Публикация по литературе «Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества» (5–7 класс)

5
3
Материал опубликован 26 March 2020







Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества





Козлова Кристина Владимировна, ученица 7 «А» класса

МБОУ «Гимназия №5» города Норильска






Хуснутдинова Фания Имаутдиновна, учитель русского языка и литературы














г. Норильск

2018 г.


Оглавление

I. Введение …………………………………………………………………….стр. 3 - 4

II. Основная часть…..………………………………………….. ……………стр. 4 – 13

Глава I. Образ волка и его символика в верованиях древних славян

1.1. Образ волка и его символика в верованиях древних славян ……….стр. 4 – 7

1.2. Образ Волка и его символика в христианской религии……………..стр. 7

Выводы по 1 главе………………………………………………………………...стр. 7-8

Глава 2. Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества

2.1. Образ Волка и его символика в былинном эпосе…………………….стр. 9

2.2. Образ Волка и его символика в русских народных сказках. …………стр. 9 – 10

2.3. Образ Волка и его символика в колыбельных песнях. ……………….стр. 10 – 11

2.4. Образ Волка и его символика в малых жанрах фольклора. ………….стр. 11-12

Выводы по 2 главе…………………………………………………… ……………стр. 13

Заключение …………………………………...............................................стр. 14

Список литературы


















I. Введение

Актуальность выбранной темы

«Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества». В чем актуальность данной темы?

Во-первых, интересна сама тема для исследования. Волки - загадочные мифологизированные животные, безжалостные демоны ночи, существа сверхъестественные, причастные к миру Богов и Духов - издавна у людей вызывали интерес. Пресловутый зверь, воспитавший основателей Рима, персидского царя Кира, славянских близнецов-великанов Горыню и Дубыню, какой он? Зверь Апокалипсиса, в чьих зеленоватых глазах горят завораживающие огоньки, от чьего жуткого ночного воя леденеет кровь. Зверь, без образа которого трудно представить мифологию и фольклор разных народов. Кто он, каково его происхождение? В чем заключается магическая сила этого образа? Эти вопросы испокон веков волнуют многие умы человечества.

Во-вторых, многие известные ученые-литературоведы и писатели-философы, такие как Пропп В.Я., Бахтин В.С., Рыбаков Б.А., Гура А.В., Семенов Ю.И., Соколова З.П., Токарев С.А. оставили ряд интереснейших научно-исследовательских работ, посвященных данной теме, что подтверждает мысль о ее актуальности.

В-третьих, интерес к произведениям устного народного творчества, в которых одним из главных героев является волк, никогда не пропадет, так как Волка, как носителя зла и добра одновременно, можно считать отражением внутреннего мира человека и его жизни вообще, где всегда противоборствуют два начала: ДОБРО и ЗЛО.

Цель: исследовать особенности развития образа Волка и его символику и определить его роль в произведениях устного народного творчества.

Задачи:

определить символику Волка;

изучить и проанализировать мифы древних славян и произведения устного русского народного творчества;

найти в текстах фольклорных произведений примеры, подтверждающие многозначность символики образа Волка;

рассмотреть историко-литературные подходы к исследованию традиций в изображении образа Волка;

определить семантическую роль образа Волка в произведениях устного народного творчества;

проанализировать и обобщить полученные данные.

Объект исследования:   произведения устного народного творчества (сказки, былины, колыбельные песни, пословицы, загадки), в которых присутствует образ Волка

Предмет исследования: образ Волка и его символика

Гипотеза исследования: семантика образа Волка в произведениях устного народного творчества связана с поверьями, бытом, укладом и образом жизни древних людей.

Методы исследования:

поисково-исследовательский;

описательный;

метод наблюдения;

сравнительно-сопоставительный анализ.

Научная новизна данного исследования заключается в выявлении славянской традиции в символике Волка в произведениях устного народного творчества.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования и фактический материал могут быть использованы в процессе урочной и внеурочной деятельности педагогами и учащимися младших и средних классов при изучении произведений устного народного творчества.


II. Основная часть

Глава I. Образ волка и его символика в верованиях древних славян

1.1. Образ волка в верованиях древних славян

Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество — прародитель. 

У предков славян культ волка был широко распространён. Символика Волка в верованиях древних славян многозначна.

Волк как тотемное животное

Основным занятием у древних людей была охота, поэтому они верили, что их прародители — дикие животные и считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное (тотем). Поэтому исследователь в области мифологии Семёнов Ю.И.  считает, что «мифология своими корнями уходит к тотемизму» [17]. К примеру, несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо слова “волк” они говорили “лютый”, а себя называли “лютичами”. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых просили силы и мудрости, так как волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. [18]

Токарев С.А. в своей работе «Ранние формы религии» видит «в тотемизме одну из древнейших форм религиозных идей и обрядов» и дает такое объяснение тотемическим верованиям: «Земля, на которой живет, кочует, охотится данный род, земля с обитающими на ней животными и растениями рисуется в сознании первобытного охотника по образу и подобию тех же кровнородственных отношений. Тесная связь рода со своей территорией, с ее животным и растительным миром осознается как кровное родство с ними». [22]

Древние славяне волков считали посланниками бога. В раннем язычестве волк был тучегонителем, а в дальнейшем его хозяином становился бог-громовник Перун, которого считали также покровителем волков. А древнерусские воины отождествлялись с волками, поэтому Перуна также называли покровителем воинов-дружинников.

Волк был вестником бога богатства и плодородия Велеса (Волоса). "Велесовы дни", связанные с плодородием и скотом, приходившиеся на зимние святки, называли "волчьим праздником".[18]

Волк считался Зверем Дажьбога (др.-рус. Дажьбогъ) — одного из главных богов в восточнославянской мифологии, бога плодородия и солнечного света, сына Сварога. Дажьбог, как и многие другие божества, является «оборотнем»: он мог превращаться в большого хромого белого волка. [18]

Волкам, как посланникам бога, полагалось принести жертвы, обычно жертвоприношение совершали в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. [21]

Волк как посредник между мирами живых и мертвых

    Волк является посредником между миром живых людей и миром умерших. Так, например, сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на "том свете", и поэтому при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших. [21]

Согласно одному из славянских поверий, встретив волка, нужно назвать три имени своих мертвых родичей, и тогда волк не тронет, что, безусловно, связано с его ролью проводника в загробном мире. [21]

Волк как демоническое животное. Волкодлаки (Влекодлаци)

В славянской мифологии существовали также волкодлаки - воины - оборотни из свиты Ярилы и Велеса, полулюди - полуволки.  Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Оборотничество было настолько распространено среди славянских племен, что упоминание об этом есть даже в трудах Геродота. Подчеркивая неразрывную связь невров, скифов, живущих на северных границах, с волком древнегреческий историк пишет: "Эти люди, по-видимому, оборотни. Каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова возвращается в своё прежнее состояние ".

Древние люди верили, что обращение оборотней в волков происходит преимущественно два раза в году — на коляду и в Иванову ночь, во время летнего солнцестояния. Так, например, в Польше «на коляду» ряженые бегали по селу с чучелом волка или с волчьей шкурой, носили волчьи маски и другие волчьи атрибуты. [21]

Волкадлаки - физически очень сильные существа-оборотни, обладающие сверхъестественными способностями. Поверья белорусов о колдунах-оборотнях гласит: «Есть такие особые чаровники, которые могут обращаться в волка и производить опустошения. Такого волка нельзя ни убить, ни поймать»". [21]

Культ Волка в охотничьем деле

Волк – удачливый охотник, отсюда желание людей, чье занятие была охота, подражать этому животному. Это отразилось в охотничьих ритуалах: в плясках в звериных шкурах, что в свою очередь переросло в промысловую магию. При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первым, то он никогда не нападет. [21] На охоте старались не спугнуть зверя шумом.

Культ Волка в земледелии

Волк в народном представлении наших предков связывался с плодородием. Согласно материалам Энциклопедии, для древних славян-земледельцев волки были очень полезны весной, так как они во время всходов яровых помогали контролировать численность косулей, диких коз, оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам. [21]

Такая же тенденция сохранилась и при христианстве. Так, например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже может предсказывать урожай, а у восточных славян встреча с волком считалось доброй приметой. В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили: "По хлебам проходит волк", "Ржаной волк бежит по полю". [21]

Волк как представитель нечистой силы

Происхождение волка в народных поверьях связывалось обычно с нечистой силой. Например, по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не мог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. После оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу, вследствие чего черт стал хромать. А другой вариант этой легенды гласит, что черт, позавидовав Богу, когда тот создал Адама, попытался сам сотворить человека, но вместо этого у него получился волк. [18]

Считалось, что волк, подобно нечистым духам, мгновенно отзывается на звук своего имени, поэтому в народе запрещалось упоминать имя волка, чтобы не вызывать его гнев. Поэтому называли его "зверем", "серым", "бирюком", "лыкусом", "кузьмой" и др. A.B.Гура приводит еще одно название Волка: «Петенька». [6]

Повсюду существовало также поверье о том, что волки находятся в подчинении у лешего, который распоряжается ими, как своими собаками, кормит их хлебом и указывает им, какую скотину в стаде можно съесть. При этом леший и сам может обернуться белым волком. В некоторых местах пастухи, стремясь задобрить лешего, даже специально оставляли в лесу на съедение волкам одну овцу, корову из стада. [4]

При христианстве покровителем волков и одновременно охранителем стад стал считаться св. Георгий (Юрий, Егорий), «волчий пастырь». Он собирал волков вокруг себя и говорил, где и чем кормиться. Среди крестьян существовало поверье, что на Юрьев день Егорий Храбрый разъезжает по лесам на белом коне и раздает волкам наказы. Это, в свою очередь, привело к тому, что нападение волка на скотину стало рассматриваться крестьянами как признак будущей удачи и довольства. [17]

О связи Волка с нечистой силой подтверждает и тот факт, что славяне при встрече с волком отвращали его молитвой и крестным знамением, как черта. Входя в лес, крестьяне обычно читали заговор "от злого зверя", чтобы не встретить волка. [26]

Культ Волка как духа-хранителя.

С культом Волка как духа-покровителя связан обычай ношения волчьих амулетов: украшения мужчин чаще всего состояли из волчьих клыков. Волчий зуб в некоторых местах давали грызть ребенку, у которого прорезывались зубы. Считалось, что тогда у малыша будут такие же крепкие и здоровые зубы, как у волка. [21]

Волк как предвестник неудачи

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала славян. Волчий вой считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. В народных приметах волк, забежавший в деревню, считался приметой неурожая. [21]



1.3. Образ Волка в христианской религии

В христианской религии Волк - олицетворение хищности и злобы, злейший пастырь, похититель овец (то есть людей как паствы). В Библейской энциклопедий говорится, что «Волк — страшнейший враг овец (Мф. VII, 15 и др.). Не зря в Священном Писании жестокость гонителей Израиля сравнивают с лютостью волка (Иез. XXII, 27).

Господь Иисус Христос, предостерегая Своих учеников от лжеучителей, говорит: «Они приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. VII, 15, 16).

Мирное сосуществование Волка и агнеца - яркий метафорический образ, характеризующий всеобщий мир в Царстве Божием (Ис 11:6; 65:25). [26]


Выводы по первой главе.

Таким образом, в славянской мифологии Волк рассматривается как тотемное животное. Например, несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество.

Волка считали посредником между мирами живых и мертвых, что находит яркое отражение во многих легендах, приметах.

В славянской мифологии Волк рассматривался как демоническое животное: вспомним волкодлаков - воинов - оборотней из свиты Ярилы и Велеса.

Культ Волка в народном представлении древних славян также связывался с плодородием и охотой.

Древние люди также считали, что Волк связан с нечистой силой.

По поверьям древних славян, волк - дух-покровитель. Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка в народе нередко служили амулетами, обладающими лечебными свойствами.

Волк считался предвестником неудачи. К примеру, волчий вой считался дурным знаком, предвещающим голод, войну или суровую зиму. С этой точки зрения Волк рассматривался как животное, вызывающее у людей страх.



Глава 2. Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества

Как священное животное, волк весьма почитался славянами, и отголоски этих почитаний находят яркое отражение в произведениях устного народного творчества.

Образ Волка огромное место занимает в русском фольклоре: этого загадочного персонажа можно встретить и в былинном эпосе, и в сказках, и в колыбельных песнях, и в малых жанрах устного народного творчества. Какую смысловую нагрузку несет образ Волка в этих произведениях? Прочитав и проанализировав русские народные сказки, былины, а также пословицы, поговорки и загадки, мы решили выяснить это. За основу было взято 24 русские народные сказки, 5 былин, 17 колыбельных песен (в том числе и варианты песен) и множество пословиц и поговорок, загадок. (см. Приложение)


2.1. Образ Волка и его символика в былинном эпосе

Русский былинный эпос также не обходит стороной символику Волка. Существует ряд былин, повествующих о двух героях волках-оборотнях Волхе Всеславьевиче и Змее Огненном Волке, которые благодаря оборотничеству, одержали победу над врагом.

Вольга Святославич (Волх Всеславьевич)

Волхв Всеславлич Полоцкий (вторая половина 11 в.), рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и Змея, охотник, богатырь и оборотень, - один из древнейших и удивительнейших образов в русских былинах, уходящий корнями в первобытно-общинный миф. Он умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния.

Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков, так как сопровождается традиционными знамениями: гремит гром, дрожит земля, разбегаются птицы, рыбы и звери. Сразу же после рождения Волх начинает говорить, В детстве он играет «злат шеломом» и «палицей весом в триста пудов». В семь лет он овладевает не только науками, но и приобретает способность превращаться в сокола, волка, тура. В двенадцать лет он собирает дружину и в 15 лет уже совершает воинские подвиги. В образе Волха соединились древние представления о животных и традиционные качества эпического персонажа (богатыря), обладающего и признаками оборотня.

Змей Огненный Волк

Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое, волке-оборотне. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с "волчьей шерстью". Он может оборачиваться волком и другими животными, совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных. [3]

2.2. Образ Волка и его символика в русских народных сказках.

Серый Волк – достаточно распространенный и двойственный персонаж в русских народных сказках. Он обладает и положительными, и отрицательными чертами. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена, когда, с одной стороны, волка почитали как тотемного животного, а с другой, остерегались его как хищного зверя или представителя темной силы. Поэтому символика данного образа на страницах русских сказок неоднозначна.

Волк как мудрый, верный помощник

В русских волшебных сказках волк, как и у многих других славянских народов, наделен мудростью, говорит человеческим голосом и помогает герою преодолеть любые препятствия и расстояния, быстрее ветра перенося героя с одной на другую сторону света.

В волшебных сказках Серый Волк предстает как мудрый и верный помощник. Возьмем, к примеру, сказку «Иван Царевич и Серый Волк». Все три испытания: изловить Жар-птицу, обуздать Златогривого Коня, привезти невесту – Елену Прекрасную - Иван Царевич проходит благодаря помощи Серого Волка. Даже тогда, когда собственные братья из зависти убивают Ивана Царевича, Волк приходит ему на помощь: отпаивает его Живой и Мёртвой водой. Серый Волк в данной сказке также выступает и вершителем справедливости: растерзав братьев до смерти, восстанавливает справедливость в мире. Волк становится символом победы добра над злом.

Почему же волк — вор и разбойник по своей звериной натуре — помогает человеку и даже готов пожертвовать за него жизнью? Мы находим здесь следы почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей племени. Именно поэтому он способен раздобыть живую и мертвую воду, воскресить погибшего героя, хотя обычному зверю это было бы не под силу.

Волк как глупый, наивный персонаж

В сказках о животных чаще всего волк – это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют: его легко обманывает хитрая лиса, ловят и бьют охотники. К примеру, таким предстает Волк в сказках «Лисичка-сестричка и Волк», «Волк-дурень», «Волк у проруби», «Как Лиса шила Волку шубу», «Мужик, медведь и лиса», «Зимовье зверей», «Собака и волк», «Глупый волк».

Волк как злой, жестокий, хитрый, кровожадный зверь

Волк также является в сказках о животных жадным, злым, жестоким и хитрым зверем; к примеру, сказки «Волк и Коза», «Волк и семеро козлят» об этом и повествуют.

Волк жесток, свиреп, зол, жаден – вот основные его качества, обычно рассматриваемые в некоторых сказках о животных. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь и т.д.. Но жестокость Волка всегда наказывается.

Одна из самых знаменитых сказок про волка – сказка «Волк и семеро козлят», в которой Волк предстает перед нами жестоким и беспощадным. Волк обманом проникает в дом Козы и съедает всех козлят, кроме одного. Именно благодаря маленькому козленку, не замеченному волком, в сказке наказывается зло, жадность и беспощадность. Распоров живот Волка, освобождают козлят, что означает, по мнению В.Проппа, наказанием Волка. [10]

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод о том, что волк выступает в русских сказках как положительный, так и отрицательный герой. Его отрицательные черты – это глупость, наивность, жадность, свирепость, хитрость, положительные – верность, мудрость, отзывчивость. Анализы  результатов исследования показали, что из 24 прочитанных мною сказок в 21 сказке Волк предстает как герой отрицательный, лишь в 3 - положительный. Обратим внимание на таблицу и диаграмму, чтобы наглядно сопоставить двойственность образа Волка в русских народных сказках. (См.ПРИЛОЖЕНИЕ)


2.3. Образ Волка и его символика в колыбельных песнях.

Колыбельные песни – один из древнейших видов устного народного творчества. Тематика сюжетов колыбельных песен разная. Один из исследователей этого фольклорного жанра В.В. Головин [5] считает, что колыбельные песни подразделяются на песни со страшным и нестрашным сюжетом в зависимости от типа персонажа. Конечно же, главный герой колыбельных песен со страшным сюжетом – это волк, традиционно воспринимаемый в фольклоре как вредитель. Л.Р. Хафизова в своей работе [25] относит волка к зооморфным персонажам, мешающим ребёнку спать (наряду с собачкой, мухой, котиком, козой).

Какова семантика образа волка в русских традиционных колыбельных?

Всем с детства известны слова колыбельной о сером волчке (есть множество вариантов этой песни. См. Приложение): «Баю-баюшки-баю, / Не ложися на краю. / Придет серенький волчок / И ухватит за бочок. / Он потащит во лесок / Под ракитовый кусток». Согласно сюжету «Песни о Сером Волчке», волк совершает ряд действий, который четко прослеживается в употреблении таких глаголов, как ухватит, укусит, утащит, потащит, унесет, уволочет, не пустит, зароет во песок, положит под кусток. Семантика глаголов ухватит, укусит предполагает смысл «ранить, вонзив зубы». «Утащит» – унесет тайком, без спросу, украдет или унесет с собой куда-нибудь против воли.

По сюжету волк уносит свою жертву в лес под ракитовый куст. По утверждению В.Я. Проппа, лес – таинственное, враждебное человеку место, где обычно осуществляли обряд посвящения – обряд перехода. Первый обряд перехода в жизни человека – процесс рождения, переход из мира неизвестного, темного, непознанного в мир человеческий, из мертвых – к живым. Лес окружает иное царство, сквозь лес идет дорога в иной мир. «Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник» [10].

Таким кустарником в колыбельных песнях является куст ракиты или малиновый куст. В языческой Руси ракита – священное дерево, дерево-оберег. В языческой Руси вокруг ракитового куста совершался обряд венчания. По старинным поверьям, верба охраняет от бед, несчастий и злых духов, поэтому раньше в домах хранили ее освященные ветки. В русской культурно-национальной традиции малина – символ сладкой, счастливой жизни. В русском фольклоре малина издревле считалась символом родины, воли, свободы. В таком контексте в колыбельной песне образ малинового кустика приобретает значение домашнего, родного, желанного (сладкого).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: в песне волк предстает как злой похититель, так и защитник младенца, находящегося между мирами. Волк - злой похититель, так как уносит ребенка в лес (неосвоенное, враждебное человеку пространство), но он уносит-то его  под РАКИТОВЫЙ КУСТ. Получается, что цель волка не навредить дитя, а уберечь его от какой-то опасности. С этой точки зрения, образ волка призван оберегать младенца во время перехода его души в мир сна и оттуда обратно в реальный мир. Вследствие чего можно сделать предположение о том, что Волк, как тотемное животное, в колыбельных песнях выступает как защитник племени.


2.4. Образ Волка и его символика в малых жанрах фольклора.

Образ Волка в пословицах и поговорках

Образ Волка часто встречается и в таких малых жанрах фольклора, как пословицы, поговорки и загадки. К примеру, в Словаре В.И.Даля статья «волк» включает 53 пословицы, где упоминается волк.

Символика образа Волка в пословицах и поговорках, как и в других жанрах фольклора, зависит от верований людей в тотемическое происхождение Волка и от быта, уклада и образа жизни древних людей. В сокровищнице народной мудрости свойства хищника-волка также находят яркое отражение.

Многие пословицы опираются на мифологические представления древних славян. Волк, по поверьям наших предков, тесно связан с нечистой силой. Эта мысль обнаруживается в пословицах: «Помяни волка, а он и тут», «Лёгок волк (чёрт) на помине».

Славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые, превращаясь в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи. По мнению Ф. Буслаева, "остаток этого предания доселе сохранился в пословице»: "Серый волк на небе звезды ловим". 

Отголоском «период двоеверия», заставившего признать св. Юрия (Егорья) вождём и владыкой волков, являются следующие пословицы: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «На то Георгий волку зубы дал, чтобы кормиться». 

В древнерусской литературе не раз встречается сравнение воина с серым волком. В словаре В.Даля находим отклик этому времени: «Солдат как волк, где попало там и рвёт».

В христианстве волк “есть хитрый и коварный зверь”, олицетворяющий зло. Пословицы, связанные с Библейской тематикой: “Волк в овечьей шкуре” , “Доверить волку пасти овец”, “С волками жить, по-волчьи выть” . [13]

В подавляющем большинстве волк выступает в пословицах и поговорках как жадный, хитрый хищник-одиночка, постоянный враг человека. Об этом говорят пословицы «Волков бояться – в лес не ходить», «Волку верь в тороках (т.е. убитому)».

Постоянный поиск волком пищи дает основание для русской пословицы «Волка ноги кормят», применимо по отношению к человеку, который все время бегает в поисках работы.

Ряд пословиц поддерживает устойчивую антитезу ВОЛК – ОВЦА как ХИЩНИК – ЖЕРТВА: «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел», «Выть тебе волком за твою овечью простоту», «Знать волка и в овечьей шкуре», «Овце с волками худо жить».

Внешний вид волка, его взгляд, голос находят отражение в ряде фразеологизмов: «волчий взгляд» (так говорят о человеке со злым взглядом), «волчий аппетит», «злой как волк», «хоть волком вой» (скажут в очень тяжелой безвыходной ситуации). О лицемере, который под маской доброты скрывает злые намерения, говорят «волк в овечьей шкуре». 

Образ Волка в загадках

Из прочитанных мною загадок лишь в 7 загадках используется образ Волка. Проанализировав их, я выяснила, что в загадках символика Волка чаще всего основывается на описание хищнических свойств, повадок этого зверя. К примеру, «Серовато, зубовато. / По полю рыщет, / Телят, ягнят ищет.  (Ответ: Волк) [13]

Но и прослеживается связь с древнеславянской мифологией. По народным сказаниям, волк является олицетворением темной тучи, заслоняющей солнце, вследствие чего воплощением темноты. Об этом загадки: «Пришел волк ( _ ) — весь народ умолк; (темная ночь) - взлетел ясен-сокол ( _ ) — весь народ пошел!» (солнце) [16]

Выводы по второй главе.

В русском былинном эпосе существует ряд былин, повествующих о двух героях-победителях, волках-оборотнях Волхе Всеславьевиче и Змее Огненном Волке. В их образах, в частности в образе Волхе, соединились древние представления о животных и традиционные качества эпического персонажа (богатыря), обладающего и признаками оборотня.

Волк в русских народных сказках рассматривается как персонаж двойственный. Это объясняется тем, что древние люди волка почитали как тотемного животного, но остерегались его как хищного зверя или представителя темной силы. В сказках о животных Волк обычно воспринимается как отрицательный герой (в 19 сказках - как отрицательный, в 3– как положительный), а в волшебных – как положительный (всего 2).

В текстах колыбельных песен волк предстает как злой похититель, так и защитник (как тотемное животное) младенца, находящегося между мирами.

Символика образа Волка в пословицах и поговорках, как и в других жанрах фольклора, также зависит от верований людей в тотемическое происхождение Волка и от быта, уклада и образа жизни древних людей. Свойства хищника-волка также находят яркое отражение.

В загадках символика Волка чаще всего основывается на описание хищнических свойств, повадок этого зверя, также прослеживается связь с древнеславянской мифологией.
















III. Заключение

Таким образом, после проведенных мною контекстуально-сопоставительных анализов произведений устного народного творчества становится ясно, что гипотеза, выдвинутая мною в начале исследования, в ходе работы нашла свое подтверждение. Действительно, в произведениях устного народного творчества семантика образа Волка связана с поверьями, бытом, укладом и образом жизни древних людей, что было в научно-исследовательской работе доказано конкретными примерами.

В древнеславянской мифологии Волк рассматривался как тотемное животное, его считали посланником бога богатства и плодородия - Велеса. Как отголосок этому почитанию, в текстах колыбельных песен волк предстает как злой похититель, так и защитник (как тотемное животное) младенца, находящегося между мирами.

Волк был Зверем Дажьбога, бога плодородия и солнечного света. Вспомним также волкодлаков - воинов - оборотней из свиты Ярилы и Велеса, полулюдей - полуволков.   Оборотничество находит отражение и в русском былинном эпосе. Существует ряд былин, повествующих о двух героях, волках-оборотнях: Волхе Всеславьевиче и Змее Огненном Волке. В образе Волхва Всеславлича соединились древние представления о животных и традиционные качества эпического персонажа-богатыря, обладающего и признаками оборотня. Образ героя белорусского и сербского эпосов - Змея Огненного Волка также восходит к общеславянскому мифу о герое, волке-оборотне. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике с "волчьей шерстью".

Двойственность образа Волка в русских народных сказках тоже объясняется тем, что древние люди волка почитали, с одной стороны, как тотемного животного, но с другой, остерегались его как хищного зверя или представителя темной силы, поэтому Волк в русских народных сказках рассматривается как отрицательный, так и положительный герой.

Древние люди считали, что Волк связан с нечистой силой. Тому подтверждение существование легенды о происхождении черта, согласно которой черт слепил волка из глины, и пословицы, в которых волк приравнивается черту.

Волка древние люди считали посредником между мирами живых и мертвых, что находит яркое отражение в легендах, приметах, пословицах и поговорках.

Символика образа Волка в пословицах и поговорках, как и в других жанрах фольклора, также зависит от верований людей в тотемическое происхождение Волка и от быта, уклада и образа жизни древних людей. Свойства хищника-волка также находят яркое отражение.

В загадках символика Волка чаще всего основывается на описание хищнических свойств, повадок этого зверя, также прослеживается связь с древнеславянской мифологией.





IV. Список использованной литературы

Афанасьев А. Н. Русские детские сказки. – М.: Дет.лит., 1987, - 239 с.

Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре – Л.: Дет.лит., 1982, - 191 с.

Былины, летописи, сказания. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.

Глинка Г.А. Языческие верования древних славян  2000http://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/10.htm#57

Головин В.В. Колыбельная песня: классификация мотивов. –http://www.ruthenia.ru/folklore/golovin1.htm

Гура А. В.Символика животных в славянской народной традиции. http://www.dissercat.com/content/simvolika-zhivotnykh-v-slavyanskoi-narodnoi-traditsii-opyt-etnolingvisticheskogo-issledovani#ixzz43RZi3epS

Иванов В. В. Волк. МНМ. Т. 1. М., 1991, с. 242.

Лукин Ю. Н.. В МИРЕ СИМВОЛОВ. http://vzms.org/lukin/symbols.htm

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

Пропп В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки», М., 1986.

Радынова О. П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 296 с.

Русская волшебная сказка. Антология. – М., «Высшая школа», 1992.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.

Русские народные сказки / Сост. В. П. Аникина. – М:. Дет. Лит., 2002. – 203 с.

Рыбаков Б.А Древняя Русь: сказания, былины, летописи. Москва ,1963 

Сборник загадок: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.

Семёнов Ю.И. «Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия» // Скепсис. — № 3/4 — (Весна 2005)

Славянская мифология. Волки в славянской мифологии. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/gods/slavjanskaja-mifologija-belyi-volk.html

Словари. http://www.insai.ru/slovar/volk-4

Соколова 3. П. Животные в религиях. СПб.: Лань, 1998. 285 с.

Соколова 3. П. Культ животных в религиях. М.: «Наука», 1972. - 214 с.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. — 622 с. 

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997

Хазанкович Ю. Г. Образ «волка» в фольклоре и литературе: к проблеме архетипа

Хафизова Л.Р. Колыбельные песни, структура и семантика (на русском материале). М., 1998. – http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/LILIA.htm

Энциклопедия знаков и символов. http://sigils.ru/symbols/chisla.html 

Приложение

Образ Волка в русских народных сказках


Название сказки

Вид сказки

Роль волка в сказке

Глупый волк

О животных

Глупый старый волк

Волк и семеро козлят

О животных

Кровожадный, злой волк

«Волк и Коза»

О животных

Кровожадный, злой волк

Свинья и волк

О животных

Злой волк

Три поросёнка

О животных

Злой волк

Лисичка-сестричка и волк

О животных

Обманутый голодный волк

Волк-дурень

О животных

Мстительный волк

Волк, медведь и лиса

О животных

Добрый глупый волк

Нет козы с орехами

О животных

Добрый волк

Волк и бараны

О животных

Злой волк

«Волк у проруби»

О животных

Глупый волк

«Мужик, медведь и лиса»

О животных

Глупый волк

«Зимовье зверей»

О животных

Глупый волк

«Собака и волк»

О животных

Глупый волк

У страха глаза велики

О животных

Добрый, трусливый волк

Ежиный лес

О животных

Злой волк

Журавль и волк

О животных

Злой и жадный волк

Овца, лиса и волк

О животных

Глупый, наивный волк

Снегурушка и лиса

Волшебная

Добрый волк

Старик и волк

О животных

Хитрый злой волк

Как лиса шила волку шубу

О животных

Хитрый злой волк

Иван-Царевич и серый волк

Волшебная

Добрый помощник

Волк без ноги

О животных

Бедный злой волк

Жадный волк

О животных

Жадный волк


Каким предстает Волк в русских народных сказках?


Положительный или отрицательный персонаж?

Волшебные сказки (количество сказок)

Сказки о животных

(количество сказок)

отрицательный

19

0

положительный

3

2



t1585245153aa.png



Образ Волка в колыбельных песнях


Название песни

Отрывок

Роль волка

Придёт серенький волчок (Добряков Г. Вестник Европы 1914г.)

"Придёт сереньки волчок Схватит Катю за бочок…"

(нашла 11 вариантов данной песни)

Страшное для ребёнка существо

Баю-баюшки-баю

"Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю…"

Устрашающее существо, которое может укусить ребёнка за бочок

Колыбельная серого волка (Мейби)

"Челюсти волка сводит протяжный вой

Кажется стоном нервная полупеснь…"

Злой герой с клыками

По синю морю корабль бежит (Верховень В.)

"По синю морю корабль бежит,

Серый волк на носу стоит…"

Обитатель кораблика,

беззлобный волк

Козлушка белоногушка (Верховень В.)

"Козлушка белоногушка

По лесу ходила…"

Волк, которого дразнила Козлушка

Гуси вы, гуси (Верховень В.)

"Гуси вы, гуси,

Красные лапки…"

Волк, который украл самого лучшего гусёнка


1. Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он потащит во лесок

Под ракитовый кусток.




2. О баю, баю, баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Схватит (имя) за бочок

И утащит во лесок.

Во леске-то есть пенек,

Во пеньке-то очепок,

В очепке-то люлечка,

А в люлечке (имя).


3. Баю-баю-баю-баю

Не ложись, дитя, на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок,

Схватит детку за бочок,

Схватит детку за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.



3. Баю, баюшки, баю,

Не ложись, сынок, с краю,

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит он в лесок

Под ракитовый кусток,

Положит под кустик

И домой не пустит.

Под ракитовом кустом

Он зароет во песок.

Весь песочек перероем,

Все кусточки перберем,

Но сыночка мы найдем,

Домой к маме принесем.



4. Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут



5. Бай, бай, бай, бай,

Спи, мой милый, засыпай,

У баю, баю, баю,

Не ложись на краю.

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

У баю, баю, баю,

Нет ли местечка в раю

Про малюточку мою?




6. Баю-баюшки-баю,

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

А там бабушка живет

И калачики печет,

И детишкам продает,

А Ванюше так дает.



7. А баю-баю-баю,

Не ложися на краю -

Придет серенький волчок

И утащит за бочок

За ракитовый кусток

Во далекий во лесок.

Тама бабушки живут,

Оне олашек напекут.



9. Баю-бабшки-баю

Не ложися на краю

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок

Он утащит во лесок

Закапает во песок

Будет (имярека) солнце печь

Будет с (имярека) сало течь

Станут люди проезжать

Будут в сало хлеб макать…


10. Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

А ложись в середочке,

Держись за веревочку,

Придет серенький волчок —

Схватит Свету за бочок,

Утащит во лесок,

Закопает во песок.


11. О баю, баю, баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Схватит (имя) за бочок

И утащит во лесок.

Во леске-то есть пенек,

Во пеньке-то очепок,

В очепке-то люлечка,

А в люлечке (имя).


Образ Волка в пословицах и поговорках



Отольются волку и овечкины слёзки

Сколько волка не корми, он в лес смотрит

Дёшево волк в пастухи нанимается, да мир подумывает

На волка слава, а овец таскает Савва

Волка зубы кормят, Зайца ноги носят, лису хвост бережёт

Волк - не пастух, свинья - не огородник

Волка бьют не гонкой, волка бьют уловкой

Волка в плуг, да он в луг

Худо овцам, где волк воевода

Волк волка не съест

Волк волком не травится

Видя козу, волк забывает грозу

Волка видно и в овечьей шкуре

А дело бывало - и коза волка съедала

Волк коню не товарищ

Волка ноги кормят

Волков бояться - в лес не ходить

Волков боятся - с козлами дружить

Дело не медведь (не волк), в лес не уйдет (не убежит)

И волки сыты, и овцы целы

И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память

И комар лошадь свалит, коли волк пособит

Как волка ни корми, а он все в лес глядит

Кобыла с волком тягалась, только хвост да грива осталась

Когда говоришь о волке, видишь его хвост

Лезет в волки, а хвост собачий

На подмогу волка не зови

На то и волк в лесу, чтобы заяц ушами не хлопал

Не гонкой волка бьют, уловкой

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел

Не волчий зуб, так лисий хвост

Не первая зима волку зимовать

Овца волку друг, брат, шерсть и мясо

Одна была у волка песенка, и ту переняли

Отзовутся волку овечьи слезки

Походишь по волчьему следу - узнаешь волчью жизнь

С волками жить – по-волчьи быть

Сказал бы словечко, да волк недалечко

Сколько волка ни корми, всё равно в лес смотрит

Сытый волк смирнее ненасытного человека

Тамбовский волк свинье не пара

Убей не волка, а страх в себе перед волком

Волку сеном брюха не набить

Волку верь в тороках (т.е. убитому)

Веселье волку, как не слышит за собой гонку;

Ловит и волк, доколе волка не поймают.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел

Стань ты овцой, а волки готовы

Выть тебе волком за твою овечью простоту

Знать волка и в овечьей шкуре

И то бывает, что овца волка съедает

Кто веру имёт, что волк овцу спасёт?

Крадёт волк и считанную овцу

И больного волка с овцу станет

Овце с волками худо жить.

Помяни волка (чёрта), а он и тут

Лёгок волк (чёрт) на помине

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Волка на собак в помощь не зови.

Не клади волку пальца в рот

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел

Волка ноги кормят

Не первая зима волку зимовать

Либо с волками выть, либо съеденным быть

Сытый волк смирнее ненасытного человека

Таскал волк, потащат и волка

Сколько волка не корми, все в лес тянет

А дело бывало - и коза волка съедала

Волк коню не товарищ

Волков бояться - в лес не ходить

Волков боятся - с козлами дружить

И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память

И комар лошадь свалит, коли волк пособит

Как волка ни корми, а он все в лес глядит

Кобыла с волком тягалась, только хвост да грива осталась

Когда говоришь о волке, видишь его хвост

Лезет в волки, а хвост собачий

На подмогу волка не зови

На то и волк в лесу, чтобы заяц ушами не хлопал

Не гонкой волка бьют, уловкой

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел

Не волчий зуб, так лисий хвост

Не первая зима волку зимовать

Не стреляй в зайца, убегающего от волка - наживешь врага

Овца волку друг, брат, шерсть и мясо

Одна была у волка песенка, и ту переняли

Отзовутся волку овечьи слезки

От внезапной смерти в желудке волка спасет только смерть этого волка

Походишь по волчьему следу - узнаешь волчью жизнь

С волками жить – по-волчьи быть

Сказал бы словечко, да волк недалечко

Сытый волк смирнее ненасытного человека

Тамбовский волк свинье не пара

Убей не волка, а страх в себе перед волком

Отольются волку овечьи слёзки.




Образ Волка в загадках


Загадка

Отгадка

Каким волк представляется в загадке

1

Серый, страшный и зубастый Произвел переполох

Все зверята разбежались. Напугал зверят тех…

Волк

Серый, страшный и зубастый волк

2

Кто зимой холодной Бродит злой, голодный?

Волк

Злой, голодный бродяга

3

Серый гонится за белым, Хочет белым пообедать. Как догонит - зубом щёлк: Белый - бедный, сытый -...

Волк

Серый, злой и в итоге сытый волк

4

Дружбу водит лишь с лисой. Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк Очень страшный серый ...

Волк

Сердитый, злой зверь

5

На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть На овцу готов напасть.

Волк

Волк, который похож на овчарку

6

Серовато, зубовато. По полям рыщет, Телят, ягнят ищет.

Волк

Сероватое, зубастое существо

7

Все время по лесу он рыщет, 
Он в кустах кого-то ищет. 
Он из кустов зубами щелк, 
Кто скажите это - …

Волк

Злой, голодный волк


Пришел волк ( _ ) — весь народ умолк;

взлетел ясен-сокол ( _ ) — весь народ пошел!

темная ночь

солнце

волк как гонитель туч



17



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал. Обязательно воспользуюсь.

27 March 2020

Спасибо, что удостоили вниманием нашу работу.

30 March 2020

Спасибо, очень интересно!

22 February

Похожие публикации