Технологическая карта урока обществознания «Образование в жизни человека» (5 класс)
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Обществознание, 5 класс | ||||
Тема урока | «Образование в жизни человека» | ||||
Цель урока: | Создать условия для усвоения и осмысления понятия образование в жизни человека и выяснения роли знаний в развитии личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся | ||||
Планируемые образовательные результаты | предметные: научатся характеризовать систему образования Российской Федерации; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объяснять побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни метапредметные: формирование умений и навыков самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий личностные: формирование мотивации к активному учению; осознание необходимости получения достойного образования; повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, развитие коммуникативных навыков | ||||
Тип урока | Открытие нового знания | ||||
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная | ||||
Оборудование к уроку | Презентация, раздаточный материал (задания; извлечения из Конституции РФ, Закона об образовании; Рабочий лист) | ||||
Организационная структура урока | |||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Разгадывают ребусы; обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать; делают записи в Рабочем листе | Ребусы (Презентация, слайды 1-2) Беседа - Вы ходите в школу. Зачем? Для чего? -Какого человека можно назвать образованным? -А может ли современный человек прожить без образования? Вместе с обучающимися формулируем главный вопрос урока: Можно ли сегодня обойтись без образования? |
| Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Организует решение первой задачи – определение понятия образование | Выдвигают гипотезы; аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Делают выводы Оценивают свою деятельность | Беседа Приём «Ассоциации» Работа со словарём в учебнике с.125 Презентация, Слайд 4 | Расширяют понятийную базу за счет включения в нее понятия «образование» | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
3.Выявление места и причины затруднения | Организует решение второй задачи – Как можно получить образование? Заслушав ответы учащихся, заполняется первый столбец сводной таблицы в презентации. Подводя итоги работы с вопросами таблицы, учитель готовит учеников к мысли, что, отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет. | Выполняют задание на карточке, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Выполните задание №2. На столах у вас лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верите ли вы, что…» Ответ на вопрос может быть только «да» или «нет». Если «да», то справа от вопроса в первом столбце поставьте знак «+», если «нет», то знак «-». Если сомневаетесь - поставьте знак «?». |
| Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет план действий по решению задачи | Выдвигают гипотезы; отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Беседа |
| Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга |
5.Реализация построенного проекта | Организует прочтение источников и работу по анализу схем Система образования в РФ. 1-й - Конституция РФ ст.43 п.1,2,4 заполняют схему 2-й - Закон «Об образовании в РФ» Ст.10.п5 3-й- Конституция РФ ст.43 п.1,2,4 заполняют схему см. Приложение 2 Закончив работу, возвращается к вопросам, рассмотренным в начале урока, и заполняем второй столбик таблицы. | Знакомятся Участвуют Проверяют себя по слайдам презентации. Делают вывод. Оценивают свою работу. | Выполняют индивидуальные задания Заполняют схемы в Рабочем листе Беседа - По каким вопросам наше мнение не изменилось после работы с текстом? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? - Почему? | Учатся -характеризовать систему образования Российской Федерации -находить нужную социальную информацию разного типа. Расширяют понятийную базу за счет включения в нее понятий «общее образование», «среднее образование», «высшее образование» | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует выполнение заданий в Рабочем листе и Презентации | Самостоятельно читают задания, отвечают на вопросы, принимают активное участие в обсуждении практических заданий. Оценивают свою работу | Задание на определение ступени образования, учебных заведений, где можно получить образование |
| Познавательные распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
7.Физкультурная пауза | Организует снятие усталости и напряжения | Отгадывают загадки и выполняют упражнения | Физминутка | ||
5. Реализация построенного проекта | Организует решение третьей задачи –Зачем нужно образование? Рассказывает притчу, организует обсуждение. Организует выполнение заданий. | Знакомятся Выполняют задание на карточке. Проверяют по эталону. Делают выводы Оценивают свою деятельность | Беседа -О чем эта притча? Приведите примеры из жизни, доказывающие, что знания – сокровище? -Какие знания вы уже получили в школе? - Они являются для вас сокровищем? - Что ещё в жизни, кроме знаний, можно назвать сокровищем? Задание №2. Выберите из предложенного списка знания, которые вы получаете в школе, и которые вам пригодятся в разных профессиях? (на примере 2-3 профессий доказать) «Собери пословицы». Задание в Рабочем листе. | Дают оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объясняют побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни | Личностные: оценивают жизненные ситуации, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в т.ч. во внутреннем плане |
7.Включение в систему знаний и повторения | Организует дискуссионную беседу по проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока | Отвечают на вопросы, используя новые знания Делают вывод о роли образования в жизни человека. | Беседа - С чем мы сегодня познакомились? - Какие новые понятия изучили? - Какие ступени образования есть в школе? - На какой ступени образования находишься ты сейчас? - На какую ступень ты перейдёшь, когда будешь учиться в 10 классе? -Какое образование можно получить после школы? - Можно ли сказать, что образование не нужно? -Что лично для тебя значит образование? - Какой у нас был главный вопрос урока и как мы на него получили ответ? -Что мы можем записать в качестве вывода к уроку? | Дают оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объясняют побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагают помощь и сотрудничество. Познавательные: выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Побуждает ребят определить своё эмоциональное состояние на уроке, проанализировать и оценить свою работу | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние Заполняют листы самооценки работы на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | ||
9. Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Прочитать § 6, с.50-51 Написать рассказ о том, какой была школа и чему учили ваших бабушек и дедушек. |