Публикация по литературе «Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества» (5–7 класс)
Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества
Козлова Кристина Владимировна, ученица 7 «А» класса
МБОУ «Гимназия №5» города Норильска
Хуснутдинова Фания Имаутдиновна, учитель русского языка и литературы
г. Норильск
2018 г.
Оглавление
I. Введение …………………………………………………………………….стр. 3 - 4
II. Основная часть…..………………………………………….. ……………стр. 4 – 13
Глава I. Образ волка и его символика в верованиях древних славян
1.1. Образ волка и его символика в верованиях древних славян ……….стр. 4 – 7
1.2. Образ Волка и его символика в христианской религии……………..стр. 7
Выводы по 1 главе………………………………………………………………...стр. 7-8
Глава 2. Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества
2.1. Образ Волка и его символика в былинном эпосе…………………….стр. 9
2.2. Образ Волка и его символика в русских народных сказках. …………стр. 9 – 10
2.3. Образ Волка и его символика в колыбельных песнях. ……………….стр. 10 – 11
2.4. Образ Волка и его символика в малых жанрах фольклора. ………….стр. 11-12
Выводы по 2 главе…………………………………………………… ……………стр. 13
Заключение …………………………………...............................................стр. 14
Список литературы
I. Введение
Актуальность выбранной темы
«Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества». В чем актуальность данной темы?
Во-первых, интересна сама тема для исследования. Волки - загадочные мифологизированные животные, безжалостные демоны ночи, существа сверхъестественные, причастные к миру Богов и Духов - издавна у людей вызывали интерес. Пресловутый зверь, воспитавший основателей Рима, персидского царя Кира, славянских близнецов-великанов Горыню и Дубыню, какой он? Зверь Апокалипсиса, в чьих зеленоватых глазах горят завораживающие огоньки, от чьего жуткого ночного воя леденеет кровь. Зверь, без образа которого трудно представить мифологию и фольклор разных народов. Кто он, каково его происхождение? В чем заключается магическая сила этого образа? Эти вопросы испокон веков волнуют многие умы человечества.
Во-вторых, многие известные ученые-литературоведы и писатели-философы, такие как Пропп В.Я., Бахтин В.С., Рыбаков Б.А., Гура А.В., Семенов Ю.И., Соколова З.П., Токарев С.А. оставили ряд интереснейших научно-исследовательских работ, посвященных данной теме, что подтверждает мысль о ее актуальности.
В-третьих, интерес к произведениям устного народного творчества, в которых одним из главных героев является волк, никогда не пропадет, так как Волка, как носителя зла и добра одновременно, можно считать отражением внутреннего мира человека и его жизни вообще, где всегда противоборствуют два начала: ДОБРО и ЗЛО.
Цель: исследовать особенности развития образа Волка и его символику и определить его роль в произведениях устного народного творчества.
Задачи:
определить символику Волка;
изучить и проанализировать мифы древних славян и произведения устного русского народного творчества;
найти в текстах фольклорных произведений примеры, подтверждающие многозначность символики образа Волка;
рассмотреть историко-литературные подходы к исследованию традиций в изображении образа Волка;
определить семантическую роль образа Волка в произведениях устного народного творчества;
проанализировать и обобщить полученные данные.
Объект исследования: произведения устного народного творчества (сказки, былины, колыбельные песни, пословицы, загадки), в которых присутствует образ Волка
Предмет исследования: образ Волка и его символика
Гипотеза исследования: семантика образа Волка в произведениях устного народного творчества связана с поверьями, бытом, укладом и образом жизни древних людей.
Методы исследования:
поисково-исследовательский;
описательный;
метод наблюдения;
сравнительно-сопоставительный анализ.
Научная новизна данного исследования заключается в выявлении славянской традиции в символике Волка в произведениях устного народного творчества.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования и фактический материал могут быть использованы в процессе урочной и внеурочной деятельности педагогами и учащимися младших и средних классов при изучении произведений устного народного творчества.
II. Основная часть
Глава I. Образ волка и его символика в верованиях древних славян
1.1. Образ волка в верованиях древних славян
Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество — прародитель.
У предков славян культ волка был широко распространён. Символика Волка в верованиях древних славян многозначна.
Волк как тотемное животное
Основным занятием у древних людей была охота, поэтому они верили, что их прародители — дикие животные и считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное (тотем). Поэтому исследователь в области мифологии Семёнов Ю.И. считает, что «мифология своими корнями уходит к тотемизму» [17]. К примеру, несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо слова “волк” они говорили “лютый”, а себя называли “лютичами”. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых просили силы и мудрости, так как волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. [18]
Токарев С.А. в своей работе «Ранние формы религии» видит «в тотемизме одну из древнейших форм религиозных идей и обрядов» и дает такое объяснение тотемическим верованиям: «Земля, на которой живет, кочует, охотится данный род, земля с обитающими на ней животными и растениями рисуется в сознании первобытного охотника по образу и подобию тех же кровнородственных отношений. Тесная связь рода со своей территорией, с ее животным и растительным миром осознается как кровное родство с ними». [22]
Древние славяне волков считали посланниками бога. В раннем язычестве волк был тучегонителем, а в дальнейшем его хозяином становился бог-громовник Перун, которого считали также покровителем волков. А древнерусские воины отождествлялись с волками, поэтому Перуна также называли покровителем воинов-дружинников.
Волк был вестником бога богатства и плодородия Велеса (Волоса). "Велесовы дни", связанные с плодородием и скотом, приходившиеся на зимние святки, называли "волчьим праздником".[18]
Волк считался Зверем Дажьбога (др.-рус. Дажьбогъ) — одного из главных богов в восточнославянской мифологии, бога плодородия и солнечного света, сына Сварога. Дажьбог, как и многие другие божества, является «оборотнем»: он мог превращаться в большого хромого белого волка. [18]
Волкам, как посланникам бога, полагалось принести жертвы, обычно жертвоприношение совершали в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. [21]
Волк как посредник между мирами живых и мертвых
Волк является посредником между миром живых людей и миром умерших. Так, например, сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на "том свете", и поэтому при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших. [21]
Согласно одному из славянских поверий, встретив волка, нужно назвать три имени своих мертвых родичей, и тогда волк не тронет, что, безусловно, связано с его ролью проводника в загробном мире. [21]
Волк как демоническое животное. Волкодлаки (Влекодлаци)
В славянской мифологии существовали также волкодлаки - воины - оборотни из свиты Ярилы и Велеса, полулюди - полуволки. Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Оборотничество было настолько распространено среди славянских племен, что упоминание об этом есть даже в трудах Геродота. Подчеркивая неразрывную связь невров, скифов, живущих на северных границах, с волком древнегреческий историк пишет: "Эти люди, по-видимому, оборотни. Каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова возвращается в своё прежнее состояние ".
Древние люди верили, что обращение оборотней в волков происходит преимущественно два раза в году — на коляду и в Иванову ночь, во время летнего солнцестояния. Так, например, в Польше «на коляду» ряженые бегали по селу с чучелом волка или с волчьей шкурой, носили волчьи маски и другие волчьи атрибуты. [21]
Волкадлаки - физически очень сильные существа-оборотни, обладающие сверхъестественными способностями. Поверья белорусов о колдунах-оборотнях гласит: «Есть такие особые чаровники, которые могут обращаться в волка и производить опустошения. Такого волка нельзя ни убить, ни поймать»". [21]
Культ Волка в охотничьем деле
Волк – удачливый охотник, отсюда желание людей, чье занятие была охота, подражать этому животному. Это отразилось в охотничьих ритуалах: в плясках в звериных шкурах, что в свою очередь переросло в промысловую магию. При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первым, то он никогда не нападет. [21] На охоте старались не спугнуть зверя шумом.
Культ Волка в земледелии
Волк в народном представлении наших предков связывался с плодородием. Согласно материалам Энциклопедии, для древних славян-земледельцев волки были очень полезны весной, так как они во время всходов яровых помогали контролировать численность косулей, диких коз, оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам. [21]
Такая же тенденция сохранилась и при христианстве. Так, например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже может предсказывать урожай, а у восточных славян встреча с волком считалось доброй приметой. В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили: "По хлебам проходит волк", "Ржаной волк бежит по полю". [21]
Волк как представитель нечистой силы
Происхождение волка в народных поверьях связывалось обычно с нечистой силой. Например, по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не мог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. После оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу, вследствие чего черт стал хромать. А другой вариант этой легенды гласит, что черт, позавидовав Богу, когда тот создал Адама, попытался сам сотворить человека, но вместо этого у него получился волк. [18]
Считалось, что волк, подобно нечистым духам, мгновенно отзывается на звук своего имени, поэтому в народе запрещалось упоминать имя волка, чтобы не вызывать его гнев. Поэтому называли его "зверем", "серым", "бирюком", "лыкусом", "кузьмой" и др. A.B.Гура приводит еще одно название Волка: «Петенька». [6]
Повсюду существовало также поверье о том, что волки находятся в подчинении у лешего, который распоряжается ими, как своими собаками, кормит их хлебом и указывает им, какую скотину в стаде можно съесть. При этом леший и сам может обернуться белым волком. В некоторых местах пастухи, стремясь задобрить лешего, даже специально оставляли в лесу на съедение волкам одну овцу, корову из стада. [4]
При христианстве покровителем волков и одновременно охранителем стад стал считаться св. Георгий (Юрий, Егорий), «волчий пастырь». Он собирал волков вокруг себя и говорил, где и чем кормиться. Среди крестьян существовало поверье, что на Юрьев день Егорий Храбрый разъезжает по лесам на белом коне и раздает волкам наказы. Это, в свою очередь, привело к тому, что нападение волка на скотину стало рассматриваться крестьянами как признак будущей удачи и довольства. [17]
О связи Волка с нечистой силой подтверждает и тот факт, что славяне при встрече с волком отвращали его молитвой и крестным знамением, как черта. Входя в лес, крестьяне обычно читали заговор "от злого зверя", чтобы не встретить волка. [26]
Культ Волка как духа-хранителя.
С культом Волка как духа-покровителя связан обычай ношения волчьих амулетов: украшения мужчин чаще всего состояли из волчьих клыков. Волчий зуб в некоторых местах давали грызть ребенку, у которого прорезывались зубы. Считалось, что тогда у малыша будут такие же крепкие и здоровые зубы, как у волка. [21]
Волк как предвестник неудачи
Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала славян. Волчий вой считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. В народных приметах волк, забежавший в деревню, считался приметой неурожая. [21]
1.3. Образ Волка в христианской религии
В христианской религии Волк - олицетворение хищности и злобы, злейший пастырь, похититель овец (то есть людей как паствы). В Библейской энциклопедий говорится, что «Волк — страшнейший враг овец (Мф. VII, 15 и др.). Не зря в Священном Писании жестокость гонителей Израиля сравнивают с лютостью волка (Иез. XXII, 27).
Господь Иисус Христос, предостерегая Своих учеников от лжеучителей, говорит: «Они приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. VII, 15, 16).
Мирное сосуществование Волка и агнеца - яркий метафорический образ, характеризующий всеобщий мир в Царстве Божием (Ис 11:6; 65:25). [26]
Выводы по первой главе.
Таким образом, в славянской мифологии Волк рассматривается как тотемное животное. Например, несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество.
Волка считали посредником между мирами живых и мертвых, что находит яркое отражение во многих легендах, приметах.
В славянской мифологии Волк рассматривался как демоническое животное: вспомним волкодлаков - воинов - оборотней из свиты Ярилы и Велеса.
Культ Волка в народном представлении древних славян также связывался с плодородием и охотой.
Древние люди также считали, что Волк связан с нечистой силой.
По поверьям древних славян, волк - дух-покровитель. Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка в народе нередко служили амулетами, обладающими лечебными свойствами.
Волк считался предвестником неудачи. К примеру, волчий вой считался дурным знаком, предвещающим голод, войну или суровую зиму. С этой точки зрения Волк рассматривался как животное, вызывающее у людей страх.
Глава 2. Образ Волка и его символика в произведениях устного народного творчества
Как священное животное, волк весьма почитался славянами, и отголоски этих почитаний находят яркое отражение в произведениях устного народного творчества.
Образ Волка огромное место занимает в русском фольклоре: этого загадочного персонажа можно встретить и в былинном эпосе, и в сказках, и в колыбельных песнях, и в малых жанрах устного народного творчества. Какую смысловую нагрузку несет образ Волка в этих произведениях? Прочитав и проанализировав русские народные сказки, былины, а также пословицы, поговорки и загадки, мы решили выяснить это. За основу было взято 24 русские народные сказки, 5 былин, 17 колыбельных песен (в том числе и варианты песен) и множество пословиц и поговорок, загадок. (см. Приложение)
2.1. Образ Волка и его символика в былинном эпосе
Русский былинный эпос также не обходит стороной символику Волка. Существует ряд былин, повествующих о двух героях волках-оборотнях Волхе Всеславьевиче и Змее Огненном Волке, которые благодаря оборотничеству, одержали победу над врагом.
Вольга Святославич (Волх Всеславьевич)
Волхв Всеславлич Полоцкий (вторая половина 11 в.), рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и Змея, охотник, богатырь и оборотень, - один из древнейших и удивительнейших образов в русских былинах, уходящий корнями в первобытно-общинный миф. Он умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния.
Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков, так как сопровождается традиционными знамениями: гремит гром, дрожит земля, разбегаются птицы, рыбы и звери. Сразу же после рождения Волх начинает говорить, В детстве он играет «злат шеломом» и «палицей весом в триста пудов». В семь лет он овладевает не только науками, но и приобретает способность превращаться в сокола, волка, тура. В двенадцать лет он собирает дружину и в 15 лет уже совершает воинские подвиги. В образе Волха соединились древние представления о животных и традиционные качества эпического персонажа (богатыря), обладающего и признаками оборотня.Змей Огненный Волк
Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое, волке-оборотне. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с "волчьей шерстью". Он может оборачиваться волком и другими животными, совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных. [3]
2.2. Образ Волка и его символика в русских народных сказках.
Серый Волк – достаточно распространенный и двойственный персонаж в русских народных сказках. Он обладает и положительными, и отрицательными чертами. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена, когда, с одной стороны, волка почитали как тотемного животного, а с другой, остерегались его как хищного зверя или представителя темной силы. Поэтому символика данного образа на страницах русских сказок неоднозначна.
Волк как мудрый, верный помощник
В русских волшебных сказках волк, как и у многих других славянских народов, наделен мудростью, говорит человеческим голосом и помогает герою преодолеть любые препятствия и расстояния, быстрее ветра перенося героя с одной на другую сторону света.
В волшебных сказках Серый Волк предстает как мудрый и верный помощник. Возьмем, к примеру, сказку «Иван Царевич и Серый Волк». Все три испытания: изловить Жар-птицу, обуздать Златогривого Коня, привезти невесту – Елену Прекрасную - Иван Царевич проходит благодаря помощи Серого Волка. Даже тогда, когда собственные братья из зависти убивают Ивана Царевича, Волк приходит ему на помощь: отпаивает его Живой и Мёртвой водой. Серый Волк в данной сказке также выступает и вершителем справедливости: растерзав братьев до смерти, восстанавливает справедливость в мире. Волк становится символом победы добра над злом.
Почему же волк — вор и разбойник по своей звериной натуре — помогает человеку и даже готов пожертвовать за него жизнью? Мы находим здесь следы почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей племени. Именно поэтому он способен раздобыть живую и мертвую воду, воскресить погибшего героя, хотя обычному зверю это было бы не под силу.
Волк как глупый, наивный персонаж
В сказках о животных чаще всего волк – это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют: его легко обманывает хитрая лиса, ловят и бьют охотники. К примеру, таким предстает Волк в сказках «Лисичка-сестричка и Волк», «Волк-дурень», «Волк у проруби», «Как Лиса шила Волку шубу», «Мужик, медведь и лиса», «Зимовье зверей», «Собака и волк», «Глупый волк».
Волк как злой, жестокий, хитрый, кровожадный зверь
Волк также является в сказках о животных жадным, злым, жестоким и хитрым зверем; к примеру, сказки «Волк и Коза», «Волк и семеро козлят» об этом и повествуют.
Волк жесток, свиреп, зол, жаден – вот основные его качества, обычно рассматриваемые в некоторых сказках о животных. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь и т.д.. Но жестокость Волка всегда наказывается.
Одна из самых знаменитых сказок про волка – сказка «Волк и семеро козлят», в которой Волк предстает перед нами жестоким и беспощадным. Волк обманом проникает в дом Козы и съедает всех козлят, кроме одного. Именно благодаря маленькому козленку, не замеченному волком, в сказке наказывается зло, жадность и беспощадность. Распоров живот Волка, освобождают козлят, что означает, по мнению В.Проппа, наказанием Волка. [10]
Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод о том, что волк выступает в русских сказках как положительный, так и отрицательный герой. Его отрицательные черты – это глупость, наивность, жадность, свирепость, хитрость, положительные – верность, мудрость, отзывчивость. Анализы результатов исследования показали, что из 24 прочитанных мною сказок в 21 сказке Волк предстает как герой отрицательный, лишь в 3 - положительный. Обратим внимание на таблицу и диаграмму, чтобы наглядно сопоставить двойственность образа Волка в русских народных сказках. (См.ПРИЛОЖЕНИЕ)
2.3. Образ Волка и его символика в колыбельных песнях.
Колыбельные песни – один из древнейших видов устного народного творчества. Тематика сюжетов колыбельных песен разная. Один из исследователей этого фольклорного жанра В.В. Головин [5] считает, что колыбельные песни подразделяются на песни со страшным и нестрашным сюжетом в зависимости от типа персонажа. Конечно же, главный герой колыбельных песен со страшным сюжетом – это волк, традиционно воспринимаемый в фольклоре как вредитель. Л.Р. Хафизова в своей работе [25] относит волка к зооморфным персонажам, мешающим ребёнку спать (наряду с собачкой, мухой, котиком, козой).
Какова семантика образа волка в русских традиционных колыбельных?
Всем с детства известны слова колыбельной о сером волчке (есть множество вариантов этой песни. См. Приложение): «Баю-баюшки-баю, / Не ложися на краю. / Придет серенький волчок / И ухватит за бочок. / Он потащит во лесок / Под ракитовый кусток». Согласно сюжету «Песни о Сером Волчке», волк совершает ряд действий, который четко прослеживается в употреблении таких глаголов, как ухватит, укусит, утащит, потащит, унесет, уволочет, не пустит, зароет во песок, положит под кусток. Семантика глаголов ухватит, укусит предполагает смысл «ранить, вонзив зубы». «Утащит» – унесет тайком, без спросу, украдет или унесет с собой куда-нибудь против воли.
По сюжету волк уносит свою жертву в лес под ракитовый куст. По утверждению В.Я. Проппа, лес – таинственное, враждебное человеку место, где обычно осуществляли обряд посвящения – обряд перехода. Первый обряд перехода в жизни человека – процесс рождения, переход из мира неизвестного, темного, непознанного в мир человеческий, из мертвых – к живым. Лес окружает иное царство, сквозь лес идет дорога в иной мир. «Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник» [10].
Таким кустарником в колыбельных песнях является куст ракиты или малиновый куст. В языческой Руси ракита – священное дерево, дерево-оберег. В языческой Руси вокруг ракитового куста совершался обряд венчания. По старинным поверьям, верба охраняет от бед, несчастий и злых духов, поэтому раньше в домах хранили ее освященные ветки. В русской культурно-национальной традиции малина – символ сладкой, счастливой жизни. В русском фольклоре малина издревле считалась символом родины, воли, свободы. В таком контексте в колыбельной песне образ малинового кустика приобретает значение домашнего, родного, желанного (сладкого).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: в песне волк предстает как злой похититель, так и защитник младенца, находящегося между мирами. Волк - злой похититель, так как уносит ребенка в лес (неосвоенное, враждебное человеку пространство), но он уносит-то его под РАКИТОВЫЙ КУСТ. Получается, что цель волка не навредить дитя, а уберечь его от какой-то опасности. С этой точки зрения, образ волка призван оберегать младенца во время перехода его души в мир сна и оттуда обратно в реальный мир. Вследствие чего можно сделать предположение о том, что Волк, как тотемное животное, в колыбельных песнях выступает как защитник племени.
2.4. Образ Волка и его символика в малых жанрах фольклора.
Образ Волка в пословицах и поговорках
Образ Волка часто встречается и в таких малых жанрах фольклора, как пословицы, поговорки и загадки. К примеру, в Словаре В.И.Даля статья «волк» включает 53 пословицы, где упоминается волк.
Символика образа Волка в пословицах и поговорках, как и в других жанрах фольклора, зависит от верований людей в тотемическое происхождение Волка и от быта, уклада и образа жизни древних людей. В сокровищнице народной мудрости свойства хищника-волка также находят яркое отражение.
Многие пословицы опираются на мифологические представления древних славян. Волк, по поверьям наших предков, тесно связан с нечистой силой. Эта мысль обнаруживается в пословицах: «Помяни волка, а он и тут», «Лёгок волк (чёрт) на помине».
Славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые, превращаясь в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи. По мнению Ф. Буслаева, "остаток этого предания доселе сохранился в пословице»: "Серый волк на небе звезды ловим".
Отголоском «период двоеверия», заставившего признать св. Юрия (Егорья) вождём и владыкой волков, являются следующие пословицы: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «На то Георгий волку зубы дал, чтобы кормиться».
В древнерусской литературе не раз встречается сравнение воина с серым волком. В словаре В.Даля находим отклик этому времени: «Солдат как волк, где попало там и рвёт».
В христианстве волк “есть хитрый и коварный зверь”, олицетворяющий зло. Пословицы, связанные с Библейской тематикой: “Волк в овечьей шкуре” , “Доверить волку пасти овец”, “С волками жить, по-волчьи выть” . [13]
В подавляющем большинстве волк выступает в пословицах и поговорках как жадный, хитрый хищник-одиночка, постоянный враг человека. Об этом говорят пословицы «Волков бояться – в лес не ходить», «Волку верь в тороках (т.е. убитому)».
Постоянный поиск волком пищи дает основание для русской пословицы «Волка ноги кормят», применимо по отношению к человеку, который все время бегает в поисках работы.
Ряд пословиц поддерживает устойчивую антитезу ВОЛК – ОВЦА как ХИЩНИК – ЖЕРТВА: «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел», «Выть тебе волком за твою овечью простоту», «Знать волка и в овечьей шкуре», «Овце с волками худо жить».
Внешний вид волка, его взгляд, голос находят отражение в ряде фразеологизмов: «волчий взгляд» (так говорят о человеке со злым взглядом), «волчий аппетит», «злой как волк», «хоть волком вой» (скажут в очень тяжелой безвыходной ситуации). О лицемере, который под маской доброты скрывает злые намерения, говорят «волк в овечьей шкуре».
Образ Волка в загадках
Из прочитанных мною загадок лишь в 7 загадках используется образ Волка. Проанализировав их, я выяснила, что в загадках символика Волка чаще всего основывается на описание хищнических свойств, повадок этого зверя. К примеру, «Серовато, зубовато. / По полю рыщет, / Телят, ягнят ищет. (Ответ: Волк) [13]
Но и прослеживается связь с древнеславянской мифологией. По народным сказаниям, волк является олицетворением темной тучи, заслоняющей солнце, вследствие чего воплощением темноты. Об этом загадки: «Пришел волк ( _ ) — весь народ умолк; (темная ночь) - взлетел ясен-сокол ( _ ) — весь народ пошел!» (солнце) [16]
Выводы по второй главе.
В русском былинном эпосе существует ряд былин, повествующих о двух героях-победителях, волках-оборотнях Волхе Всеславьевиче и Змее Огненном Волке. В их образах, в частности в образе Волхе, соединились древние представления о животных и традиционные качества эпического персонажа (богатыря), обладающего и признаками оборотня.
Волк в русских народных сказках рассматривается как персонаж двойственный. Это объясняется тем, что древние люди волка почитали как тотемного животного, но остерегались его как хищного зверя или представителя темной силы. В сказках о животных Волк обычно воспринимается как отрицательный герой (в 19 сказках - как отрицательный, в 3– как положительный), а в волшебных – как положительный (всего 2).
В текстах колыбельных песен волк предстает как злой похититель, так и защитник (как тотемное животное) младенца, находящегося между мирами.
Символика образа Волка в пословицах и поговорках, как и в других жанрах фольклора, также зависит от верований людей в тотемическое происхождение Волка и от быта, уклада и образа жизни древних людей. Свойства хищника-волка также находят яркое отражение.
В загадках символика Волка чаще всего основывается на описание хищнических свойств, повадок этого зверя, также прослеживается связь с древнеславянской мифологией.
Таким образом, после проведенных мною контекстуально-сопоставительных анализов произведений устного народного творчества становится ясно, что гипотеза, выдвинутая мною в начале исследования, в ходе работы нашла свое подтверждение. Действительно, в произведениях устного народного творчества семантика образа Волка связана с поверьями, бытом, укладом и образом жизни древних людей, что было в научно-исследовательской работе доказано конкретными примерами.
В древнеславянской мифологии Волк рассматривался как тотемное животное, его считали посланником бога богатства и плодородия - Велеса. Как отголосок этому почитанию, в текстах колыбельных песен волк предстает как злой похититель, так и защитник (как тотемное животное) младенца, находящегося между мирами.
Волк был Зверем Дажьбога, бога плодородия и солнечного света. Вспомним также волкодлаков - воинов - оборотней из свиты Ярилы и Велеса, полулюдей - полуволков. Оборотничество находит отражение и в русском былинном эпосе. Существует ряд былин, повествующих о двух героях, волках-оборотнях: Волхе Всеславьевиче и Змее Огненном Волке. В образе Волхва Всеславлича соединились древние представления о животных и традиционные качества эпического персонажа-богатыря, обладающего и признаками оборотня. Образ героя белорусского и сербского эпосов - Змея Огненного Волка также восходит к общеславянскому мифу о герое, волке-оборотне. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике с "волчьей шерстью".
Двойственность образа Волка в русских народных сказках тоже объясняется тем, что древние люди волка почитали, с одной стороны, как тотемного животного, но с другой, остерегались его как хищного зверя или представителя темной силы, поэтому Волк в русских народных сказках рассматривается как отрицательный, так и положительный герой.
Древние люди считали, что Волк связан с нечистой силой. Тому подтверждение существование легенды о происхождении черта, согласно которой черт слепил волка из глины, и пословицы, в которых волк приравнивается черту.
Волка древние люди считали посредником между мирами живых и мертвых, что находит яркое отражение в легендах, приметах, пословицах и поговорках.
Символика образа Волка в пословицах и поговорках, как и в других жанрах фольклора, также зависит от верований людей в тотемическое происхождение Волка и от быта, уклада и образа жизни древних людей. Свойства хищника-волка также находят яркое отражение.
В загадках символика Волка чаще всего основывается на описание хищнических свойств, повадок этого зверя, также прослеживается связь с древнеславянской мифологией.
IV. Список использованной литературы
Афанасьев А. Н. Русские детские сказки. – М.: Дет.лит., 1987, - 239 с.
Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре – Л.: Дет.лит., 1982, - 191 с.
Былины, летописи, сказания. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.
Глинка Г.А. Языческие верования древних славян 2000http://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/10.htm#57
Головин В.В. Колыбельная песня: классификация мотивов. –http://www.ruthenia.ru/folklore/golovin1.htm
Гура А. В.Символика животных в славянской народной традиции. http://www.dissercat.com/content/simvolika-zhivotnykh-v-slavyanskoi-narodnoi-traditsii-opyt-etnolingvisticheskogo-issledovani#ixzz43RZi3epS
Иванов В. В. Волк. МНМ. Т. 1. М., 1991, с. 242.
Лукин Ю. Н.. В МИРЕ СИМВОЛОВ. http://vzms.org/lukin/symbols.htm
Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
Пропп В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки», М., 1986.
Радынова О. П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 296 с.
Русская волшебная сказка. Антология. – М., «Высшая школа», 1992.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
Русские народные сказки / Сост. В. П. Аникина. – М:. Дет. Лит., 2002. – 203 с.
Рыбаков Б.А Древняя Русь: сказания, былины, летописи. Москва ,1963
Сборник загадок: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.
Семёнов Ю.И. «Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия» // Скепсис. — № 3/4 — (Весна 2005)
Славянская мифология. Волки в славянской мифологии. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/gods/slavjanskaja-mifologija-belyi-volk.html
Словари. http://www.insai.ru/slovar/volk-4
Соколова 3. П. Животные в религиях. СПб.: Лань, 1998. 285 с.
Соколова 3. П. Культ животных в религиях. М.: «Наука», 1972. - 214 с.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. — 622 с.
Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997
Хазанкович Ю. Г. Образ «волка» в фольклоре и литературе: к проблеме архетипа
Хафизова Л.Р. Колыбельные песни, структура и семантика (на русском материале). М., 1998. – http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/LILIA.htm
Энциклопедия знаков и символов. http://sigils.ru/symbols/chisla.html
Приложение
Образ Волка в русских народных сказках
| Название сказки | Вид сказки | Роль волка в сказке |
Глупый волк | О животных | Глупый старый волк | |
Волк и семеро козлят | О животных | Кровожадный, злой волк | |
«Волк и Коза» | О животных | Кровожадный, злой волк | |
Свинья и волк | О животных | Злой волк | |
Три поросёнка | О животных | Злой волк | |
Лисичка-сестричка и волк | О животных | Обманутый голодный волк | |
Волк-дурень | О животных | Мстительный волк | |
Волк, медведь и лиса | О животных | Добрый глупый волк | |
Нет козы с орехами | О животных | Добрый волк | |
Волк и бараны | О животных | Злой волк | |
«Волк у проруби» | О животных | Глупый волк | |
О животных | Глупый волк | ||
«Зимовье зверей» | О животных | Глупый волк | |
«Собака и волк» | О животных | Глупый волк | |
У страха глаза велики | О животных | Добрый, трусливый волк | |
Ежиный лес | О животных | Злой волк | |
Журавль и волк | О животных | Злой и жадный волк | |
Овца, лиса и волк | О животных | Глупый, наивный волк | |
Снегурушка и лиса | Волшебная | Добрый волк | |
Старик и волк | О животных | Хитрый злой волк | |
Как лиса шила волку шубу | О животных | Хитрый злой волк | |
Иван-Царевич и серый волк | Волшебная | Добрый помощник | |
Волк без ноги | О животных | Бедный злой волк | |
Жадный волк | О животных | Жадный волк |
Каким предстает Волк в русских народных сказках?
Положительный или отрицательный персонаж? | Волшебные сказки (количество сказок) | Сказки о животных (количество сказок) |
отрицательный | 19 | 0 |
положительный | 3 | 2 |
Образ Волка в колыбельных песнях
| Название песни | Отрывок | Роль волка |
Придёт серенький волчок (Добряков Г. Вестник Европы 1914г.) | "Придёт сереньки волчок Схватит Катю за бочок…" (нашла 11 вариантов данной песни) | Страшное для ребёнка существо | |
| Баю-баюшки-баю | "Баю-баюшки-баю Не ложися на краю…" | Устрашающее существо, которое может укусить ребёнка за бочок |
| Колыбельная серого волка (Мейби) | "Челюсти волка сводит протяжный вой Кажется стоном нервная полупеснь…" | Злой герой с клыками |
| По синю морю корабль бежит (Верховень В.) | "По синю морю корабль бежит, Серый волк на носу стоит…" | Обитатель кораблика, беззлобный волк |
| Козлушка белоногушка (Верховень В.) | "Козлушка белоногушка По лесу ходила…" | Волк, которого дразнила Козлушка |
| Гуси вы, гуси (Верховень В.) | "Гуси вы, гуси, Красные лапки…" | Волк, который украл самого лучшего гусёнка |
1. Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
2. О баю, баю, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит (имя) за бочок
И утащит во лесок.
Во леске-то есть пенек,
Во пеньке-то очепок,
В очепке-то люлечка,
А в люлечке (имя).
3. Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
3. Баю, баюшки, баю,
Не ложись, сынок, с краю,
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит он в лесок
Под ракитовый кусток,
Положит под кустик
И домой не пустит.
Под ракитовом кустом
Он зароет во песок.
Весь песочек перероем,
Все кусточки перберем,
Но сыночка мы найдем,
Домой к маме принесем.
4. Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут
5. Бай, бай, бай, бай,
Спи, мой милый, засыпай,
У баю, баю, баю,
Не ложись на краю.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
У баю, баю, баю,
Нет ли местечка в раю
Про малюточку мою?
6. Баю-баюшки-баю,
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
А там бабушка живет
И калачики печет,
И детишкам продает,
А Ванюше так дает.
7. А баю-баю-баю,
Не ложися на краю -
Придет серенький волчок
И утащит за бочок
За ракитовый кусток
Во далекий во лесок.
Тама бабушки живут,
Оне олашек напекут.
9. Баю-бабшки-баю
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок
Он утащит во лесок
Закапает во песок
Будет (имярека) солнце печь
Будет с (имярека) сало течь
Станут люди проезжать
Будут в сало хлеб макать…
10. Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
А ложись в середочке,
Держись за веревочку,
Придет серенький волчок —
Схватит Свету за бочок,
Утащит во лесок,
Закопает во песок.
11. О баю, баю, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит (имя) за бочок
И утащит во лесок.
Во леске-то есть пенек,
Во пеньке-то очепок,
В очепке-то люлечка,
А в люлечке (имя).
Образ Волка в пословицах и поговорках
Отольются волку и овечкины слёзки
Сколько волка не корми, он в лес смотрит
Дёшево волк в пастухи нанимается, да мир подумывает
На волка слава, а овец таскает Савва
Волка зубы кормят, Зайца ноги носят, лису хвост бережёт
Волк - не пастух, свинья - не огородник
Волка бьют не гонкой, волка бьют уловкой
Волка в плуг, да он в луг
Худо овцам, где волк воевода
Волк волка не съест
Волк волком не травится
Видя козу, волк забывает грозу
А дело бывало - и коза волка съедала
Волк коню не товарищ
Волка ноги кормят
Волков бояться - в лес не ходить
Волков боятся - с козлами дружить
Дело не медведь (не волк), в лес не уйдет (не убежит)
И волки сыты, и овцы целы
И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память
И комар лошадь свалит, коли волк пособит
Как волка ни корми, а он все в лес глядит
Кобыла с волком тягалась, только хвост да грива осталась
Когда говоришь о волке, видишь его хвост
Лезет в волки, а хвост собачий
На подмогу волка не зови
На то и волк в лесу, чтобы заяц ушами не хлопал
Не гонкой волка бьют, уловкой
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел
Не волчий зуб, так лисий хвост
Не первая зима волку зимовать
Овца волку друг, брат, шерсть и мясо
Одна была у волка песенка, и ту переняли
Отзовутся волку овечьи слезки
Походишь по волчьему следу - узнаешь волчью жизнь
С волками жить – по-волчьи быть
Сказал бы словечко, да волк недалечко
Сколько волка ни корми, всё равно в лес смотрит
Сытый волк смирнее ненасытного человека
Тамбовский волк свинье не пара
Убей не волка, а страх в себе перед волком
Волку сеном брюха не набить
Волку верь в тороках (т.е. убитому)
Веселье волку, как не слышит за собой гонку;
Ловит и волк, доколе волка не поймают.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел
Стань ты овцой, а волки готовы
Выть тебе волком за твою овечью простоту
Знать волка и в овечьей шкуре
И то бывает, что овца волка съедает
Кто веру имёт, что волк овцу спасёт?
Крадёт волк и считанную овцу
И больного волка с овцу станет
Овце с волками худо жить.
Помяни волка (чёрта), а он и тут
Лёгок волк (чёрт) на помине
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
Волка на собак в помощь не зови.
Не клади волку пальца в рот
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел
Волка ноги кормят
Не первая зима волку зимовать
Либо с волками выть, либо съеденным быть
Сытый волк смирнее ненасытного человека
Таскал волк, потащат и волка
Сколько волка не корми, все в лес тянет
А дело бывало - и коза волка съедала
Волк коню не товарищ
Волков бояться - в лес не ходить
Волков боятся - с козлами дружить
И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память
И комар лошадь свалит, коли волк пособит
Как волка ни корми, а он все в лес глядит
Кобыла с волком тягалась, только хвост да грива осталась
Когда говоришь о волке, видишь его хвост
Лезет в волки, а хвост собачий
На подмогу волка не зови
На то и волк в лесу, чтобы заяц ушами не хлопал
Не гонкой волка бьют, уловкой
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел
Не волчий зуб, так лисий хвост
Не первая зима волку зимовать
Не стреляй в зайца, убегающего от волка - наживешь врага
Овца волку друг, брат, шерсть и мясо
Одна была у волка песенка, и ту переняли
Отзовутся волку овечьи слезки
От внезапной смерти в желудке волка спасет только смерть этого волка
Походишь по волчьему следу - узнаешь волчью жизнь
С волками жить – по-волчьи быть
Сказал бы словечко, да волк недалечко
Сытый волк смирнее ненасытного человека
Тамбовский волк свинье не пара
Убей не волка, а страх в себе перед волком
Отольются волку овечьи слёзки.
Образ Волка в загадках
№ | Загадка | Отгадка | Каким волк представляется в загадке |
1 | Серый, страшный и зубастый Произвел переполох Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… | Волк | Серый, страшный и зубастый волк |
2 | Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? | Волк | Злой, голодный бродяга |
3 | Серый гонится за белым, Хочет белым пообедать. Как догонит - зубом щёлк: Белый - бедный, сытый -... | Волк | Серый, злой и в итоге сытый волк |
4 | Дружбу водит лишь с лисой. Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк Очень страшный серый ... | Волк | Сердитый, злой зверь |
5 | На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть На овцу готов напасть. | Волк | Волк, который похож на овчарку |
6 | Серовато, зубовато. По полям рыщет, Телят, ягнят ищет. | Волк | Сероватое, зубастое существо |
7 | Все время по лесу он рыщет, | Волк | Злой, голодный волк |
| Пришел волк ( _ ) — весь народ умолк; взлетел ясен-сокол ( _ ) — весь народ пошел! | темная ночь солнце | волк как гонитель туч |
17
Федорова Людмила Ивановна
Фания
Дмитриенко Вера Николаевна