Стать «Образ комиссара Мегрэ — популярного героя романов Жоржа Сименона»
Образ комиссара Мегрэ - популярного героя романов Жоржа Сименона
Начало целой серии произведений про комиссара Мегрэ Ж. Сименон положил в 1929 году, став подписывать произведения своим настоящим именем – Жорж Сименон. Прославившись под собственным именем, Ж. Сименон в последующие 40 лет творческой деятельности опубликовал около 200 романов, но все же главная его удача связана с образом комиссара Мегрэ.
В нашей стране Ж. Сименона принимали, несмотря на его богатое творческое наследие, прежде всего, как писателя детективов, автора знаменитого и всеми любимого комиссара Мегрэ. В этом образе воплотилась мечта "маленького человека" о мудром и смелом защитнике. Такой герой, как комиссар Мегрэ, вышедший из народной среды, не мог не завоевать симпатию и доверие читателей своей справедливостью, не показной добротой к людям и стремлением прийти на помощь в критические периоды их жизни.
Как и положено великому сыщику, он умеет распутывать совершенно безнадежные дела. Но не числом блестящих побед запоминается этот персонаж. Его отличает умение сострадать неудачникам и аутсайдерам. Он стремится прийти на помощь в самые тяжелые периоды жизни обыкновенного человека, обожает свою работу. Но главное его качество - большая любовь к людям, к "маленьким" людям, в первую очередь. Он является своего рода положительным героем, "адвокатом человеческих душ", "выпрямляющий" судьбы других людей, несчастных и обездоленных, способный хоть что-то изменить в неблагополучном обществе.
Нельзя не заметить, что проблему "маленького" человека Ж. Сименон почерпнул из произведений русских классиков. Именно произведения Н.В. Гоголя помогли ему увидеть "маленького", внешне ничем не примечательного человека, а также заставили понять и полюбить его.
У Ф.М. Достоевского он научился пониманию изломанных и несчастных душ, в которых разыгрываются трагедии, мучительные поиски смысла жизни. Именно в его произведениях Ж. Сименон увидел ценность и неповторимость духовного мира каждого человека, самого маленького, униженного и оскорбленного. Из произведений А.П. Чехова писатель воспринял бережное отношение к человеку, пониманию того, что часто глубоко скрыто в человеческой душе за внешними, на первый взгляд нелепыми, странными и непонятными поступками.
Отметим, что с появлением образа комиссара Мегрэ в ткани повествования детективных историй Ж. Сименона произошли заметные изменения, что придало новый характер жанру французского детективного романа. На первый взгляд, схема детектива обычна. Совершено сложное преступление, появились первые данные и улики. Сыщик находит правильное и неожиданное решение, которое разоблачает преступника. Но дальше эта схема видоизменяется, так как Сименон наполняет ее социально-разоблачительным содержанием и вместе с тем ставит целью объяснить социальные и политические мотивы преступления. Этому герою в 1966 г. в Голландии в г. Делфзейле был установлен памятник.
Всего писатель написал 214 романов, из них 80 – о комиссаре Мегрэ. В более поздних романах «Мегрэ сердится», «Трубка Мегрэ», «Гнев Мегрэ» - автора интересует не столько преступление, сколько образ самого комиссара. В отличие от классических английских детективов романы Сименона не упражнение для ума, а скорее социально – психологический анализ мотивов преступления.
В этом образе, как пишет один из критиков, воплотилась мечта "маленького человека" о мудром и смелом защитнике. Такой герой, как комиссар Мегрэ, вышедший из народной среды, не мог не завоевать симпатию и доверие читателей многих стран своей справедливостью, неподкупностью, не показной добротой к людям и стремлением прийти на помощь в критические периоды их жизни.
Комиссар Мегрэ вошел в историю детективной литературы на равных с Шерлоком Холмсом, Эркюлем Пуаро и Ниро Вульфом.
Нельзя обойти без внимания и саму историю создания самого первого романа о комиссаре. Весной 1929 года Ж. Сименон купил одномачтовый парусник "Остгот" и отправился путешествовать на нем в плавание по большим каналам Франции. В сентябре, добравшись до Голландии, путешественник вынужден был остановиться в порту города Делфзейла. На небольшой ремонт парусника ушло пять дней. За это время, устроившись со своей пишущей машинкой на борту "Остгота", Ж. Сименон написал роман "Питер-Латыш", героем которого стал грузный человек в драповом пальто с бархатным воротником и с трубкой в зубах. Это был комиссар Жюль Мегрэ.
Когда Ж. Сименон принес этот роман в редакцию, издатель Артем Файар упрекал писателя в незнании детективных основ, что его романы не похожи на настоящий детектив. Он аргументировал это тем, что детектив должен развиваться как шахматная партия: читатель должен располагать всеми данными. Да и сам комиссар, по его словам, был отнюдь не совершенство – не молод, не обаятелен. Кончается все печально. Любви нет, свадеб тоже. Тем не менее, этот роман и последующие за ним, Файар издал.
"Удачно найденный характер оказался", - как пишет И. Эренбург, "тем стержнем, вокруг которого могли группироваться криминальные события самого разного рода. Обаяние персонажа порой бывало способно вытянуть не самую удачную фабулу, заставить читателей забыть натяжки и просчеты. Но это и есть жизнь".
Следует отметить, что характер Мегрэ непрерывно развивается, претерпевает значительные изменения, углубляется и обогащается от романа к роману.
По словам самого Ж. Сименона, идею "универсального героя" он вынашивал многие годы. В ранней молодости ему не раз приходила в голову мысль о врачах, которые были бы целителями тела и духа, иначе говоря, врачах, которые знали бы о больном все – его возраст, физическое состояние, нравственные возможности. Вот таким он и задумал Мегрэ. Сам Сименон считал Мегрэ "штопальщиком судеб".
По словам одного из критиков, в произведениях 50 – 60-х годов многое в поведении Мегрэ напоминает психолога и врача, так как Мегрэ надеялся стать "штопальщиком человеческих судеб", верил в действенность своей помощи пострадавшим. В его словах все чаще звучит горькое признание ограниченности своих прав и возможности добиться справедливости, защищая простых людей. Все труднее преодолевать ему сопротивление вышестоящих чиновников и представителей власти. Это вызывает у него тягостные размышления, тоску и желание приблизить время, когда он сможет оставить службу [10, с.5].
Любимый герой Ж. Сименона презирал власть "имущих" и всю жизнь старался помочь тем, кого принято называть простыми людьми. Девиз комиссара: "Понимать, а не осуждать". Он человек, как все. В отличие от своих предшественников Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро он обладает нормальной человеческой жизнью, биографией, историей. Мы знакомы с его женой, свояченицей, с его друзьями и недругами, с его коллегами, которые вместе с ним переходят из романа в роман. Мегрэ – не статичная фигура, наделенная раз и навсегда определенными свойствами: от "ранних" к более поздним романам он изменяется, меняется его характер, его отношение к другим людям, к жизни и ее законам. Ему не чужды и простительные слабости, и мелкие недостатки, но в нем есть главное – любовь к людям, к "маленьким" людям, прежде всего, любовь не созерцательная, но деятельная, активная. Мегрэ не раз рискует своим положением, идет против буквы бесчеловечного закона ради спасения оступившегося человека.
Как и у обычного человека, у комиссара есть свои привычки. Главная из них – неизменная трубка, с которой он старается не расставаться и кражу которой в романе "Трубка Мегрэ" воспринимает как личное оскорбление и вторжение в его жизнь. Следует отметить, что привычки комиссара чрезвычайно просты, и он часто испытывает за них неловкость перед более "утонченными" натурами, с которыми сталкивается по работе. Тем не менее, ничто не заставит Мегрэ отказаться от того, что доставляет ему удовольствие. На пример, он любит пропустить в парижских кабачках кружку-другую пива, пару стаканчиков белого вина или рюмку кальвадоса – в зависимости от ситуации. Если Мегрэ во время допроса в комиссариате на набережной Орфевр заказывает в пивной "У Дофина", расположенной напротив, пива и бутербродов, значит, предстоит долгая ночь работы. Мегрэ также очень любит Париж, особенно весной и в солнечные дни, ему доставляет большое удовольствие иногда ходить с женой в кино, а потом ужинать в каком-нибудь ресторане.
Комиссар полиции на самом деле самоучка. Он – сын управляющего имением, нигде не учился, получил плохое воспитание, но выработал свой метод расследования.
Метод Мегрэ заключается в том, чтобы понять логику преступника, ему необходимо погрузиться в среду, где было совершено преступление и что за личности - подозреваемые, в том числе и поставив себя на их место. Многие называют его человечным комиссаром, потому что он неоднократно испытывал больше сочувствия к преступнику, чем к жертве. Сименон неоднократно подчеркивает, что комиссару гораздо, ближе простые люди с их твердыми представлениями о добре и зле, чем высший свет с его двойной моралью. Комиссар всегда работает с одними и теми же инспекторами, которые готовы для него на многое. Мегрэ платит им такой же преданностью.
Как пишет О. Богуславская "Популярность Мегрэ была настолько велика, что комиссар стал для Сименона примерно тем же, что и Шерлок Холмс для Конан Дойля" [1, с. 12].
Литературные критики считают, что комиссар Мегрэ не походит на других знаменитых сыщиков, таких, как Эркюль Пуаро у А. Кристи или Шерлок Холмс у Конан Дойля, так как он не обладает выдающимся аналитическим умом и не применяет в своих расследованиях никаких особых методов. Это обычный сотрудник полиции со средним медицинским образованием. Он не отличается особой культурой, однако имеет удивительное чутье на людей. От природы он наделен здравым смыслом и имеет огромный жизненный опыт. Прежде всего, он хочет понять, почему человек стал преступником, поэтому, невзирая на насмешки коллег, копается в его прошлом [10, с. 6].
Мегрэ видит свою цель не в том, чтобы только задержать преступника, но бывает, доволен, когда ему удается предотвратить преступление.
Следует отметить, что появление этого нового образа комиссара повлекло за собой заметные изменения в самой ткани повествования, придало новый характер жанру французского детективного романа. На первый взгляд, горизонт ожидания схем детективного жанра обычен. Совершено сложное преступление, появляются первые данные и улики, но они не всегда ведут по правильному пути. Расследование напоминает хитроумную головоломку. Умный сыщик-герой находит правильное и всегда неожиданное решение, разоблачающее истинного преступника. Но дальше горизонт ожидания читателя привычной схемы детективного произведения у Ж. Сименона видоизменяется, наполняется социально-разоблачительным содержанием. Он ставит себе целью объяснить социальные и политические мотивы преступления. Его герои не профессиональные убийцы и не мошенники, а обыкновенные люди, которые нарушают закон не в силу своих преступных наклонностей, а в силу обстоятельств, оказавшихся сильнее и их, и человеческой природы вообще.
Преступление в этих романах выглядит как "сгущенное, конденсированное" выражение обычных явлений буржуазного общества, основанного на принципах борьбы и конкуренции во имя наживы. Подозрение падает чаще всего на простых людей, а не на сильных мира сего. Но появляется мудрый комиссар Мегрэ, он внимательно расследует не только все улики и собранные данные, но и то, что происходило вокруг этой жизненной драмы, и всегда находит истинного виновника. Именно восстановление истины отождествляется в деятельности опытного и умного комиссара с настоящим торжеством справедливости.
Ж. Сименон вспоминал, что еще в первых романах цикла "Мегрэ" он пытался выразить мысль, которая уже тогда не давала ему покоя: "один ли человек всегда ответственен за содеянное и в какой мере в нашем обществе человек может быть признан ответственным?" [10, с.4].
Несколько лет назад итальянский режиссер Марио Ланди снял для телевидения длинный сериал о Мегрэ, с популярным Джино Черви в главной роли комиссара. Во Франции почти постоянным исполнителем роли Мегрэ был Гарри Баур, а после его смерти – Жан Габен. Во время открытия памятника этому популярному литературному герою в 1986 году в голландском городке Делфзейле на торжество прибыли издатели, писатели и 13 исполнителей роли комиссара в разное время в театре и кино из всех стран. Бургомистр вручил Жоржу Сименону свидетельство о рождении Мегрэ. Такова широкая известность славного и мудрого комиссара французской полиции Жюля Мегрэ. Это ли не феномен популярности!
Как пишет один критик: "Его ребенок – комиссар парижской полиции Мегрэ – затмил его собственное имя. Хотя они принесли славу друг другу. Ж. Сименон вошел в летопись века как отец 45 – летнего сыщика, а Мегрэ, раз появившись, не покидал своего создателя до конца жизни" [10, с.3].
Некоторые отмечают также, что Мегрэ – это тот, кем всегда хотел быть сам Ж. Сименон. Профессионал, обожающий свою работу, честный уважаемый буржуа, у которого такой счастливый брак – предел мечтаний Ж. Сименона.
Он писал: "Прошло более сорока лет, как в мою жизнь вошел комиссар Мегрэ. Оба мы за это время порядком изменились, но неизменным остается мое к нему уважение, а в романах, где действует Мегрэ, я ставлю порой более сложные проблемы, чем в своих социально-психологических романах. Опыт и мудрость Мегрэ помогают мне разрешать их и делать доступными для читателей разных стран и разного культурного уровня".
Его главный герой-комиссар Мегрэ является именно таким "обыкновенным", "средним" человеком, вышедшим из народной среды, со своими слабостями и недостатками, чрезвычайно простыми привычками, за которые он часто испытывает неловкость перед "утонченными" людьми. Как и положено великому сыщику, он умеет распутывать совершенно безнадежные дела. Но не числом блестящих побед запоминается этот персонаж. Его отличает умение сострадать неудачникам и аутсайдерам. Он стремится прийти на помощь в самые тяжелые периоды жизни обыкновенного человека, обожает свою работу. Он является своего рода положительным героем, "адвокатом человеческих душ", "выпрямляющий" судьбы других людей, несчастных и обездоленных, способный хоть что-то изменить в неблагополучном обществе.
Литература
1. Богуславская О. Атмосфера времени. – Москва, 2006 г. – 6 с.
2. Вулис А. Поэтика детектива [Текст] / А. Вулис // Новый мир. – 1978. – №1. – С.244 – 258 с.
3. Гудков, Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? [Текст] / Л.Д. Гудков // НЛО. – 1997. – №1. – С.12 -14.
4. Дубин, Б.В. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы [Текст] / С.Б. Дубин // НЛО. – 2002. – №57. – С. 41-53.
5. Дубин, С.Б. Детектив, который не боится быть чтивом [Текст] / С.Б.Дубин // НЛО. – 2000. – №41. – С.14-16.
6. Лотман, Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Он же. Избранные статьи в 3 т. – Таллин, 1993 г. т. 3 НЛО 1996.
7. Менцель, Б. Что такое популярная литература? Западные концепции "высокого и "низкого" в советском и постсоветском контексте [Текст] / Б. Менцель //НЛО.-1999. – №40. – С.391-407.
8. Модестова, Н.А. Комиссар Мегрэ и его автор: Социально-психологический детектив Жоржа Сименона [Текст] / Н.А. Модестова.- Киев, 1973. – с.175.
9. Можейко, М.А. Детектив. Постмодернизм [Текст] / М.А. Можейко // Энциклопедия. – М.: Изд-во Интерпрес сервис, Книжный дом, 2001. – С. 140-144.
10. Шрайбер Э.Л. Жорж Сименон. Жизнь и творчество [Текст] / Э.Л. Шрайбер – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983 г.
Колышкина Елена Владимировна
Бобкова Наталия Георгиевна