Образ города в жизни героев романа Достоевского «Преступление и наказание»
Образ города в жизни героев романа Достоевского «Преступление и наказание»
Семинар.
Обобщение материала по теме;
слушание сообщений по Пушкину, Гоголю;
Петербург глазами художников.
Тема урока.
Петербург многолик. Мы знаем пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Блока, Некрасова, Достоевского.
Каждой эпохе, каждой творческой личности свойственно своё восприятие города.
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы, предметом изображения художников Галактионова, Щедрина, Глазунова.
Даже вы, не бывавшие в Санкт-Петербурге, можете назвать места, известные многим, архитектурные сооружения, скульптурные изображения.
Лучшие ваятели Запада создавали славу северной столице.
«Медный всадник».
О чём я говорю? О поэме Пушкина? О памятнике Петру 1?
А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгение Онегине».
Послушаем, что скажут ребята.
1. Петербург в поэме «Медный всадник».
2. Петербург в романе «Евгений Онегин».
Вы понимаете, что город у Пушкина парадный, величественный, « Петра творенье».
А знаете ли вы, что памятник Петру 1 был воздвигнут не русскими мастерами, а французским ваятелем?
ФАЛЬКОНЕ ЭТЬЕН МОРИС ( 1716 – 1791 ).
Вы знакомились с другими писателями, а сейчас услышите, как стареющий мастер приехал в Россию, чтобы создать одно из ярчайших своих творений.
РАССКАЗ УЧЕНИЦЫ О ФАЛЬКОНЕ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА.
Но был ещё Петербург Гоголя. Уже совсем другой город.
Город – оборотень, с двойным лицом- за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:
1) по повести «Невский проспект»
2) по повести «Записки сумасшедшего».
Да, мы знаем, как принял Петербург И. Крылова, Н. Гоголя, Н. Некрасова, какими улицами известен он Достоевскому и его герою. Сам писатель часто менял квартиры ( скудные материальные средства ), не в богатых районах города, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишённых всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоевского сторонятся «пушкинских» кварталов.
Петербург Достоевского – совсем иной.
Каким он вам запомнился?
Да, это город каменных трущоб, знойного, душного лета. Это город угрюмых прохожих, обездоленных детей, узких грязных переулков, мрачных дворов и холодных каменных лестниц, грязных трактиров, тесно заставленных баржами каналов.
60-70 г.- пора стремительного развития капитализма, город разрастался за счёт доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предприятий.
Часто проходит Раскольников по Сенной площади, а в двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из 16 домов, в которых находилось 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.
ЗАДАНИЕ: 1 – 2 гл. 1 часть . посчитать, сколько раз употреблено слово пьяные… и его формы.
Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это своеобразное действующее лицо, город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.
-Если это живое лицо, он находится в тесной связи с людьми.
-Что входит в понятие ГОРОД? Улицы, дома, люди на улицах и в домах, квартиры, уличные сцены.
-Что вы можете сказать об улицах города, по которым ходил Раскольников?
-Какие уличные сцены рисуют нравы этого города?
Пейзаж – сообщение ученицы.
Интерьер – сообщение ученицы ( обобщение материала ).
Пейзаж у Достоевского – не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения, несёт большую художественную нагрузку. Он не нацелен на простое описание обстановки.
Он создаёт настроение, усиливает характеристику героев. Раскольников везде видит духоту… И не замечает настоящей красоты. В отношении к природе – его отношение к миру. Это приговор обществу.
Это была крошечная клетушка шагов в шесть длиной… до того низкая, что высокому человеку становилось в ней жутко.
-«МОРСКАЯ КАЮТА» - кто дал это определение? ( Лужин ).
Он уселся в тёмном и грязном углу, за липким столиком. Стояли крошечные огурцы, чёрные сухари, резаная кусочками рыба. Всё это очень дурно пахло. Было душно.
Огарок освещал беднейшую комнату шагов в 10 длиной, всего её было видно из сеней. Через задний угол была протянута простыня.
«Проходной угол».
Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, походила на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника.
ТРАКТИР
Весь второй этаж был занят. Все окна растворены настежь, набит битком. Песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Женские взвизги.
Вывод: Всё вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступление.