12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иотова Анна Викторовна16

Иотова Анна Викторовна,

воспитатель

МКДОУ детский сад № 12





Образовательная практика «Чердак Времени»

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Это труд мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир [3]. Вот и мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Детям нужны знания, которые помогут им разобраться в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности.

Работа с детьми обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Необходимо использовать новые инновационные технологии, которые не только стимулируют познавательную активность, но и объединяют в одну группу НОД, досуги, развлечения, викторины, круглые столы и игры.

В своей практике большинство педагогов используют технологию проектной деятельности. Я же пошла дальше, и заглянула вместе с детьми в настоящее и прошлое вещей, через инновационную образовательную практику «Чердак Времени». Почему Чердак? А ведь только тут можно найти что-то таинственное, неизведанное и очень нужное для каждого ребенка. Наверняка, мамы и папы еще помнят те времена, когда лазили по бабушкиным чердакам в поисках старых, но таких необходимых вещей. У меня возникла идея создания чердака для моих любознательных воспитанников.

Главной целью организации «Чердака Времени» стало: создание вариативных условий для формирования познавательной активности дошкольников и развития детской инициативы.

Основной культурной практикой, осваиваемой на «Чердаке Времени» является познавательно-исследовательская деятельность. Наполняемость чердака зависит от темы планирования. Каждое занятие, проводимое на чердаке неповторимо.

Началось все с того, что начальном этапе, в старшей группе, я организовала мини чердак, в котором поселился хозяин паучок-старичок. Чердак имеет тканевый навес, муляж камина, старинные покрывала, половики, диафильмы, и конечно, самый главный предмет – это старинный сундук.

Чердачок очень быстро наполняется старинными вещами, о которых так интересно все узнать. Каждый уголок нашего чердака хранит интересные истории, связанные с прошлым старых вещей. Попадая на чердак, дети, как в сказке, находят вещь или предмет, а затем, превращаясь в настоящих исследователей, отправляются с жителями и гостями Чердака Времени в увлекательные путешествия.

Путешествие во времени – интересная игровая форма представления детям целостной картины мира [2]. Особенно актуально использовать данную практику в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Отталкиваясь от того какой предмет мы нашли на нашем чердачке, я ставлю вопрос для исследования. Как вы думаете, что это за предмет? Зачем он нужен? Кому он нужен? Каждый вопрос заставляет детей думать и сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между людьми и предметами. Вместе с детьми мы обсуждаем высказанные идеи и предположения. Изучая историю и традиции связанные с этим предметом, мы ищем современный ему аналог. Дети узнают историю появления и использования старинных предметов, понимают, что вещи со временем меняются, становясь более удобными и комфортными.

Так, к нам приходила Баба Яга и просила разобраться, что не так с ее метлой. На нашем чердачке оказался старенький веник. Вместе с детьми мы узнали много традиций и обычаев, связанных с этим предметом. Сравнили, из чего сделаны метла и веник. Вспомнили современные приборы: пылесос, робот-пылесос.

В феврале мы отметили день домового. А ведь он тоже живет на нашем чердаке. Он поведал нам много интересных историй о себе, о том, как его надо угощать, чтобы он стал добрым.

История появления утюга, который принесла на наш Чердак Федора, удивила не только детей, но и взрослых. Как только не нагревали утюги, пока не придумали современный электрический.

Котенок Яшка принес клубочек ниток, с помощью которого мы узнали, как раньше пряли пряжу веретеном. Этот необычный предмет мы нашли в сказках, сравнили с современными аналогами и еще долго сматывали нитки в клубочки после веселых игр котенка.

Чердачное пространство каждый раз преподносит нам новую тему для открытий. Дети не только слушатели, но и исследователи, а также творцы. Они рисуют, конструируют, придумывают новые истории со старыми предметами чердака.

Образовательная практика была бы невозможна без активного участия родителей, их поддержки. С их помощью мы организуем сбор «вещей прошлого». В ходе проектов дети с интересом собирают сведения об изучаемом предмете среди знакомых, спросив у родителей, из книг, энциклопедий и интернета. Площадка старого чердака становится местом необыкновенных открытий для ребят. А моя задача передать подрастающему поколению историю, ценности, традиции, особенности быта и обычаи народа [1].

На нашем чердаке уже хранится много ценных находок, а еще больше интересного из прошлого нас ожидает впереди.



Литература:

Буровик К.А. Родословная вещей/ К.А.Буровик.-Москва: Знание, 1991.-223с.

Малинина Е.В. Жизнь привычных вещей/ Е.В.Малинина, И.Д.Бутман.-Москва: Белый город: Воскресный день, 2014.-95c.: ил.- (Моя первая книга).

https://бгмнк.рф/проекты/мультимедийные-проекты/о-чем-рассказали-старые-вещи



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.