Этап актуализации знаний и постановки учебной задачи.
(Мотивационно – целевой)
|
создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
уточнить тематические рамки.
|
Организует начало урока, приветствует детей, настраивает на позитивный лад урока.
Актуализирует особенности уроков литературного чтения.
Мотивирует деятельность детей.
Предлагает просмотреть инсценировки сказок и определить названия произведений и автора. Что объединяет эти произведения? Что мы узнали на прошлом уроке об этом человеке?
Предлагает учащимся разные модели и просит определить одну, соответствующую данным произведениям.
Какая модель подходит к этим произведениям?
Далее педагог создает проблемную ситуацию, предлагает добавить в эту схему произведение В.Сутеева «Снежный зайчик».
Учитель предлагает исправить ситуацию, выбрав другую схему для этого произведения. Предлагает сравнить две модели и найти сходства и различия.
Организует постановку учебной задачи урока, предлагает проанализировать название раздела учебника, в котором изучается данное произведение и его тематику. Сравнить их и сделать вывод.
Ребята, посмотрите по содержанию, в какой раздел входит данное произведение?
С чем совпадает название раздела? Посмотрите на схему этого произведения.
Какие учебные задачи мы решаем, изучая произведения о детях? На прошлом уроке нам удалось подробно проанализировать героев и их поступки? Определим учебную задачу сегодняшнего урока. Организует планирование деятельности.
Какие виды работы надо выполнять, решая задачу урока литературного чтения? А какие виды чтения мы знаем и умеем применять?
|
Готовятся к уроку, приветствуют учителя, вспоминают особенности уроков литературного чтения, виды и формы работы на этих уроках.
Разыгрывают диалоги из произведений:
А) Дядя Миша.
В. Сутеев.
Б) Палочка – выручалочка.
В. Сутеев.
В) Под грибом.
В. Сутеев.
Узнают героев сказок, вспоминают названия произведений и определяют автора и особенности его творчества. Он был писателем, художником и мультипликатором
Выбирают модель, доказывают ее правильность ее выбора.
Учащиеся отвергают предложение учителя, объясняют невозможность присутствия этого произведения в данной схеме.
Выбирают модель, подходящую к данному произведению. Обосновывают выбор.
Определяют сходство в названии раздела и тематики произведения. Ставят учебную задачу: Поработать над произведением о детях, которое отличается от всех других произведений В.Сутеева. Дать более подробную оценку поступкам героев произведения.
|
П. Умение выделять и формулировать познавательную цель, анализировать, классифицировать, сравнивать.
К. Умение слушать и слышать речевые высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р. Постановка и принятие учебной задачи
Л. Формирование картины мира природы, развитие познавательных интересов, учебных мотивов
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
|
Организовать процесс открытия детьми новых знаний.
|
Учитель организует учебную деятельность по повторному восприятию текста для более детального его анализа по частям.
Какое настроение у ребят? Почему? Какое отношение к ребятам возникает у нас, читателей?
2 часть
Изменилось ли настроение у ребят? А наше отношение к ним?
3 и 4 части.
Ребята, мы уже знаем, кто из ребят главный герой рассказа?
Что она делает? Какие слова она повторяет всё время? Какие слова автор повторяет каждый раз, когда пишет о Кате? Что Сутеев хотел нам сказать? Актуализирует межпредметные связи. Вспомните урок «Окружающий мир» на котором мы говорили о качествах личности, которые помогают человеку. Как называется качество человека, который всегда добивается своей цели?
Организует отдых детей, проводит физминутку «Кто в классе?»
|
Работают с текстом произведения в учебнике, анализируют, отвечают на вопросы, работают со словарями, делают выводы.
Выполняют упражнения физминутки.
|
К. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Р. Выбор учебного действия (материальный, внешнеречевой, умственный план)
П. (общеучебные). Поиск и выделение информации, источников информации, умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
|
III – интеллектуально – преобразовательная деятельность.
|
Организовать деятельность учащихся по применению полученных знаний в различных ситуациях.
|
Учитель актуализирует поставленную учебную задачу.
Какую учебную задачу на уроке решаем? Организует коллективно - распределенную деятельность учащихся.
Мы обсуждали вместе, коллективно, читая и анализируя рассказ. А теперь нужно уточнить все то, что мы определили с помощью автора в тексте. Чтобы работать было интереснее и быстрее предлагаю вам поработать в парах.
Предлагает дифференцированные задания для работы в парах.
Из частей собрать пословицы. Выбрать ту, которая больше других подходит к произведению. Объяснить выбор.
В отрывках из ранее изученных произведений других авторов узнать героев и выбрать тех, которые схожи характером с героиней рассказа.
Заполнить таблицу в тетради на с.34.№3.
Организует контрольно – оценочную деятельность учащихся на данном этапе с помощью интерактивной доски.
Предлагает памятки для формулировки выводов.
Чему же хотел научить нас автор – Владимир Сутеев? Зачем он создал именно это произведение, если в основном создавал сказки о животных? Почему? Что же его беспокоило в детях?
Учитель актуализирует роль данного произведения в жизни учащихся. Чему же хотел научить нас автор – Владимир Сутеев? Зачем он создал именно это произведение, если в основном создавал сказки о животных? Почему? Что же его беспокоило в детях?
Ребята, а в каких жизненных ситуациях вам пригодится упорство и терпение?
|
Сотрудничают при работе в парах, в группах: вырабатывают объем содержания, план подачи материала. После выполнения заданий отчитываются, предлагают результаты, делают выводы, работая с интерактивной доской.
Выходят представители от каждой группы зачитывают выбранные пословицы, объясняют свой выбор, читают рассказы героев о себе, называют имена персонажей и говорят, чем герои схожи с Катей, заполняют таблицу на интерактивной доске.
Формулируют общие выводы:
Вывод: Главная героиня рассказа - хотя ещё и маленькая девочка, но упорная, терпеливая, трудолюбивая, скромная, она настойчиво добивается поставленной цели. Мы восхищаемся ею, одобряем. Нам нужно брать с неё пример.
Владимир Сутеев показал, что даже маленьким детям нужно упорство и терпение, без этих качеств не всегда выходит хороший результат.
|
К. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение формулировать ответы на вопросы с учетом их структуры.
Р. Планирование (определение последовательности, учитывать правила планирования.)
П. (общеучебные). Поиск и выделение информации. Структурирование знаний. П.(логические). Выбор критериев для сравнения, классификации.
П. Знаково-символические действия. Моделирование.
|
Рефлексивный этап урока.
|
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Организация контрольно – оценочной деятельности учащихся по достижению поставленной цели.
Какую задачу ставили на урок? Достигли? Что нам помогало в достижении задачи?
(много читали, обсуждали, делали выводы).
Оцените, как это у вас получилось?
Предлагает оценить себя на карточках самооценочных линеечек
«Как я читал, обсуждал, делал выводы.
В заключение урока, предлагает творческое задание – приготовить подарок для героини, сделать для неё в подарок ещё одного зайчика из снежных комочков на интерактивной доске.
Предлагает дифференцированное домашнее задание. Выполнить задания в тетради на стр.33-34.- Подготовить выразительное чтение одной из частей.
Придумать свою поучительную историю о зимних забавах детей.
Завершает урок.
|
Актуализируют поставленную учебную задачу. Анализируют ее выполнение и достижение.
Оценивают собственную деятельность.
Записывают домашнее задание. Завершают урок.
|
Р. Оценка (осознание качества и уровня усвоения, адекватное восприятие оценки учителя, адекватная оценка выполненных действий)
Л. (Смыслообразование) Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.
П.(Общеучебные) Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|