Образовательная программа для ДОУ «Умные мячики» (кружок)
Образовательная программа для ДОУ «Умные мячики» (кружок).
Адресат программы: 4 – 7 лет
Разработчики программы
Оганисян Наринэ Артуровна
Коновал Вера Владимировна
Срок реализации: 1 год
2023 год
Оглавление
1.1 Информационные материалы 3
1.2 Направленность программы 3
1.4 Отличительные особенности программы 4
II. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 5
2.3 Планируемые результаты освоения программы 10
III. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 11
3.2 Календарный учебный график 12
1.1 Информационные материалы
Образовательная программа составлена на основе многолетнего теоретического опыта работы педагогов и воспитателей, в том числе на основе методического пособия Умные мячики, комплекса упражнений для коррекционно – развивающей работы в соответствии с документами в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методическое пособие «Умные мячики» комплекс упражнений коррекционно – развивающей работы и т.д.
Настоящая программа адаптирована к условиям работы в рамках дошкольного общеобразовательного учреждения.
Программа определяет содержание и организацию дошкольного образовательного процесса в детском саду. ДОУ вправе реализовать программу при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Общеразвивающая программа «Умные мячики» имеет творческую направленность, коррекционную и развивающую.
Коррекционные упражнения можно использовать, как специально организованные занятия, а можно использовать, как динамические паузы. Эти упражнения могут использовать учителя, воспитатели без участия какого-либо специалиста.
Программа не только коррекционная, но и развивающая. Программа использует движение, комплекс в целом позволяет улучшить психомоторику (совокупность двигательных действий), направленную на развитие мелкой и крупной моторики, развитие координации движений, позволяет улучшить возможность слышать задачи, правильно и последовательно их реализовывать, вовремя переключаться с одного компонента задачи на другой, даёт возможность почувствовать свое тело.
1.4 Отличительные особенности программы
Отличительная особенности программы. Все движения с мячиками активизируют детей, методика решает задачи эмоционально – волевой регуляции.
Методы и формы занятий, средства деятельности по программе соответствуют поставленным целям и задачам, способствуют усвоению дошкольниками. Упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
В процессе заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.
Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.
Для поступления на программу не требуется сдачи вступительных экзаменов. Принимаются все желающие в соответствии с возрастом на основании поданного заявления родителей.
1.6 Срок освоения программы
Программа реализуется 1 год.
Обучение осуществляется в очной форме. Упражнения можно использовать на прогулке, в группе, на улице, в любом пространстве.
1.8 Режим занятий
Занятия проводятся в очной групповой форме 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятий - 40 мин.
Цель программы – применить упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников; научить ребенка применять эти упражнения в свободной деятельности для развития интеллекта, используя умные мячики.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
научить ориентации в пространстве и развить координацию дошкольника;
улучшить познавательные способности, нормализации поведения, уменьшения проявлений импульсивности и увеличения возможностей сосредоточения, улучшения координации движения тел;
сформулировать вербально – коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста и т.д.
II. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Кружок рассчитано на 1 год– 34 часа.
В процессе заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.
Год обучения | 1 полугодие | 2 полугодие | Всего по учебному плану | |||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||
1 год обучения | недель | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 34 | |
часов | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 34 |
Вводное занятие
I раздел: Знакомство.
1 тема: Правила техники безопасности на занятиях.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, по пожарной безопасности и охране труда. Знакомство с программой. Особенности обучения
Знакомство с умными мячиками и их свойствами, установление связей между свойствами мяча и органами чувств (зрение, осязание)
Знакомство с мячиками и с видами кинезеологических упражнений для детей дошкольного возраста. Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью и большим интересом их выполняют.
Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, применяются в основном в вводной и заключительной части занятия.
Глазодвигательные действия - помогают снять у детей мышечные зажимы, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
Массаж - воздействует на биологически активные точки.
Релаксация- способствует расслаблению, снятию напряжения
2 тема: Базовые упражнения.
1.Упражнение «Способы удара»:
1.1 Удар «стаканчик»: мячик берем в ладонь, захватывая пальцами таким образом, как будто бы берем в руку стакан или чашку. Бросок совершаем так, как будто ставим стакан или чашку (удар совершается об пол).
1.2 Удар «обезьянка»: мячик берем полной ладонью, пальцы распределены по всему диаметру мячика приблизительно равноудалено. Бросок совершаем всей кистью (удары совершаются об пол, стену, об пол при перекидывании в группах и парах).
1.3 Удар «чашка»: мячик расположен в ладони также, как при «обезьянке» для бросков вверх.
2. Упражнение «Способы захвата»:
2.1 Захват «обезьянка»: ловим мячик полной ладонью, при этом ладонь располагается тыльной стороной вверх.
2.2 Захват «чашка»: ловим мячик ладонью, расположенной тыльной стороной вниз.
3 тема: Движения
3.1 «Удары об пол». Совершаем удары об пол:
- однократно,
- многократно,
- попеременно, то одной рукой, то другой,
- двумя руками одновременно и попеременно,
- из руки в руку,
- перекидывая друг другу и т.д.
3.2 «Подкидывание вверх».
Броски совершаются в вертикальном направлении от горизонтальной срединной линии тела:
- попеременно, то одной рукой, то другой.
- двумя руками одновременно и попеременно.
- перекидывая из руки в руку.
- перекидывая друг другу и т.д.
3.3 «Переключение с одного удара на другой, с одного захвата на другой».
Совершаем броски:
- серией однотипных ударов и захватов,
- чередуя разные удары, с одним типом захвата,
- чередуя один тип удара и разные типы захвата,
- чередуя разные типы удара и разные типы захвата.
3.4 «Какую руку предпочитаешь?»
Бросаем ребенку мячик по центру тела с инструкцией «Лови одной рукой!».
Наблюдаем, какой рукой он ловит мячик чаще, что он делает, если бросать ему мячик в сторону не предпочитаемой руки.
3.5 Повторение всех видов ударов, захватов, движений в парах.
II раздел: Ориентация в пространстве
1 тема: Развитие функций кинетики
1.1 Упражнение «чередование вверх/ вниз»:
- совершаем бросок об пол, при помощи удара «стаканчик»
- подбрасываем вверх, с помощью удара «чашка».
- броски выполняются от срединной линии тела.
10 раз одной рукой; 10 раз другой рукой; 10 раз со сменой рук через удар об тпол, с перебрасыванием из руки в руку над головой.
2 тема: Чередование
1.2 Упражнение «Чередование бросок/приседание»
- удар об пол «стаканчиком», поймать мячик «чашкой»
- присесть (вниз)/встать (вверх);
- подбросить мячик вверх, поймать;
- встать на цыпочки.
10 раз с одной стороны; 10 раз с другой стороны; со сменой рук (смена рук при ударе мячика об пол и при подбрасывании) с движением мяча по часовой стрелке и против часовой стрелки.
1.3 Упражнение «Чередование ударов со сменой рук перед собой, с передачей мяча за спиной».
Цель этих захватов: регуляция силы броска и координация правильного направления при работе с мячом.
Совершаем удары об пол разными способами, один раз «стаканчиком», один раз - «обезьянкой»), ловим «чашкой». бросаем из правой руки в левую через удар об пол, левой передаем в правую за спиной - 10 раз; затем бросаем левой рукой в правую через удар об пол, передаем из правой руки в левую за спиной - 10 раз.
III раздел: Развитие навыков
1 тема. Солнечные часы
1.4 Упражнение «Солнечные часы»
- отметь точку перед собой, слева от себя, справа от себя, позади себя;
- - попади мячом в эти точки с проговариванием обозначения направления, в точку позади себя представь мысленно, что попадаешь в нее мячиком.
Выполняем сначала одной рукой, потом другой.
1.5 Упражнение «Рука-нога»
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой рукой, одновременно поднимаем левое колено - 1 раз;
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» левой рукой, одновременно поднимаем правое колено- 1 раз;
- бросаем мячик «чашкой» вверх правой рукой, одновременно поднимаем левое колено- 1 раз;
- бросаем мячик «чашкой» вверх левой рукой, одновременно поднимаем правое колено - 1 раз.
Повторяем всю серию 10 раз.
1.6 Упражнение «Части тела»
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой руки, одновременно левой рукой дотрагиваемся до лба / носа/ подбородка / (левого /правого) уха / плеча / живота / бедра / колена / пятки и т.п.
- тоже самое с другой рукой.
Выполняем сначала монолатеральные движения, а затем кросс латеральные.
IV раздел: Упражнения на координацию.
1 тема: Развитие координаций «Рука – нога»
2.1 Упражнение «Перекати поле»
- сидя за столом, перекатываем мяч с руки в руку;
- меняем положение рук: перекат по прямой линии, по диагонали;
- выполняем в парах: с одним мячиком (перекатываем по кругу, из руки в руку по диагонали), двумя мячиками (перекатываем по кругу);
- мячиками разных цветов совершаем перекаты, следуя инструкции ведущего, например, «перекати мячик из правой руки в левую» или «перекати красный мячик в правую руку партнеру, а синий - в левую и т.д.».
2.2 Упражнение «Мячики по кругу»
Выполняется в группе. Упражнение развивает не только зрительно-моторные координации, но и чувство ритма, а также зрительное внимание.
- встаем в круг. У каждого участника в правой руке мяч;
- одновременно передаем мяч по кругу из руки в руку, т.е. правой рукой передаем мяч в левую руку соседу справа;
- затем, перекладываем из левой руки в правую (ладонь при этом делаем «чашкой», мяч при передаче кладется в ладонь, а другой ладонью при этом накрывается), и опять передаем в левую руку соседу;
- все движения совершаем одновременно;
- когда движения всеми участниками будут производиться ритмично и одновременно, в тот момент, когда участники будут перекладывать мяч из левой руки в правую, ведущий говорит «Стоп».
2 тема: Развитие координаций «доска – тетрадь».
2.2. Упражнение «Пристенные игры»
Индивидуальные варианты:
- удары об стену «чашкой» с разного расстояния, стоя лицом к стене: правой рукой удар «чашкой» об стену, мяч отскакивает от пола, захват «чашкой» правой рукой, повторить 10 раз. То же с левой руки.
- удары об стену с разного расстояния, повернувшись правой стороной тела, левой стороной тела (левой/правой рукой);
- бросок, поворот на 360 градусов и захват мяча (левой/правой рукой).
Парная игра:
- пара встает перед стеной, лицом к ней;
-мячик в руке у одного из участников. Он бросает правой рукой «чашкой» мячик об стену с таким расчетом, чтобы мячик, ударившись об стену, отскочив от пола, попал в правую руку партнеру по игре;
- делаем это с разного расстояния от стены (подходя ближе, отходя дальше);
- делаем это, когда один участник стоит ближе к стене, другой дальше;
-делаем это, меняя расстояние между участниками;
- делаем это, стоя друг напротив друга и бросая мячик через стену;
- делаем это, стоя спиной друг к другу и бросая.
Ловим/бросаем разными руками (то левой, то правой).
Групповой вариант:
- группа участников выстраивается в шеренгу относительно стены (лицом к стене);
- участники, стоящие по краям шеренги, берут в правую руку и бросают его об стену, таким же образом, как в парном варианте;
- мячики, как бы передвигаются от участника к участнику, навстречу друг другу;
- как только мячики достигли крайних участников шеренги, крайний правый участник отдает мячик соседу слева и переходит на другой конец шеренги, получает мячик от соседа справа;
- и снова крайние участники начинают перекидывать мячики вдоль шеренги;
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в крайних позициях.
2.2.2 Упражнение «Броски в парах»
У каждого участника по одному мячику. Совершаем различные броски друг другу:
- бросаем мячик партнеру с ударом об пол (монолатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мяча из руки в руку (крослатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку, с броском через удар об пол;
Перекидываем мячик партнеру через подбрасывание вверх (монолатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку за спиной (коллатеральное движение).
Движения совершаются по часовой стрелке, против часовой стрелки.
V раздел. Заключение
1тема: Предметы
Упражнение «Разные предметы».
Ребенок из одной руки в другую самостоятельно или в паре с другим ребенком/взрослым перебрасывает предметы, различающиеся по весу и/или форме, например, мяч обычный и массажный или мяч и ручку и т.п.
Итоги, рефлексия.
2.3 Планируемые результаты освоения программы
Результат освоения Программы.
Упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
Особенно эффективна кинезиологическая гимнастика у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.
В процессе выполнения заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.
Данная методика очень удобна и эффективна в работе с детьми по нескольким причинам:
- позволяет сделать занятие более интересным и увлекательным для детей разных возрастов;
- способствует развитию функций переработки кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной, слуховой информации, а также произвольной регуляции и серийной организации движений и действий.
Для занятий используются специализированные мячики диаметром 5 см, которые достаточно лёгкие по весу и легко отбиваются от разных поверхностей.
Наименование разделов, тем | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | |
Вводное занятие - 1 час | 1 | 1 | 2 |
I раздел: Знакомство. 1 тема: Правила техники безопасности на занятиях. 2 тема: Базовые упражнения. 1.Упражнение «Способы удара» 2. Упражнение «Способы захвата»: 3 тема: Движение 3.1 «Удары об пол». Совершаем удары об пол: 3.2 «Подкидывание вверх». 3.3 «Переключение с одного удара на другой, с одного захвата на другой». 3.4 «Какую руку предпочитаешь?» 3.5 Повторение всех видов ударов, захватов, движений в парах. | | 8 | 8 |
II раздел: Ориентация в пространстве 1 тема: Развитие функций кинетики 1.1 Упражнение «чередование вверх/ вниз»: 2 тема: Чередование 1.2 Упражнение «Чередование бросок/приседание» 1.3 Упражнение «Чередование ударов со сменой рук перед собой, с передачей мяча за спиной». | | 6 | 6 |
I III раздел: Развитие навыков 1 тема. Солнечные часы 1.4 Упражнение «Солнечные часы» 1.5 Упражнение «Рука-нога» 1.6 Упражнение «Части тела» | | 7 | 7 |
IV раздел: Упражнения на координацию. 1 тема: Развитие координаций «Рука – нога» 2.1 Упражнение «Перекати поле» 2.2 Упражнение «Мячики по кругу» 2 тема: Развитие координаций «доска – тетрадь». 2.2. Упражнение «Пристенные игры» 2.2.2 Упражнение «Броски в парах» | | 8 | 8 |
V раздел. Заключение 1тема: Предметы Итоги, рефлексия. | 2 | 1 | 3 |
Итого | 3 | 31 | 34 |
3.2 Календарный учебный график
Продолжительность учебного года - 34 недели
Начало занятий – 04.09.2023 г., окончание - в соответствии с учебным планом ДОУ.
Регламент образовательного процесса:
- один год обучения – 34
1 раз в неделю по 1 часу
Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию.
Продолжительность занятий - 40 мин.
Режим работы период школьных каникул.
Занятия детей в учебных группах ДОУ проводятся по временно-утвержденному расписанию, составленному на период каникул, в форме, индивидуальной работы.
Для оценки качества освоения программы, а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются диагностики, которые предусмотрены учебным планом в ДОУ.
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение: кабинет
2. Приборы и оборудование: столы, стулья
3. Умные мячики
1. Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.:2019.-48с
2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014.