Образовательная игра «Радуга систем счисления» (Информатика и ИКТ, 8-11 классы)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучшую образовательную настольную игру «Учусь, играя»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название игры |
«Радуга систем счисления» |
Аудитория |
8-11 класс |
Цель игры |
повысить интерес к изучению темы, а игровой подход, который реализует образовательная игра естественным образом побуждает интерес к решению учебных задач. Отработать практические умения по системам счисления, способствовать формированию у обучающихся умений оптимально выбирать способы перевода из одной системы счисления в другую и выполнения арифметических операций |
Задачи игры |
предметные – отработка знаний основных понятий темы «Системы счисления» и способов арифметических действий в двоичной системе счисления метапредметные - навыки анализа различных объектов, способность видеть инвариантную сущность различных объектов, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и знаниями, любовь к природе и окружающему миру. |
Предмет |
информатика |
Материалы |
Бумага для распечатки карты игры Два кубика красного и синего цветов со специальными гранями (грани красного-октаэдр: 0,1,01, 10,11,100, 101,110,111) (грани синего-додекаэдр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9) Ручки синего и красного цвета |
Правила использования игры |
ПРАВИЛА ИГРЫ Дорогие учащиеся 8-11 классов! Перед вами настольная игра «Радуга систем счисления», которая поможет вам повторить (закрепить) знания, полученные на уроках информатики при изучении темы «Системы счисления» Для успешного результата игры выполняйте требования, предъявляемые к настольным играм Для игры вам понадобятся: Игральное поле Два кубика красного и синего цветов. Правила игры В данную игру может играть любое число игроков, но если она проводится на уроке, то за игровое поле садятся два человека (один из них будет бросать синий кубик, а другой красный). При распределении цветов можно использовать считалку или жеребьёвку. Каждый из игроков бросает кубик и согласно заданию из выпавших чисел формируется число(а), с которым необходимо выполнить указанные на игровом поле действия. После выполнения задания каждый участник своим цветом вписывает ответ и время, затраченное на выполнения задания. Игрок не может покинуть радугу, пока его соперник не выполнит задание в находящейся радуге. Тот, кто выполнит быстрее и правильнее все задания становится победителем. |
Ход игры |
РАДУГА ПЕРВАЯ Каждый из участников игры бросает красный кубик один раз из выпавших граней кубика составляется одно число и переводится в десятичную систему счисления. РАДУГА ВТОРАЯ Каждый из участников игры бросает красный кубик по два раза из выпавших граней кубиков составляются два числа, и решается пример на сложение двух чисел. Запишите в ответ число ЕДИНИЦ в полученном числе РАДУГА ТРЕТЬЯ Каждый из участников игры бросает красный кубик по два раза из выпавших граней кубиков составляются два числа, и решается пример на вычитание двух чисел. Запишите в ответ число НУЛЕЙ в полученном числе. РАДУГА ЧЕТВЁРТАЯ Каждый из участников игры бросает красный кубик по два раза из выпавших граней кубиков составляются два числа, и решается пример на умножение двух чисел. РАДУГА ПЯТАЯ Каждый из участников игры бросает красный кубик по два раза из выпавших граней кубиков составляются два числа. Определите, сколько десятичных чисел попадает в отрезок ограниченный этими числами. РАДУГА ШЕСТАЯ Синий кубик кинуть три раза из выпавших граней кубиков составляется десятичное число. В ответ записывается двоичный код. РАДУГА СЕДЬМАЯ Каждый из участников игры бросает синий и красный кубики по два раза из выпавших граней кубиков составляются четыре числа. В ответ записывается наименьшее из выпавших чисел. |
Источники информации |
Педагогические требования к организации игры: https://studopedia.ru/5_34154_pedagogicheskie-trebovaniya-k-organizatsii-igri.html |
Фотоматериал об игре |
1. |
Актуальность и новизна |
Актуальность применения данной образовательной игры «Радуга систем счисления» при изучении или закреплении темы «Системы счисления», объясняется тем, что учащиеся в ходе выполнения учебных заданий сформулированных вв виде этапов игры повторят правила перевода из десятичной системы счисления в двоичную, правила арифметических действий. |
2. |
Соответствие формату |
Игра выполнена в формате настольной игры (карта игры и два игральных кубика). |
3. |
Соответствие оформления конкурсной работы регламенту |
В пояснительной записке к игре приведены: название игры; образовательная цель и задачи; правила использования игры; ход игры; целевая аудитория; предмет; список материалов, использованных при создании игры источник информации; фото- или видеорепортажа (презентации) о настольной игре. |
4. |
Содержание настольной игры |
Каждый цвет радуги содержит учебные задания определённого круга решаемых педагогических задач урока Правила игры описаны на понятном практико-описательном языке. Постепенно переходя от одного цвета радуги к другому и выполняя предложенные (самостоятельно созданные) задания учащиеся повторят (закрепят) учебный материал по теме «Системы счисления». |
.5. |
Соответствие возрастным и психологическим особенностям учащихся |
Образовательная игра разработана для учащихся 8-11классов, которые проходят изучение данной темы в курсе информатики общеобразовательной школы по любому УМК по информатике. Не традиционный подход к изучению темы (контролю знаний) отвечает интересам и учащихся и педагога. Сюжет игры имеет развитие, что проявляется в усложнении игровых заданий. |
6. |
Образовательная ценность |
При прохождении всех этапов игры педагог сможет реализовать поставленную цель и решить все поставленные задачи урока. |
7. |
Оформление |
Карта игры должна быть распечатана на цветном принтере (чтобы был виден эффект радуги) . Так как это игра то должна быть коробка и правила (инструкция к игре для участников). |
8. |
Безопасность |
Оформление игры и примененные материалы для изготовления игры информационно и экологически безопасны, так как не несут информационной ( в соответствии с требованиями ФГОС) и экологической угрозы( в соответствии с экологической безопасностью) |
ПРАВИЛА ИГРЫ
Дорогие учащиеся 8-11 классов!
Перед вами настольная игра «Радуга систем счисления», которая поможет вам повторить (закрепить) знания, полученные на уроках информатики при изучении темы
«Системы счисления»
Для успешного результата игры выполняй требования, предъявляемые к настольным играм
Для игры вам понадобятся:
Игральное поле
Два кубика красного и синего цветов.
Правила игры
В данную игру может играть любое число игроков, но если она проводится на уроке, то за игровое поле садятся два человека (один из них будет бросать синий кубик, а другой красный). При распределении цветов можно использовать считалку или жеребьёвку.
Каждый из игроков бросает кубик и согласно заданию из выпавших чисел формируется число, с которым необходимо выполнить указанные на игровом поле действия.
После выполнения задания каждый участник своим цветом вписывает ответ и время, затраченное на выполнения задания.
Игрок не может покинуть радугу, пока его соперник не выполнит задание в находящейся радуге.
Тот, кто выполнит быстрее и правильнее все задания становится победителем.
Ход игры
Запись игры
В это поле записываются образованные числа (примеры)
В эти поля записываются время выполнения задания и ответ
Инструкция для педагога
Педагогическая задача игры находится, как правило, за пределами игровой ситуации. Мотив включения ребенка в игру далеко не всегда совпадает с педагогической задачей. Дети включаются в игру затем, чтобы получить удовольствие (развлечься), выполнить творческую задачу, добиться успеха и т. д. Такая подмена мотивов не мешает достижению педагогического результата. Более того, ребенку не следует сообщать педагогическую сверхзадачу, дабы игра не потеряла свою естественность.
Каждый участник игры исполняет свою роль и должен осмыслить ее. При распределении ролей можно использовать как игровые (считалка), так и неигровые (назначение, жеребьевка) приемы. Несмотря на то, что роль задает определенное поведение, важно, чтобы оставалась некая степень свободы для проявления своей индивидуальности.
Большое значение имеет психологическая атмосфера в процессе игры. Юмор, шутка создают положительный эмоциональный фон. Не стоит ʼʼподогреватьʼʼ детей, вызывая сильные эмоциональные переживания по поводу возможной победы или поражения. В этом случае не только теряется удовольствие от самого процесса игры, но и могут осложниться отношения в детском коллективе.
Сюжет игры должен иметь логическое завершение, результат (выигрыш, преодоление препятствий, создание творческого продукта). Награды по завершении игры бывают самыми разными: призы, грамоты, эмблемы, шуточные звания, символические сувениры и т. д.
Дети должны знать и понимать содержание игры и ее правила.
Конструктивная основа игры - ϶ᴛᴏ преодоление препятствий для достижения игровой цели. В корне многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество.
Важно, чтобы дети были свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.
Игра не должна превалировать над ведущей на данном возрастном этапе деятельностью.
В игру следует включать элементы юмора, веселые недоразумения, путаницу.
Взрослые, выступая в роли организаторов игры, должны принимать на себя какую-то игровую роль. Дети, как правило, не принимают сторонних наблюдателей в своей игре либо относятся к ним настороженно. Для того чтобы игра работала на осуществление педагогической сверхзадачи, педагогу крайне важно доверие детей.
УПАКОВОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ ИГРЫ
Развёртка октаэдр
Развёртка додекаэдр
Лобанов А.А.
Лобанов Алексей Александрович