Образовательная головоломка к уроку информатики по теме «Системы счисления» (8–11 классы)

19
2
Материал опубликован 26 January 2018 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую проверочную работу нетрадиционной формы «Образовательная головоломка»

МБОУ «СОШ №11»

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую проверочную работу нетрадиционной формы «Образовательная головоломка»

к уроку информатики системы счисления или MS Excel

 

Лобанов Алексей Александрович

01.02.2018

Пояснительная записка
Актуальность применения данной игры - головоломки «Нонограммы» при изучении или закреплении темы «Системы счисления», объясняется тем, что учащиеся в ходе выполнения задания повторят правила перевода из десятичной системы счисления в двоичную, вспомнят принцип построения графических изображений на экране монитора и получат новые знания при применении информационно - коммуникационных технологий: средствами среды MS Excel построят закодированное графическое изображение.
По формату головоломка представляет собой интеграцию двух разновидностей головоломок: числовой и графической головоломки. 
Образовательная цель данной головоломки заключается в том, чтобы повысить интерес к изучению темы, а игровой подход, который реализует данное задание – головоломка естественный образом побуждает интерес к решению задания, так как каждый человек любит раскрывать тайны и загадки. Задачи, которые решает учитель на уроке:

предметные – знания основных понятий темы «Системы счисления» принципы формирования графического изображения, способы условного форматирование в MS Excel;

метапредметные - навыки анализа различных объектов, способность видеть инвариантную сущность различных объектов, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и знаниями, любовь к природе и окружающему миру.

В ходе основного прообраза головоломки взято изображение щенка с сайта http://branto.ru/index/japonskie_krossvordy_igra_v_odnoklassnikakh_kontakte_otvety_na_bonusnye_zadanija_chast_2/0-3123-0-3123.

В ходе выполнения головоломки учащимся необходимо (индивидуально/группах):

Применить полученные знания по теме: «Перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

Актуализировать знания по построению графических фигур в монохромном режиме.

Применить средства ИКТ и знания из области электронных таблиц для построения изображения с помощью функции «Условное форматирование ячейки».

Уровень сложности предлагаемого задания соответствует возрастным особенностям учащихся, так при его выполнении учащиеся применяют знания, полученные в ходе изучения курса информатика в 5-8 классах и при изучении темы «Системы счисления».

При разгадывании головоломки учащиеся повторят основные понятия темы «Системы счисления», в том числе правила перевода из одной системы счисления в другую, актуализируют знания по формированию графического изображения на экране монитора и узнали способы условного форматирование в MS Excel;

Пример задания.

При пересылке письма от Деда Мороза произошёл сбой и вместо поздравительной открытки пришёл набор числовых данных расположенных вдоль клетчатого поля. Известно, что все числа записаны в десятичной системе, а зная, что компьютер работает в двоичной системе счисления и с помощью знаний полученных при изучении темы «Системы счисления» переведи все числа в двоичные (при необходимости припиши незначащие нули, так чтобы двоичный код состоял из пяти цифр). На следующем этапе расставь полученные двоичные коды электронной таблице MS Excel и, применяя знания из раздела «Компьютерная графика» поставь соответствия каждому числу и цвету на клетчатом поле.

С помощью алгоритма по созданию условного форматирования ячейки таблицы

преобразуйте числовые данные в ячейках таблицы в графические данные. После выполнения алгоритма ты сможешь понять, что было изображено на поздравительной открытке Деда Мороза. А ты не забыл поздравить своих родных и близких. Если не успел, то сделай это обязательно.

Пример решённого задания – головоломки.

1. Учащиеся получают такого вида письмо

  1. 2. Учащиеся переводят все числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

    Десятичное число

    Двоичное число

    0

    0

    1

    1

    2

    10

    3

    11

    4

    100

    5

    101

    6

    110

    7

    111

    8

    1000

    9

    1001

    10

    1010

    11

    1011

    12

    1100

    13

    1101

    14

    1110

    15

    1111

    16

    10000

    17

    10001

    18

    10010

    19

    10011

    20

    10100

    21

    10101

    22

    10110

    23

    10111

    24

    11000

    25

    11001

    26

    11010

    27

    11011

    28

    11100

    29

    11101

    30

    11110

    31

    11111

    32

    100000

    3. Дописывают незначащие нули, чтобы полученные двоичные коды состояли из пяти цифр.   4. В электронных таблицах MS Excel учащиеся по заготовленной таблице расставляют полученные наборы двоичных кодов…
  1.   С помощью алгоритма по условному форматированию ячеек электронной таблицы учащиеся переводят данные из числового формата в графический формат и получают загаданное изображение.


В качестве домашнего задания учитель может предложить учащимся составить собственный проект аналогичного задания УДАЧИ! 
Приложение №1.  Пояснительная записка
Приложение №2.  ЭОР к уроку
Приложение №3. Задание в электронных таблицах для выдачи учащимся.
Приложение №4. Разработка урока.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Классная разработка!

22 April 2018

Поздравляю с заслуженной победой в конкурсе!!!

7 April 2019

Похожие публикации