб
Презентация к уроку
PPTX / 3.65 Мб
Приложения для печати
PPTX / 2.29 Мб
Рисунок-пазл
JPG / 329.51 Кб
Источники:
Чтение. 8класс:учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы/ авт.-сост. ЗФ.Малышева.-14-е издание.-М.: Просвещение, 2019.-287с.
Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е.А.Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е.А., Горобец_М.А.
https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-proizviedieniiu-turghienieva-mu.html
https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/9767/223468184.3b/0_eeb9e_62cf1efe_XL.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0085/0005b95c-5b22e19e/img34.jpg
Елена Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Дементьева Ирина Михайловна
Фролова Елена Николаевна