Образовательная головоломка «Угадай звуки» (Фонетика, 5 класс)
Пояснительная записка
Образовательная головоломка по русскому языку может быть использована учителем при закреплении темы «Фонетика и орфоэпия» в 5 классе.
Цель:
закрепление знаний учащихся по теме «Фонетика. Орфоэпия»;
совершенствование навыков постановки ударения;
отработка правильного литературного произношения
Задачи:
научить детей анализировать поставленную задачу, обдумывать способы её решения;
планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием;
оценивать полученный результат.
Головоломка «Угадай звуки»
Найдите твёрдый глухой парный согласный звук из слова ГЛАЗ. Это будет первый звук в загаданном слове.
[С]
Добавьте первый твёрдый глухой парный согласный звук из слова РУБКА. Это будет второй звук в загаданном слове.
[п]
Добавьте безударный гласный звук из слова РОМАН. Это будет третий звук в загаданном слове.
[а]
Добавьте мягкий глухой парный согласный звук из слова КРАСИВЫЙ. Это будет четвёртый звук в загаданном слове.
[с’]
Добавьте ударный гласный звук из слова ЗВОНИТ. Это - пятый звук в искомом слове.
[и]
Чтобы узнать шестой звук в слове, возьмите звонкий твёрдый парный согласный звук из слова БАЗИЛИК.
[б]
Добавьте безударный гласный звук из слова
СТОЛЯР. Этот звук – последний в слове.
[а]
Составьте слово из найденных звуков.
Ответ: Спасибо [спас’иба]
Головоломку можно предложить решить учащимся в группе. Дети совместными усилиями пытаются определить звуки в словах. В этом случае они знают, в какой последовательности располагаются буквы в загаданном слове.
Возможный вариант выполнения этого же задания: каждый участник в группе получает своё слово, он должен отгадать свой звук и сообщить его остальным участникам группы. В этом случае необходимо позже перепутанные звуки расположить в нужном порядке и отгадать слово.
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева