Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с ФФНР на тему «Звуки п-пь»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12
город Алексин
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ФФНР на тему: «Путешествие в волшебную страну звуков к Пете и Поле. Звуки п-пь.»
Подготовила: учитель – логопед
Богатикова Л.Ю.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Ф.И.О. логопеда |
Богатикова Лидия Юрьевна |
Место работы |
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» |
Возраст детей: |
Дети 5-6 лет |
Тема: |
«Путешествие в волшебную страну звуков к Пете и Поле. Звуки п-пь.» |
Используемая образовательная программа |
Программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи 5-6 лет
|
Цель: |
Дифференциация звуков (п) – (пь) на слух и в произношении. |
Задачи: |
I.Коррекционно-образовательные: 1 - уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков п –пь (согл., глухой, тв., мяг.); - совершенствовать фонематическое восприятие, слуховое внимание; - упражнять в определении места звука в слове; - учить дифференцировать звуки по принципу твёрдости-мягкости; - упражнять в образовании формы Р.п. ед.ч. в окончаниях сущ.; - обучать приёмам расслабления с использованием гимнастики для глаз; II.Коррекционно-развивающие: - развивать зрительное внимание. -развивать артикуляционную моторику. -развивать мелкую моторику. III.Коррекционно-воспитательные: - формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность; - формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу; - формировать навык самоконтроля и самооценки; |
Интеграция образовательных областей: |
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие. |
Дидактическое обеспечение занятия: |
Куклы мальчик и девочка, шапочки синяя и зелёная для кукол, магнитофон, ноутбук, проектор, презентация на звуки П-ПЬ, бычок Жужжа (для артикуляционной гимнастики); раздаточный материал для детей – шапочки зелёная и синяя, схема слова и сигнальные фишки, карандаши; две кастрюльки, предметные картинки овощей и фруктов на звуки п-пь, предметные картинки на звуки п-пь (платье, персик, сапоги, птица, пила) |
Предварительная работа: |
Работа над артикуляцией, знакомство с понятиями звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук, звонкий-глухой звук, развитие фонематического слуха. |
Структура занятия: |
I часть. Вводная – 2 минуты. Орг. Момент. II часть. Основная – 20 минут. Отгадывание загадок, дидактические игры и игровые упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, ИКТ. III часть. Заключительная – 3 минуты. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности. |
Ход непосредственно образовательной деятельности: Iчасть. Вводная. Организационный момент: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков к Пете и Поле, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, но чтобы туда попасть нужно, выполнить разные задания. Вы готовы выполнять задания? - Да. Отправляемся в путешествие (идем, взявшись за руки по кругу под музыку) Здравствуйте, ребята! Я бычок, Жужжа. А куда это вы так торопитесь? - Мы идём в волшебную страну звуков. - Вам повезло, я отлично знаю эту страну. В этой стране все звуки очень любят, когда их хорошо и правильно произносят. А чтобы хорошо говорить, что нам нужно подготовить? - Наш язычок, губы. - А вы готовы сделать со мной артикуляционную гимнастику? (сидя на ковре) Артикуляционная гимнастика: Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик, Один, два, три, четыре, пять Ротик можно закрывать. (широко открываем рот) Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам, мы потянем и нисколько не устанем (упр. Улыбка) Подражаю я слону, губы хоботом тяну (упр. Трубочка) Подражает мы змее, с ней мы будем на равнее, высунем язык и спрячем, только так, а не иначе. (упр. Змея) А сейчас, совсем немножко, нужно губки покусать: верхнюю и нижнюю, у «поцелуйчик» всем послать. - Спасибо тебе, Жужжа, а мы идём дальше (под музыку, взявшись за руки) IIчасть. Основная. 1. Сообщение темы, отгадывание загадок: - Ребята, посмотрите, а вот и первое задание, вам нужно отгадать загадки, которые приготовили Петя и Поля. В тёмном уголке живёт, Тоненькую прядь прядёт. Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался. (паук) Холода их так пугают К тёплым странам улетают. Петь не могут, веселиться, Собрались все в стайки…..(птицы) Железные избушки Держатся друг за дружку. Одна с трубой, тянет всех за собой (поезд) Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок? На ногах его копытца, из корытца пьёт водицу (поросёнок). - Молодцы! Скажите, какой первый звук встречается в наших отгадках – паук, птицы, поезд, поросёнок? - Звук п. 2. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам - Произнесите этот звук и посмотрите друг на друга. Как мы произносим звук (п)? - Губы смыкаются, воздушная струя размыкает губы, язык лежит неподвижно за нижними зубами, воздушная струя сильная. Слайд № 1. Звук (п) – можно пропеть? - Нет. - Значит это какой звук? - Согласный. - Это звонкий или глухой звук? (проверяем работу горлышка) - Глухой. - Это звук твёрдый, как камень или мягкий, как пёрышко? - Твёрдый. - Каким цветом обозначается согласный, твёрдый звук? - Синим цветом. - Кто может повторить характеристику звука (п)? (ответы детей) - Ребята, смотрите, вот мы и оказались в волшебной стране звуков, и нас уже встречают Петя и Поля. Посмотрите, у Поли синяя шапочка, а у Пети зеленая. Почему, как вы думаете? - У Поли синяя шапочка, потому что в её имени звук (п) – твёрдый, а у Пети, звук (пь) – мягкий. - Вот мы нашли ещё один звук, звук (пь). 3. Развитие фонематического слуха - Петя и Поля хотят с вами поиграть. (раздать детям синие и зелёные шляпки) - Я сейчас буду называть звуки, слоги и слова, если вы услышите звук (п) – вы поднимаете синюю шляпку, как у Поли, а если услышите звук (пь) – то зелёную, как у Пети. Будьте очень внимательны! _А_П_У_ПЬ_ТА_ПА_ПИ_ПАУК_ПЕНЬ_ПОРОСЁНОК_ПЕТУХ_ПОДУШК_ПИСЬМО_ПОМИДОР_ПЯТЬ и т.д. Звучит музыка, дети переходят за столы. 4. Звуковой анализ (дети сидят за столами) - Ребята, Петя и Поля приготовили для вас ещё задание, которое нам необходимо выполнить. Придвиньте к себе схемы слов и посмотрите на экран (слайд №2) Кто это? - Пожарный. - В слове пожарный, есть звук (п)? - Да - Он твёрдый или мягкий? - Твёрдый. -Где в этом слове находится звук (п)? - Звук (п) в слове пожарный находится в начале слова. - Отметьте на своих схемах место звука (п) в слове пожарный. (Аналогичная работа со словами: ПЫЛЕСОС, САПОГИ, ПИЦЦА, КОПИЛКА) - Молодцы! 5. Гимнастика для глаз - А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть (сидя на стульях) Ослик ходит, выбирает, (обводим глазами по кругу) Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растёт крапива. Слева – свёкла, справа – брюква. Слева – тыква, справа – клюква. Снизу – свежая трава. Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог (зажмурить глазки) И без сил на землю слёг (поморгать быстро глазками) 6. Игра «Что пропало, чего нет» ( упражнять в образование формы Р.п. ед. числа в окончаниях сущ.) - Ребята, Петя и Поля хотят проверить, насколько вы внимательны, и сможете ли выполнить следующее задание. (На доске картинки платье, персик, сапоги, птица, пила и т.д.) - Назовите картинки, запомните их. Я сейчас уберу одну картинку, а вы, должны будите назвать, какая картинка пропала. Закрываем глазки. Раз, два, три – смотри! Скажите, что пропало? - Пила. - Нет чего? (кого?) - Нет пилы. (аналогичная работа с другими картинками) - Пете и Поле нравиться, как вы выполняете задания. 7. Дифференциация звуков (п) – (пь) - Пете и Поле нужно сварить суп и компот. Поможем им? Поле нужно сварить суп. - Из чего мы будем варить суп? - Из овощей - Какой получится суп? - Овощной. А Пете - компот. - Из чего мы будем варить компот? - Из фруктов. - Какой получится компот? - Фруктовый. -Но есть одно условие: в кастрюли нужно положить только те овощи и фрукты в названии которых есть звуки (п) – (пь). – Будьте очень внимательны! (ПРОВЕРКА выполненного задания) 8. Знакомство с буквой П - Ребята, звуки (п) и (пь) живут в букве Пэ (слайд № 3) И чтобы Петя и поля не забыли, как выглядит буква П, и какие звуки в ней живут, давайте раскрасим нашу букву: мальчики - синим цветом, а девочки – зелёным. А чтобы хорошо поработать, давайте подготовим наши пальчики: Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы переплетены и сжаты в замок) Мы с тобой подружим вместе наши пальчики (напряжённые пальцы правой и левой руки соприкасаются одновременно друг с другом) Раз,2,3,4,5 – (начиная с большого пальца, пальчики здороваются) Начинаем мы считать (напряжённые пальцы правой и левой руки соприкасаются одновременно друг с другом) Раз,2,3,4,5 – (начиная с большого пальца, пальчики здороваются) Мы закончили считать (напряжённые пальцы правой и левой руки соприкасаются одновременно друг с другом) Дети раскрашивают букву. III часть. Заключительная. Подведение итогов. Итог занятия. - Петя и Поля благодарят вас за красивые буквы. Они очень довольны, что вы справились и правильно выполнили все задания и говорят вам до свидания. И нам ребята пора возвращаться в детский сад (под музыку идём по кругу) - Ребята, а какие звуки вы сегодня нашли? - Какое задание было для вас самым трудным? _ Почему? - С каким заданием вы справились легко? Самоанализ работы детей - А теперь я предлагаю вам самим оценить сваю работу, и выбрать смайлики: весёлый смайлик – вы сделали всё верно, а грустный – вы допустили ошибки. Вы молодцы, до новых встреч! |
Дударева Ольга Владимировна
Богатикова Лидия Юрьевна