Образовательная деятельность для детей 5–6 лет на тему «Ты и твоё имя»
«Ты и твое имя».
Цель: познакомить детей с правом на имя, закрепленным документом «Свидетельство о рождении», научить применять это право в жизни, формировать способы речевой коммуникации, закреплять умение называть полные и уменьшительно-ласкательные имена, познакомить с понятием «отчество», воспитывать чувство самоуваже6ния, доброжелательное отношение друг к другу, развивать понимание, что добрые слова вызывают подобную ответную реакцию.
Материал: кукла-мальчик, мяч, фотографии, документ «Свидетельство о рождении».
Воспитатель вносит в группу куклу-мальчика.
В.: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Здравствуй, малыш!
К.: - Здравствуйте.
В.: - Давай знакомиться?!
К.: - А как это – знакомиться?
В.: - Ребята, что значит – знакомиться?
Дети отвечают.
В.: - Давайте мы первыми познакомимся с нашим новым другом.
Дети приветствуют гостя и называют свои имена.
- Здравствуй, меня зовут Таня!
- Привет, я Никита!
- Рад тебя видеть, я Егор! И т.д.
В.: - Я тоже очень рада, что ты к нам пришел. Меня зовут Ольга Николаевна. А как твое имя?
К.: - Имя? А что такое имя?
В.: - Ну как тебя называет мама?
К.: - Она называет меня сыночек, или солнышко, или зайчик, или котенок, или Радомир.
В.: - Ребята, как вы думаете, из всех этих слов какое слово – имя этого мальчика?
Дети отвечают.
В.: - Правильно, Радомир. А остальные слова – это ласковые прозвища. Часто родители, любя своих детей, называют их «цветочек» или «куколка». А Кирилла как папа любит называть? (Карасик) Но это ведь не имя.
Р.: - А знаете, иногда ребята во дворе называют меня Рыжиком или Рыжим… Мне это неприятно, обидно!
В.: - Конечно, как может быть приятно, когда тебя дразнят! Но ты не расстраивайся, Радомир, у нас в группе никто не дразнится, все называют друг друга по имени.
Если бы не было имен, как бы мы обращались друг к другу или понимали, о ком говорят? Вот я, например, рассказываю: сегодня девочка в синем платье с темными волосами помогала мне поливать цветы, а кареглазый мальчик в желтой рубашке дежурил в обед. Вам придется долго догадываться, о ком идет речь. А если я назову имя девочки – Таня, и имя мальчика – Виталик, то все сразу станет понятным.
Имя дается человеку не просто так, каждое имеет значение. Считается, что имя даже влияет на характер человека. Например, Кирилл - это значит «солнце». Марина, как ты думаешь, твоему другу оно подходит? Скажи, почему ты так думаешь?
А имя Анна означает «благодать» - благие дела, хорошие. Расскажи, Сережа, об Ане.
Имя Софья значит «мудрость», Никита – «победитель», Ксения – «гостеприимная».
Дети читают стихи о своих друзьях.
В.: - А у тебя такое красивое имя – Радомир. Ребята, как вы думаете, что оно значит?
Ответы детей.
В.: - Видимо, твои родители были очень рады, что ты у них родился и верили, что ты совершишь много хороших поступков, всему миру принесешь радость, поэтому тебя назвали таким замечательным именем – Радомир. Давая ребенку имя, родители как бы говорят ему: - Да, ты можешь быть таким! Например, смелым, мудрым, справедливым, радостью для всего мира!
Запомните, ребята, очень обидно, если кто-то неправильно произносит твое имя или превращает его в кличку. Поэтому я не разрешаю вам говорить на Никиту – Никитос, или Сережу называть «Серый». Ведь имя должно нас радовать. Когда мы обращаемся к человеку по имени, мы проявляем любовь, уважение.
А теперь давайте поиграем. Вы любите пальчиковые игры? Сегодня поиграем в новую игру, про гостеприимную Ксюшу и ее друзей.
Пальчиковая игра «Гости»:
- Стала Ксюша гостей созывать:
И Полина приди, и Марина приди,
Тимофей приди, и Андрей приди,
А Никитушка – ну пожалуйста!
Стала Ксюша гостей угощать:
И Полине блин, и Марине блин,
Тимофею блин, и Андрею блин,
А Никитушке – мятный пряничек!
Как вам показалось, кого из своих друзей в этой игре Ксюша особенно любит? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
В.: -Давайте поиграем в игру «Назови друга ласково».
Дети бросают друг другу мяч в кругу, говоря: «Лови, Поленька!», «Лови, Тимоша!» и т.д.
В.: - Правда, было очень приятно слышать обращенные к вам ласковые имена? Не зря говорят: «Ласковое имя лучше мягкого пирога». Давайте назовем ласково нашего нового друга.
Дети образуют ласкательную форму слова Радомир.
В.: - Имя сопровождает человека всю жизнь. Человек растет, взрослеет, и его имя тоже «взрослеет». Я сейчас расскажу вам одну историю. Родилась когда-то в нашем городе маленькая девочка. Родители очень любили ее и называли ласково Наташенькой.
(Показываю фото).
- Девочка подросла и пошла в детский сад. И там ее называли – Наташа.
(Фото).
- Потом девочка стала еще старше и пошла в школу. И свои тетради она уже подписывала полным именем – Наталья.
(Фото).
- А теперь она стала совсем взрослая и работает в детском саду. И все называют ее теперь по имени-отчеству. Вы еще не догадались, о ком я говорю?
(Фото).
- Правильно, это же наша Наталья Юрьевна! Видите, взрослела она, и «взрослело» ее имя. А совсем взрослых людей полагается называть по имени-отчеству. Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, Сониного папу зовут Павел, когда Соня вырастет, к ней будут обращаться так: Софья Павловна.
Давайте поиграем: мы как будто вырастем и назовем свое «взрослое» имя.
Игра «Имя-отчество».
В.: - Как только человек рождается, он получает очень важный документ – «Свидетельство о рождении» (показываю). Здесь написано, когда родился ребенок, как его назвали, кто его родители, в каком городе и в какой стране он родился.
Р.: - Ребята, я так рад, что пришел в вашу группу! Я столько интересного узнал сегодня!
В.: - Тебе понравилось, Радомир? А вам, ребята? Когда придете домой, расскажите своим папам и мамам, о чем узнали сегодня. Спросите, почему они назвали вас именно так и попросите показать ваш документ – «Свидетельство о рождении».