Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с ФФНР на тему «Звуки п-пь»

10
2
Материал опубликован 19 November 2017 в группе

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 12

город Алексин

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ФФНР на тему: «Путешествие в волшебную страну звуков к Пете и Поле. Звуки п-пь.»

Подготовила: учитель – логопед

Богатикова Л.Ю.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Ф.И.О.

логопеда

Богатикова Лидия Юрьевна

Место работы

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12»

Возраст детей:

Дети 5-6 лет

Тема:

«Путешествие в волшебную страну звуков к Пете и Поле. Звуки п-пь.»

Используемая образовательная программа

Программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи 5-6 лет

 

Цель:

Дифференциация звуков (п) – (пь) на слух и в произношении.

Задачи:

I.Коррекционно-образовательные:

1 - уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков п –пь (согл., глухой, тв., мяг.);

- совершенствовать фонематическое восприятие, слуховое внимание;

- упражнять в определении места звука в слове;

- учить дифференцировать звуки по принципу твёрдости-мягкости;

- упражнять в образовании формы Р.п. ед.ч. в окончаниях сущ.;

- обучать приёмам расслабления с использованием гимнастики для глаз;

II.Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное внимание.

-развивать артикуляционную моторику.

-развивать мелкую моторику.

III.Коррекционно-воспитательные:

- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу;

- формировать навык самоконтроля и самооценки;

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Дидактическое обеспечение занятия:

Куклы мальчик и девочка, шапочки синяя и зелёная для кукол, магнитофон, ноутбук, проектор, презентация на звуки П-ПЬ, бычок Жужжа (для артикуляционной гимнастики); раздаточный материал для детей – шапочки зелёная и синяя, схема слова и сигнальные фишки, карандаши; две кастрюльки, предметные картинки овощей и фруктов на звуки п-пь, предметные картинки на звуки п-пь (платье, персик, сапоги, птица, пила)

Предварительная работа:

Работа над артикуляцией, знакомство с понятиями звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук, звонкий-глухой звук, развитие фонематического слуха.

Структура занятия:

I часть. Вводная – 2 минуты. Орг. Момент.

II часть. Основная – 20 минут. Отгадывание загадок, дидактические игры и игровые упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, ИКТ.

III часть. Заключительная – 3 минуты. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Iчасть. Вводная. Организационный момент:

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков к Пете и Поле, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, но чтобы туда попасть нужно, выполнить разные задания.

Вы готовы выполнять задания?

- Да.

Отправляемся в путешествие (идем, взявшись за руки по кругу под музыку)

Здравствуйте, ребята! Я бычок, Жужжа. А куда это вы так торопитесь?

- Мы идём в волшебную страну звуков.

- Вам повезло, я отлично знаю эту страну. В этой стране все звуки очень любят, когда их хорошо и правильно произносят. А чтобы хорошо говорить, что нам нужно подготовить?

- Наш язычок, губы.

- А вы готовы сделать со мной артикуляционную гимнастику? (сидя на ковре)

Артикуляционная гимнастика:

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик,

Один, два, три, четыре, пять

Ротик можно закрывать. (широко открываем рот)

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам, мы потянем и нисколько не устанем (упр. Улыбка)

Подражаю я слону, губы хоботом тяну (упр. Трубочка)

Подражает мы змее, с ней мы будем на равнее, высунем язык и спрячем, только так, а не иначе. (упр. Змея)

А сейчас, совсем немножко, нужно губки покусать: верхнюю и нижнюю, у «поцелуйчик» всем послать.

- Спасибо тебе, Жужжа, а мы идём дальше (под музыку, взявшись за руки)

IIчасть. Основная.

1. Сообщение темы, отгадывание загадок:

- Ребята, посмотрите, а вот и первое задание, вам нужно отгадать загадки, которые приготовили Петя и Поля.

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую прядь прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (паук)

Холода их так пугают

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки…..(птицы)

Железные избушки

Держатся друг за дружку.

Одна с трубой, тянет всех за собой (поезд)

Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца, из корытца пьёт водицу (поросёнок).

- Молодцы! Скажите, какой первый звук встречается в наших отгадках – паук, птицы, поезд, поросёнок?

- Звук п.

2. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам

- Произнесите этот звук и посмотрите друг на друга. Как мы произносим звук (п)?

- Губы смыкаются, воздушная струя размыкает губы, язык лежит неподвижно за нижними зубами, воздушная струя сильная. Слайд № 1.

Звук (п) – можно пропеть?

- Нет.

- Значит это какой звук?

- Согласный.

- Это звонкий или глухой звук? (проверяем работу горлышка)

- Глухой.

- Это звук твёрдый, как камень или мягкий, как пёрышко?

- Твёрдый.

- Каким цветом обозначается согласный, твёрдый звук?

- Синим цветом.

- Кто может повторить характеристику звука (п)? (ответы детей)

- Ребята, смотрите, вот мы и оказались в волшебной стране звуков, и нас уже встречают Петя и Поля.

Посмотрите, у Поли синяя шапочка, а у Пети зеленая. Почему, как вы думаете?

- У Поли синяя шапочка, потому что в её имени звук (п) – твёрдый, а у Пети, звук (пь) – мягкий.

- Вот мы нашли ещё один звук, звук (пь).

3. Развитие фонематического слуха

- Петя и Поля хотят с вами поиграть. (раздать детям синие и зелёные шляпки)

- Я сейчас буду называть звуки, слоги и слова, если вы услышите звук (п) – вы поднимаете синюю шляпку, как у Поли, а если услышите звук (пь) – то зелёную, как у Пети. Будьте очень внимательны!

_А_П_У_ПЬ_ТА_ПА_ПИ_ПАУК_ПЕНЬ_ПОРОСЁНОК_ПЕТУХ_ПОДУШК_ПИСЬМО_ПОМИДОР_ПЯТЬ

и т.д.

Звучит музыка, дети переходят за столы.

4. Звуковой анализ (дети сидят за столами)

- Ребята, Петя и Поля приготовили для вас ещё задание, которое нам необходимо выполнить.

Придвиньте к себе схемы слов и посмотрите на экран (слайд №2) Кто это?

- Пожарный.

- В слове пожарный, есть звук (п)?

- Да

- Он твёрдый или мягкий?

- Твёрдый.

-Где в этом слове находится звук (п)?

- Звук (п) в слове пожарный находится в начале слова.

- Отметьте на своих схемах место звука (п) в слове пожарный.

(Аналогичная работа со словами: ПЫЛЕСОС, САПОГИ, ПИЦЦА, КОПИЛКА)

- Молодцы!

5. Гимнастика для глаз

- А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть (сидя на стульях)

Ослик ходит, выбирает, (обводим глазами по кругу)

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива.

Слева – свёкла, справа – брюква.

Слева – тыква, справа – клюква.

Снизу – свежая трава.

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог (зажмурить глазки)

И без сил на землю слёг (поморгать быстро глазками)

6. Игра «Что пропало, чего нет» ( упражнять в образование формы Р.п. ед. числа в окончаниях сущ.)

- Ребята, Петя и Поля хотят проверить, насколько вы внимательны, и сможете ли выполнить следующее задание.

(На доске картинки платье, персик, сапоги, птица, пила и т.д.)

- Назовите картинки, запомните их. Я сейчас уберу одну картинку, а вы, должны будите назвать, какая картинка

пропала. Закрываем глазки. Раз, два, три – смотри! Скажите, что пропало?

- Пила.

- Нет чего? (кого?)

- Нет пилы.

(аналогичная работа с другими картинками)

- Пете и Поле нравиться, как вы выполняете задания.

7. Дифференциация звуков (п) – (пь)

- Пете и Поле нужно сварить суп и компот. Поможем им?

Поле нужно сварить суп.

- Из чего мы будем варить суп?

- Из овощей

- Какой получится суп?

- Овощной.

А Пете - компот.

- Из чего мы будем варить компот?

- Из фруктов.

- Какой получится компот?

- Фруктовый.

-Но есть одно условие: в кастрюли нужно положить только те овощи и фрукты в названии которых есть звуки (п) – (пь).

– Будьте очень внимательны! (ПРОВЕРКА выполненного задания)

8. Знакомство с буквой П

- Ребята, звуки (п) и (пь) живут в букве Пэ (слайд № 3)

И чтобы Петя и поля не забыли, как выглядит буква П, и какие звуки в ней живут, давайте раскрасим нашу букву: мальчики - синим цветом, а девочки – зелёным.

А чтобы хорошо поработать, давайте подготовим наши пальчики:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы переплетены и сжаты в замок)

Мы с тобой подружим вместе наши пальчики (напряжённые пальцы правой и левой руки соприкасаются одновременно друг с другом)

Раз,2,3,4,5 – (начиная с большого пальца, пальчики здороваются)

Начинаем мы считать (напряжённые пальцы правой и левой руки соприкасаются одновременно друг с другом)

Раз,2,3,4,5 – (начиная с большого пальца, пальчики здороваются)

Мы закончили считать (напряжённые пальцы правой и левой руки соприкасаются одновременно друг с другом)

Дети раскрашивают букву.

III часть. Заключительная. Подведение итогов.

Итог занятия.

- Петя и Поля благодарят вас за красивые буквы. Они очень довольны, что вы справились и правильно выполнили все задания и говорят вам до свидания. И нам ребята пора возвращаться в детский сад (под музыку идём по кругу)

- Ребята, а какие звуки вы сегодня нашли?

- Какое задание было для вас самым трудным?

_ Почему?

- С каким заданием вы справились легко?

Самоанализ работы детей

- А теперь я предлагаю вам самим оценить сваю работу, и выбрать смайлики: весёлый смайлик – вы сделали всё верно, а грустный – вы допустили ошибки.

Вы молодцы, до новых встреч!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Лидия Юрьевна, спасибо за публикацию! Возьму себе на заметку))

7 July 2018

Ответ #92501 был удален 8 July 2018

Рада,что моё занятие вам пригодится!

8 July 2018