Образовательная деятельность для детей 5–6 лет на тему «Ты и твоё имя»

0
0
Материал опубликован 7 November 2018 в группе

 «Ты и твое имя». 

Цель: познакомить детей с правом на имя, закрепленным документом «Свидетельство о рождении», научить применять это право в жизни, формировать способы речевой коммуникации, закреплять умение называть полные и уменьшительно-ласкательные имена, познакомить с понятием «отчество», воспитывать чувство самоуваже6ния, доброжелательное отношение друг к другу, развивать понимание, что добрые слова вызывают подобную ответную реакцию.

Материал: кукла-мальчик, мяч, фотографии, документ «Свидетельство о рождении».

Воспитатель вносит в группу куклу-мальчика.

В.: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Здравствуй, малыш!

К.: - Здравствуйте.

В.: - Давай знакомиться?!

К.: - А как это – знакомиться?

В.: - Ребята, что значит – знакомиться?

Дети отвечают.

В.: - Давайте мы первыми познакомимся с нашим новым другом.

Дети приветствуют гостя и называют свои имена.

- Здравствуй, меня зовут Таня!

- Привет, я Никита!

- Рад тебя видеть, я Егор! И т.д.

В.: - Я тоже очень рада, что ты к нам пришел. Меня зовут Ольга Николаевна. А как твое имя?

К.: - Имя? А что такое имя?

В.: - Ну как тебя называет мама?

К.: - Она называет меня сыночек, или солнышко, или зайчик, или котенок, или Радомир.

В.: - Ребята, как вы думаете, из всех этих слов какое слово – имя этого мальчика?

Дети отвечают.

В.: - Правильно, Радомир. А остальные слова – это ласковые прозвища. Часто родители, любя своих детей, называют их «цветочек» или «куколка». А Кирилла как папа любит называть? (Карасик) Но это ведь не имя.

Р.: - А знаете, иногда ребята во дворе называют меня Рыжиком или Рыжим… Мне это неприятно, обидно!

В.: - Конечно, как может быть приятно, когда тебя дразнят! Но ты не расстраивайся, Радомир, у нас в группе никто не дразнится, все называют друг друга по имени.

Если бы не было имен, как бы мы обращались друг к другу или понимали, о ком говорят? Вот я, например, рассказываю: сегодня девочка в синем платье с темными волосами помогала мне поливать цветы, а кареглазый мальчик в желтой рубашке дежурил в обед. Вам придется долго догадываться, о ком идет речь. А если я назову имя девочки – Таня, и имя мальчика – Виталик, то все сразу станет понятным.

Имя дается человеку не просто так, каждое имеет значение. Считается, что имя даже влияет на характер человека. Например, Кирилл - это значит «солнце». Марина, как ты думаешь, твоему другу оно подходит? Скажи, почему ты так думаешь?

А имя Анна означает «благодать» - благие дела, хорошие. Расскажи, Сережа, об Ане.

Имя Софья значит «мудрость», Никита – «победитель», Ксения – «гостеприимная».

Дети читают стихи о своих друзьях.

В.: - А у тебя такое красивое имя – Радомир. Ребята, как вы думаете, что оно значит?

Ответы детей.

В.: - Видимо, твои родители были очень рады, что ты у них родился и верили, что ты совершишь много хороших поступков, всему миру принесешь радость, поэтому тебя назвали таким замечательным именем – Радомир. Давая ребенку имя, родители как бы говорят ему: - Да, ты можешь быть таким! Например, смелым, мудрым, справедливым, радостью для всего мира!

Запомните, ребята, очень обидно, если кто-то неправильно произносит твое имя или превращает его в кличку. Поэтому я не разрешаю вам говорить на Никиту – Никитос, или Сережу называть «Серый». Ведь имя должно нас радовать. Когда мы обращаемся к человеку по имени, мы проявляем любовь, уважение.

А теперь давайте поиграем. Вы любите пальчиковые игры? Сегодня поиграем в новую игру, про гостеприимную Ксюшу и ее друзей.

Пальчиковая игра «Гости»:

- Стала Ксюша гостей созывать:

И Полина приди, и Марина приди,

Тимофей приди, и Андрей приди,

А Никитушка – ну пожалуйста!

Стала Ксюша гостей угощать:

И Полине блин, и Марине блин,

Тимофею блин, и Андрею блин,

А Никитушке – мятный пряничек!

Как вам показалось, кого из своих друзей в этой игре Ксюша особенно любит? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

В.: -Давайте поиграем в игру «Назови друга ласково».

Дети бросают друг другу мяч в кругу, говоря: «Лови, Поленька!», «Лови, Тимоша!» и т.д.

В.: - Правда, было очень приятно слышать обращенные к вам ласковые имена? Не зря говорят: «Ласковое имя лучше мягкого пирога». Давайте назовем ласково нашего нового друга.

Дети образуют ласкательную форму слова Радомир.

В.: - Имя сопровождает человека всю жизнь. Человек растет, взрослеет, и его имя тоже «взрослеет». Я сейчас расскажу вам одну историю. Родилась когда-то в нашем городе маленькая девочка. Родители очень любили ее и называли ласково Наташенькой.

(Показываю фото).

- Девочка подросла и пошла в детский сад. И там ее называли – Наташа.

(Фото).

- Потом девочка стала еще старше и пошла в школу. И свои тетради она уже подписывала полным именем – Наталья.

(Фото).

- А теперь она стала совсем взрослая и работает в детском саду. И все называют ее теперь по имени-отчеству. Вы еще не догадались, о ком я говорю?

(Фото).

- Правильно, это же наша Наталья Юрьевна! Видите, взрослела она, и «взрослело» ее имя. А совсем взрослых людей полагается называть по имени-отчеству. Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, Сониного папу зовут Павел, когда Соня вырастет, к ней будут обращаться так: Софья Павловна.

Давайте поиграем: мы как будто вырастем и назовем свое «взрослое» имя.

Игра «Имя-отчество».

В.: - Как только человек рождается, он получает очень важный документ – «Свидетельство о рождении» (показываю). Здесь написано, когда родился ребенок, как его назвали, кто его родители, в каком городе и в какой стране он родился.

Р.: - Ребята, я так рад, что пришел в вашу группу! Я столько интересного узнал сегодня!

В.: - Тебе понравилось, Радомир? А вам, ребята? Когда придете домой, расскажите своим папам и мамам, о чем узнали сегодня. Спросите, почему они назвали вас именно так и попросите показать ваш документ – «Свидетельство о рождении».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.