Сравнение научно-популярного и художественного текстов
Сравнение научно-популярного и художественного текстов.
Прочитай тексты тихо, вполголоса.
Текст 1
Вечер
Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, на последней зорьке, большие попозже. Реки великие засыпают заполночь. Чем больше река, тем больше у нее дел.
Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто-то с боку на бок ворочается, никак не уляжется. Поглядишь - на речке уже не волны, а чешуя ряби. Да и она убывает. Словно зеркальных дел мастер серебро разливает по воде.
Противоположный берег чернеет. Одни ромашки таращат в испуге большие глаза, но вот уже и ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой улеглось. И тут обязательно пролетит над рекой большая ночная птица. Пролетит бесшумно, но где-то в полях крикнет: проверяет, крепок ли сон сегодня.
Текст 2
Вода занимает почти три четверти поверхности Земли.
В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Ручей, река, озеро, пруд, море- все это водоемы.
Начало реки называют ее истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют ее устьем. В реку обычно впадают другие реки и ручьи- притоки.
Определи, какой текст художественный, какой научный. Правильное утверждение обведи карандашом:
а) первый - художественный, второй - научный;
б) первый - научный; второй - художественный.
Подумай, зачем, с какой целью авторы текстов описывают реку.
а) хочет поделиться своими чувствами;
б) автор рассказывает о том, что такое река;
в) автор призывает беречь родную природу.
Около этих утверждений поставь нужную цифру: 1- первый текст, 2- второй.
Найди приметы художественного текста и подчеркни карандашом олицетворения, сравнение.
В научном тексте отметь приметы научного языка.
К какому тексту подходящей иллюстрацией будет карта или схема? Напиши. ________
Нарисуй две иллюстрации: к первому и второму текстам.